iskry.life

iskry.life

На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
106 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 2 поста 0 в горячем

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1

Сентябрь — урожайный месяц не только для кладовых, но и для полок музыкальных магазинов и онлайн-стримингов. Но нынешний сентябрь превзошёл все ожидания — такого изобилия релизов не было давно. К тому же, словно сговорившись, в последний день месяца тяжеловесы вроде Pixies, Bjork и Yeah Yeah Yeahs одновременно выпустили свои новые, долгожданные альбомы.

Поэтому наш самый первый, сентябрьский «Звукосниматель» будет разбит на две части, и сегодня мы представляем первую из них.



Santigold — Spirituals
Рекорд-компания: Little Jerk Records
Дата релиза: 9 cентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Santigold на выступлении в House of Blue в Бостоне, июнь 2012 года. Фото: digboston, flickr.com



Об альбоме одним предложением

Американская многожанровая певица проводит сеанс самотерапии в окружении 15 продюсеров.


Об альбоме развёрнуто

Альбомы, записанные во время ковидного затворничества, продолжают выходить, и название Spiritual для новой пластинки американской певицы Santigold неслучайно.


Сама она говорит об этом так: «Эта запись стала моим личным спасением, источником свободы и красоты во времена неволи и страха — как и некогда музыка спиричуэлс для моих предков».

Про Santigold я узнал благодаря её коллаборации с великими Beastie Boys в треке Don't Play No Game That I Can't Win. Песня выходила синглом, попала на альбом патриархов хип-хопа Hotsaucecommitteeparttwo и на их недавний сборник всех хитов Beastie Boys Music, а также легла в основу выдающегося одиннадцатиминутного видеоклипа.

Фит на альбоме Beastie Boys — это путёвка в жизнь и индульгенция от любых ошибок и промахов.


Помимо этого, Santigold также сотрудничала с Дэвидом Бирном, специалистом по женскому попу Марком Ронсоном и хип-хоп тяжеловесами Jay-Z и Kanye West. Её творчество находится в широком диапазоне от панк-рока и хип-хопа до танцевальной электроники.


Новая пластинка, первая за четыре года, не очень слащавая, не очень мрачная и в меру романтичная, идёт в ногу с основными коммерческими тенденциями, но не шаг в шаг, а как бы сопровождая их. Примерно так же сделал Beck на альбоме Colors в 2017-м.

Приятный реверберированный звук, ямайские интонации, тропикалия, синтезаторы и драм-машины из 80-х — все эти элементы, казалось бы, стали уже общим местом, но на этой пластинке они идеально сбалансированы, использованы очень ненавязчиво и совершенно не напрягают. Возможно, в этом заслуга 15 (!!!) продюсеров, работавших над альбомом. Как и положено в хип-хопе, тут много «гостей», в том числе и гитарист Yeah Yeah Yeahs Ник Зиннер.

При всём этом пластинка длится только 30 минут, что ещё один несомненный плюс — не устаёшь слушать её целиком и удивляться неожиданным изгибам аранжировок. Хороший саундтрек к ранней осени — бабьему, или, как его называют в США, индейскому лету.

Даже если вы не являетесь фанатами хип-хопа — смело включайте, не исключено, что понравится.



Pixies — Doggerel
Рекорд-компания: BMG
Дата релиза: 30 сентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Pixies на концерте в Театре Линкольна в Вашингтоне, май 2017 года. Фото: Theresa C. Sanchez, flickr.com



Об альбоме одним предложением
Лучший альбом Блэка Фрэнсиса и компании с 2014 года.


Об альбоме развёрнуто

Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Мир делится на тех, кто ждёт новый альбом Pixies, и тех, кто нет». Лично я всё ещё жду новый альбом The Cure, но новинки от трёх эльфов и феи, речь о которых идёт в этом обзоре, слушаю регулярно.

И с каждым новым альбом удивляюсь тому, что они до сих пор продолжают выпускать хорошие пластинки. Важный момент — это уже восьмой альбом Блэка Фрэнсиса и компании и четвёртый после возвращения группы в студию в 2014-м после 23-летней паузы и без Ким Дил на басу.

