Женская идентичность и где я ее нашла.
Стояла я тут в пробке и тут меня наконец-то озарило,почему в последнее время я пытаюсь встретиться где-то "девочками". Без мужей, парней и остальных пассий.
Давайте немного пофантазируем? Представим девочку Машу, которая родилась в нормальной такой семье где-то на рассвете 90х, через несколько лет после своего братика. То есть у Маши в семье была мама, папа и старший брат. Эта девочка росла-росла. И вот в период, когда надо было примерять разнообразные социальные роли (старшие дошкольники и младшие школьники) и социализироваться вообще в принципе, девочку Машу все время ровняли по братику. К примеру, если что-то покупали, то все время поровну; если наказывали, то одинаково обоих.
В принципе стремление родителей понятно: чтоб никому не было обидно. Но вот девочка Маша особо не поняла различий в социальных ролях девочки и мальчика. Можно нафантазировать, что и мама не знала этих ролей, или знала, но не осознавала или совсем уж какой-то странный для меня случай, когда мама знала, но решила не делиться с дочкой этим знанием. Но чаще всего я сталкиваюсь с тем, что родители не уделяют этому моменту необходимого внимания и ограничиваются такими установками "мужчины не плачут", "женщине надо выйти замуж в ... лет", "женщина должна терпеть" и так далее. Возможно, что мама Маши вообще не хотела (читай: не умела) общаться с дочкой на такие темы, потому что у нее (у мамы) у самой эта женская идентичность нивелирована и идет скорее из социума, ее тоже никто не учил.
Продолжим про нашу Машу. С поступлением в школу наша Маша общалась в основном с мальчиками, потому что так привычней и она вроде как знает, что с мальчиками обсуждать и как себя вести. Пример-то отношений с братом из семьи есть, а мама особо и не тянется. Да и к тому же мама сама говорит, что "все должно быть поровну" и продолжает наказывать обоих за какие-то провинности. Маша растет и со временем перенимает поведение и формирует свой характер так, как принято в отдельно взятом маленьком социуме ( в группе с мальчишками-подростками).
Девочка Маша взрослеет, уже давно появились различия между мальчиками и девочками во внешних физических проявлениях. Эти различия игнорировать практически невозможно и Маша, так или иначе, начинает общаться с своими сверстницами, но общение это складывается как-то странно. Маше как будто не о чем с ними разговаривать, как будто многие темы из "мальчуковской" кампании татуированы здесь - среди девочек. Беря во внимание количество гормонов, которые, чаще всего, бьют фонтаном в подростковый период, у Маши вполне себе может сформироваться негативизм из-за сложных отношений с девочками. Она может даже решить для себя, что "такой, как они, она быть не хочет".
Здесь хотелось бы остановиться подробней. Именно тут происходит поворотный момент. Человек может как-будто застрять с своем переживании и в действительно пойти на поводу. Сложности в установлении общения, отсутсвие общих тем, отсутсвие модели построения взаимоотношений с женщинами — все это может привести к защитным еще пока (в тот конкретный момент) установкам, что мол "да ну их, мне и без них хорошо" (обесценивание), "я ничего такого и не помню, чтобы были какие-то проблемы" (забывание), "а вообще мне с мальчишками круто" (вытеснение) и прочим. И тогда возможно, что будущая женщина как будто потеряет контакт со своей внутренней женщиной. Она вполне может воспринять эту часть себя как и тех, внешних, девчонок.
Но также есть и второй вариант (как минимум их два, а как максимум множество вариаций развития этой ситуации): девочка может так таки обратиться к литературе, психологам, маме (если осталось еще минимальное доверие) и попробовать разобраться в этой своей реакции. Естественно, что именно этот вариант имеет наиболее плодотворно влияние на характер и психику в целом.
Но вернемся к "проблемному" развитию событий. В качестве защитного механизма девочка неосознанно выбирает подходящий именно для себя и успешно его использует, чтобы "уйти" от осознания проблемы и не испытывать, возможно, боль, тоску, чувство неполноценности и весь остальной набор чувств, сопровождающий нарушение своей Я-концепции. Возможно даже, что образ себя сформируется как некий противопоставляющийся стереотипу о женщинах. И будет похож скорее на мужской. В обществе такая женщина может восприниматься как "мужик в юбке" или "свой пацан".
Так вот к чему я все это? Когда уже Я-концепция более или менее сформирована, у женщины появится молодой человек или муж, а может и не появится, возможно будет ребенок или нет, есть вероятность того, что время от времени она может испытывать сильнейшее желание "встретиться девочками". Это желание может казаться ей странным, его можно будет с легкостью скинуть его на пмс, воспринять как желание решить какую-то женскую (!) проблему, с которой именно к другу (мужчине) нельзя прийти, может быть наша героиня будет сталкиваться в рабочем пространстве с женщинами начальницами, которые будут пытаться ее чему-то учить. Ясно одно, что роли женщин в восприятии нашей героине будет отводиться какая-то особенная роль. Как уж ее окрашивать — это ее выбор (в ссоры, в интерес и так далее).
Я склонна полагать, что именно фрустрированная потребность в женской идентичности непосредственна связан с этим желанием. Возможно где-то это будет выражено в сравнении своих семей, возможно где-то разговором именно о "женских штучках", возможно где-то в обмене опытом и поиске понимания и принятия именно от женщин. Возвращаясь к детско-родительским отношениям, возможно, даже воспринимая это принятие как принятие от мамы.
Для меня это возможно стало каким-то удивительным открытием, что под моим желанием действительно существует потребность и потребность эта в достаточной мере фрустрирована. Как будто приоткрылась какая-то новая я сама для себя — женщиной, которую я могу и хочу принимать в себе.