Помнится, в 90-е Charles Michael Kittridge Thompson IV (как в миру зовут Блэка Фрэнсиса, или Фрэнка Блэка, когда он выступает сольно) заявлял, что воссоединению Pixies не бывать никогда, чем, конечно, разбивал сердца фанатам, но и вселял надежду на то, что есть ещё на свете чистый, непродажный инди-рок, иконами которого является бостонская четвёрка. Но спустя 10 лет после распада группу вернули на сцену, возможно, соблазнив большими гонорарами или чем-то ещё, а с 2014-го Pixies снова начали выпускать альбомы, каждый из которых сильнее предыдущего.

Pixies — абсолютный культ, возможно, потому что нет ни одного артиста, кто смог бы скопировать их звук и игру. Не говоря уже об абсолютно неповторимой сонграйтерской манере Фрэнсиса. Многие пытались — не получилось ни у кого.


Известно заявление Курта Кобейна, что на Nevermind он просто «хотел «передрать» Pixies». Правда? Я бы ни за что не догадался, Pixies, на мой взгляд, в сотни раз изящней и глубже.

Открывающая альбом Nomatterday кажется выкраденной со студии записью времён Bossanova и не оставляет никаких сомнений в том, что следующие 42 минуты станут увлекательнейшим нойз-поп приключением. Запущенное на затравочку пару месяцев назад видео Vault of Heaven — классический пиксисовский стёб, с характерным гитарным рифом Джо Сантьяго.

Лирического пика пластинка достигает в The Lord Has Come Back Today — песне, которую сложно снять с повтора. Сюрпризы ожидают фанатов Pixies вплоть до последней заглавной композиции, в аранжировке которой пробиваются ростки фанка. Излишне говорить, что качество пения, игры и записи даже не обсуждается. Паз Леншантин, заменившая «незаменимую», как казалось, Ким Дил, окончательно влилась в группу — и пазл сложился.

Нет, чудеса всё-таки случаются!



The Young Gods — The Young Gods Play Terry Riley In C
Рекорд-компания: Two Gentlemen
Дата релиза: 9 cентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Солист The Young Gods Франц Трейхлер на выстурлении в Берне, октябрь 2007 года. Фото: nudevinyl, flickr.com



Об альбоме одним предложением
Блестящая интерпретация классики американского минимализма от швейцарских индустриальщиков.


Об альбоме развёрнуто

Всё же причислять The Young Gods только к индустриальному цеху не совсем правильно. За свою долгую и очень интересную карьеру они исследовали разные жанры: электронную музыку, как в ритмичных, так и в эмбиентных формах, психоделию — намекая на любовь к The Doors композицией Summer Eyes, и даже выпустили акустический (!!!) альбом Knock on Wood, продемонстрировав великолепное владение инструментами (настоятельно рекомендую!).


Не забывают швейцарцы и о классике XX века. В 1991-м, когда от них этого меньше всего ожидали, молодые и яростные боги индастриала выпустили дарк-кабаре альбом The Young Gods Play Kurt Weill, пропитанный сатирой и гедонизмом.

Свежий релиз — живое исполнение знаменитого произведения Терри Райли* In C, записанное за один день, — 21 октября 2021 года в женевской студии. Сочинённая в 1964 году композиция признаётся многими критиками первым минималистическим опусом в истории мировой музыки и состоит из 53 коротких музыкальных фраз в тональности «до» (С) разной длины, каждая из которых может повторяться произвольное колличество раз. Исполнение этого алеаторического произведения обычно длится от 45 до 90 минут.

«In C подобна игре жизни: чтобы получилось, все должны внимательно слушать друг друга. Кто-то может сказать, что это относится ко всей музыке, но In C — нечто большее, чем одновременное исполнение: это произведение приглашает вас в другое измерение, где прошлые и будущие события переплетены так, что вы постоянно находитесь в поле всех возможностей», — утверждает лидер The Young Gods Франц Трейхлер.


Согласитесь, пока что всё это выглядит как занудный академический авангард, если бы не одно «но» — сам звук, и он всё меняет.


То, что в далёком 1964 году, а зачастую и сегодня, исполнялось на скрипках, дудочках, фисгармонии, теперь извлекается из синтезаторов, семплеров, гитары и пропущено через массу эффектов. Арпеджираторы и перкуссионные доставляют буквально физическое удовольствие. И да — Цезаре Пиззи, Франц Трейхлер и Бернард Тронтин прекрасно слышат друг друга и извлекают абсолютно новую музыку из старых партитур.

Эта концептуальная пластинка, которую принципиально необходимо слушать от начала до конца не отвлекаясь, уверенно стремится в мой личный топ-5 альбомов года.

______

* Терри Райли (Терренс Митчелл Райли) — композитор и музыкант, один из основоположников и классиков американского минимализма.

В очередной раз The Young Gods ставят перед собой сверхамбициозную задачу, филигранно выполняют её — и делают это скорее как пытливые естествоиспытатели, а не упивающиеся собственным величием мэтры.



John Coltrane — Blue Train: The Complete Masters
Рекорд-компания: Blue Note
Дата релиза: 16 cентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Джон Колтрейн в 1963 году. Фото: wikimedia.org


Об альбоме одним предложением
Аудиофильское переиздание первого шедевра Колтрейна с ранее не издававшимися бонус-треками.


Об альбоме развёрнуто

Во время этой записи, в сентябре 1957-го, Колтрейн был членом квартета Телониуса Монка, выступавшего в легендарном джазовом клубе The Five Spot Cafe на Манхэттене. Воспользовавшись окном в концертном графике, он отправился в небольшую студию в соседнем Нью-Джерси в компании басиста Пола Чамберса и ударника Филли Джо — с обоими Колтрейн играл ещё у Майлза Дэвиса, духовиками команды Арта Блэйки Jazz Messengers Ли Морганом (труба) и Кёртисом Фуллером (тромбон), кроме того, к записи присоединился пианист Кенни Дрю.


Так был записан Blue Train, который позднее назовут первым шедевром Колтрейна.


65 лет спустя джазовый лейбл Blue Note переиздал классический хард-боп альбом на двойном виниле в стереомиксе и с новым ремастерингом с оригинальной мастер-пленки. К релизу были добавлены семь бонус-треков, четыре из которых были ранее неизвестны.

Новое издание сопровождает буклет с не публиковавшимися прежде фотографиями от Фрэнсиса Вулфа и эссе исследователя творчества Колтрейна Эшли Кана. Подобные аудиофильские деликатесы стоят недешево — «Амазон» продает двойник за 55 долларов, в магазинах, скорее всего, он будет стоить ещё дороже.

Наряду с Монком и Майлзом, Колтрейн — один из трёх столпов джаза, масштаб творчества которых продолжает увлекать за собой всё новые и новые поколения меломанов, причём даже тех, кто далёк от подобной музыки. Слушать и знать Колтрейна среди продвинутой молодёжи так же круто, как разбираться в архитектуре Баухауса, абстрактном экспрессионизме или литературе битников.

А значит, не всё ещё потеряно — есть повод наполнить бокал и провести вечер в компании с гениальным саксофонистом.



Tim Burgess — Typical Music
Рекорд-компания: Bella Union
Дата релиза: 23 cентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Тим Бёрджесс на концерте в Осло, июнь 2019 года. Фото: wikimedia.org

Об альбоме одним предложением
Полтора часа солнечного психоделического поп-рока от вокалиста культовых The Charlatans.


Об альбоме развёрнуто

В чём мы всегда уверены перед прослушиванием очередного сольника Тима Бёрджесса — это будет совсем не похоже на The Charlatans. Мы уже слышали его кантри, соул, фанк и экспериментальный поп. На этот раз, по словам самого Бёрджесса, он стремился сочинить сай-фай панк и сай-фай сёрф песни, вдохновляясь продюсерскими работами Джо Мика и Кима Фоули.

Тим — известный меломан, написавший книгу о коллекционировании винила, и ведущий популярного музыкального канала в «Твиттере» — неудивительно, что каждый его новый сольник представляет собой калейдоскоп из разных жанров и настроений.

Проведя 30 дней в уэльской студии Rockfield, где The Charlatans некогда записывали легендарный Tellin' Stories в компании мультиинструменталистов Тимоти Льюиса aka Thighpaulsandra, сотрудничавшего с Джулианом Коупом, Spiritualized, Coil и Даниелем О'Салливаном, Бёрджесс выдал 22 песни о детях, родителях, дружбе и непростых отношениях.

Несмотря на название альбома, эта музыка не совсем обычная. Скажу сразу: много панка и сёрфа у Тима не сочинилось, но получился очень хипстерский (в американском понимании) и студенческий (в хорошем смысле) психоделический поп-альбом, где периодически возникают ассоциации то с Velvet Underground, то со Sparks, то с The Beach Boys, то с другой поп-музыкой 70-х и 80-х.

Как это и принято в психоделике, пробиться к песне сквозь сложную аранжировку с первых секунд, как правило, не удаётся, однако ко второму куплету композиции раскрываются во всей своей красоте.

Идеальный альбом для долгого путешествия поездом и авто, когда череда полей за окном не заканчивается, как не заканчиваются песни на этой пластинке.



EMF — Crime of Passion
Рекорд-компания: Self-release
Дата релиза: 29 сентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Группа Epsom Mad Funkers. Фото: Скота Джоли, emf-theband.com

Об альбоме одним предложением

Свежий сингл с первого за 27 лет альбома EMF — некогда главной мэдчестерской группы в советском телеэфире.


Об альбоме развёрнуто

Пользуясь служебным положением, расскажу вам о релизе, к которому сам имею отношение. Речь идёт о втором сингле EMF с их камбэк-альбома Go Go Sapiens, выпущенного в апреле этого года. Предыдущий альбом выходил 27 лет назад, и с тех пор действительно утекло много воды: группа несколько раз распадалась и собиралась вновь, в итоге от оригинального состава осталось всего три человека, один из которых, шоумен-клавишник Дерри Браунсон, сейчас не всегда принимает участие в выступлениях группы, а в студии и вовсе не появляется.

Отметив тридцатилетие своего глобального мегахита Unbelievable (который летом 1991-го неоднократно пробивался даже в эфир Первого канала советского телевидения) и суперуспешного дебютного альбома Schubert Dip делюксовым переизданием всего каталога группы, вокалист Джеймс Аткин и гитарист Иан Дэнч решили, что время для новой музыки EMF наконец-то пришло.

Альбом был достаточно быстро сочинён и записан в домашних студиях Джеймса и Иана ещё в 2021-м, но его выход задержала очередь, образовавшаяся на заводах виниловых пластинок, — музыканты по всему миру, лишённые возможности выступать во время локдауна, практически одномоментно закрылись в студиях и создали много записей, которые теперь нужно было напечатать.


Пусть цифровые копии уверенно опережают остальные форматы по продажам, но без винилового тиража презентация альбома сегодня снова немыслима.


Возвращение артистов после длительного перерыва всегда воспринимается со скепсисом, однако Go Go Sapiens звучит свежо и игриво, как и должны звучать EMF. Впрочем, именно Иан и Джеймс всегда были основной творческой силой группы, и, растеряв большую часть оригинального состава, EMF не утратили своей креативности. Выбрав Sister Sandinista первым синглом, Джеймс попросил меня спродюсировать более дерзкую версию и сделать ремикс. Я переиграл бас, добавил немного гитар и электроники. Результат группе понравился, и мы занялись вторым синглом, продолжая работать в том же ключе. «New Order и The Smiths сильно повлияли на формирование нашего музыкального вкуса — думаю, это слышно в Crime of Passion, — признаётся вокалист.


— А сама песня о любви к тому, кто жестоко разбивает твоё сердце. Эта история стара как мир, но рецепта от несчастной любви так и не изобрели».


Удивительно, что повзрослевшие кумиры девочек-тинейджеров поют об этом по-прежнему очень убедительно.

Есть ещё порох в пороховницах.



Editors — EBM
Рекорд-компания: PIAS
Дата релиза: 23 сентября

«Звукосниматель». Сентябрь, 2022, часть 1 Хорошая музыка, Музыка, YouTube, Клип, Электронная музыка, Пластинка, Новое, Звук, Релиз, Звукозапись, Видео, Длиннопост

Editors на фестивале «Пикник «Афиши» в Москве, июль 2010 год. Фото: wikimedia.org


Об альбоме одним предложением
Один из лидеров британского пост-панк ривайвела перезагружается.


Об альбоме развёрнуто

Да не введут вас в заблуждение обложка и новое название пластинки бирмингемской группы, чьё имя не может не интриговать многих музыкальных редакторов, — к Electric Body Music (индастриал-дэнс) прямого отношения она не имеет. Хотя синтезаторов и драм-машин у Editors действительно добавилось, будем надеяться, что при всей своей серьёзности группа всё же иронизирует над собой и над нами.

Дополнительной электроникой коллектив обязан своему новому участнику Benjamin John Power — его сольный дарк-индастриал проект называется Blanck Mass, и комбинация Editors / Blanck Mass дала альбому его «стилеобразующее» название.

Когда в 2005-м бирмингемцы выпустили дебют The Back Room, их воспринимали как прилежных имитаторов: «британская копия Interpol, которые в свою очередь копируют Joy Division». Амбициям группы это не отвечало, и они продолжили развиваться, не делая особых перерывов между выпуском альбомов.


В нынешней инкарнации Editors ближе к насыщенной индитронике New Order, чем к разряженному минимализму Joy Division. Местами элементы дарк-вэйва и синти-попа великолепно работают в аранжировке, но порой группа перегибает планку и начинает напоминать немецких подражателей Depeche Mode.


Альбом очень ровный — сплошь состоящий из гимнов (9 песен на 53 минуты), но открывающий его трек Heart Attack благодаря структурному и мелодическому развитию его второй половины, на мой взгляд, сильнее остальных. Скупые на гармонии постпанки, скорее всего, разделили бы его на две самостоятельные песни.

Editors упиваются своим стадионным пафосом и готовы к долгому туру по всем континентам. Кто мы такие, чтобы осуждать их за это?

Автор Владимир Комаров. Материал iskry.life

Показать полностью 7 7

Его прощальный поклон

«Завершим там, где всё и начиналось», — написал в своих соцсетях Марк Алмонд и в последний раз вывел Soft Cell на нью-йоркскую сцену. Для поколения музыкантов, оседлавших волну панк-революции конца 70-х и доживших до смутных 20-х нового века, пришло время возвращать долги.


What goes up must come down* — повинуясь законам Ньютона, крупицы времени в песочных часах Демиурга неумолимо падают вниз. Некогда юношеские лица покрываются морщинами, и вот наши любимые артисты уже не снимаются в клипах, отмечают серьёзные юбилеи (не только свои, но и своих творений) и один за другим уходят в мир иной.


_____

* «То, что поднимается, должно опускаться».

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com


Нью-Йорк — особое место для Марка: здесь он совершал эксцентричные покупки (например, здание заброшенной церкви, в которой жил), ночами напролёт танцевал в Студии 54, тусовался со всеми фриками — от безымянных хастлеров из Hell's Kitchen до Энди Уорхола — и записывал музыку. Много музыки. О тех далёких славных днях он увлекательно рассказывает в своих автобиографиях «Порочная жизнь» (Tainted Life, 1999, российское издание — 2002) и «В поисках истока наслаждения» (In Search of The Pleasure Palace, 2004, российское издание — 2008).

Русскоязычное издание второй книги сам автор позже призывал бойкотировать, ссылаясь на неудовлетворительный перевод (интересно, как он мог его оценить, не владея русским) и ещё какие-то причины, уже стёршиеся из моей памяти. Но это лишь подогрело интерес к книге, и я открыл для себя прежде не известного мне Марка Алмонда: ироничного и многогранного.

В его мемуарах нашлось место и для Сибири, куда лощёную звезду занесло благодаря инициативе Артемия Троицкого, стараниям местных промоутеров и протекции Британского Совета весной 1993-го.

«Мы отправились в тур по Сибири — в Омск и Новосибирск. Дело было зимой, и я играл в холодных залах, где со стен облезала краска, на сцене стоял один дребезжащий рояль, а над сценой качалась тусклая лампочка.


Но принимали нас прекрасно. После концерта люди заходили ко мне в гримёрную и приносили кто что мог: банку варенья, букет цветов или аудиокассету. И для меня открылся новый мир»*.


_____

* Цитата из статьи «В поисках Вадима Козина – советского короля танго»

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com

Признаюсь честно, все эпохальные выступления Марка в родном Новосибирске — а было их как минимум три — я по разным причинам пропустил. Но слышал пару великолепных историй от свидетелей тех событий, которым склонен доверять.

1. На концерте в ДК Железнодорожников, где певец выступал под фортепианный аккомпанемент, вокальный микрофон отказался работать в самом начале программы. Марк отложил бесполезную железку в сторону и «прокачал» огромный промёрзший ДК без звукоусиления, периодически отхлёбывая из бутылки водки, передаваемой с первых рядов.

2. Поздним вечером что-то отмечавшая пара представителей новосибирской творческой интеллигенции спустилась в ларёк за дополнительной бутылкой водки (которую в те времена там можно было запросто купить когда угодно). Возле ларька им повстречался субтильный иностранец, которого они угостили купленным напитком просто так, за знакомство. Богема была одета по-домашнему, в тельняшки — позже Алмонд вспоминал, что какие-то морячки напоили его на улице, и впечатления от Новосибирска были смазаны невероятным похмельем.


Несмотря на эпизод с контрафактным, видимо, алкоголем, британский певец неоднократно возвращался в Новосибирск, и если кто из западных артистов и достоин получить звание почётного жителя города, то это, несомненно, Марк Алмонд.С одной стороны, «походы в Сибирь» неудивительны для человека, годами снимавшего квартиру в Москве, певшего дуэтом и с Аллой Баяновой, и с Людмилой Зыкиной, а в конечном итоге записавшего два альбома русских романсов из репертуара Вадима Козина.

Но с другой, Марк — икона западного андерграунда и контркультуры, друживший и сотрудничавший с Дженезисом Пи-Орриджем, Джоном Кейлом, Ником Кейвом, Сьюзи Сью, Coil… Многие музыкальные критики считают песню Memorabilia группы Soft Cell первым техно-треком в истории, а саму группу — ролевой моделью для всех электродуэтов от Pet Shop Boys и Erasure до Fisherspooner. Скажем прямо: артисты такого масштаба новосибирскую публику своими выступлениями до весны 1993-го не баловали, да и после баловали нечасто…

30 августа 2022 года Марк Алмонд в сопровождении Филипа Ларсена (продюсера последнего альбома Soft Cell — Happiness Not Included), трио бэк-вокалистов и саксофониста поднялся на сцену нью-йоркского Beacon Theatre. Как и было заявлено, ровно в 20:00, ибо теперь 65-летний господин Алмонд предпочитает отходить ко сну уже в 22:30 (и делать это в своей постели). Об этом он прямо и заявил со сцены, подстёбывая опаздывающих на концерт.

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com


Вообще-то, скажу я вам, походы на концерты кумиров молодости — испытание не для слабонервных. В свои 46 ощущаешь себя самым молодым in da house. Гораздо моложе остальной публики в майках размера XXL... К тому же американский зритель — не подарок.


Проблема № 1 американских концертов в том, что народ постоянно бродит по залу и между рядами: за пивом — назад с пивом — в удобства после пива — из удобств — упс, забыл купить ещё одно пиво... — «Дорогая, взять на тебя?». И далее — по кругу.


Относительный порядок я наблюдал лишь на 3D-концерте Kraftwerk в стенах легендарного Radio City Hall, но даже там, находясь в другом измерении, практически в невесомости, некоторым всё же удавалось прорываться в буфет...

Относительно раннего отхода ко сну Марк, конечно, лукавил — все большие концерты в США начинаются без задержек, заканчиваются не поздно и звучат очень тихо! Громкость — это проблема американских концертов № 2. Не знаю, с чем это связано, но вы можете общаться с соседом, не сильно повышая голос.

Выйдя к микрофону, господин Алмонд привычно завладел всем сценическим пространством, буквально расчищенным под него. Клавишник, как и положено в электро-поп дуэтах, был отодвинут в тень на заднем плане, а бэк-вокал и саксофониста разнесли по сторонам. Экран позади сцены транслировал видеоряд, удачно синхронизованный с музыкой.

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com


Несмотря на возраст и оформившийся небольшой животик, Марк по-прежнему подвижен и импозантен — стиль ему не изменяет. Видно, что это высочайший профессионал, работающий по максимуму в любых условиях. Всё первое отделение вокалист отчаянно призывал почтенную публику подняться со своих мест и пуститься в пляс, но как это сделать, когда громкость, как в провинциальном кинотеатре, и многие ещё не закончили выполнять свой пивной план, — непонятно.

Словно в отместку за инертность зала Марк выпустил на сцену крайне провокационного артиста Paul Soileau, известного как "terrorist drag" Christeene. Вместе они исполнили трек Nighthawks с последнего альбома Soft Cell. Возможно, публика рассчитывала увидеть Нила Теннанта из Pet Shop Boys для ожидаемого дуэта Purple Zone*, но Алмонд не так прост.


Пощёчина достигла цели — из подслушанного мною во время антракта разговора двух фанатов-ветеранов: «Что за хрень с этим трансвеститом была?! Какой кошмар!!!»


Как говорил Бенджамин Дизраэли (эту фразу также часто приписывают Уинстону Черчиллю), «у того, кто в шестнадцать лет не был радикалом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы». Голова у американцев на месте.

Но чего не отнять у граждан Соединенных Штатов, так это дисциплины. Ожидая чего угодно от второго отделения, я оказался совершенно не готов к тому, что на первых же криках «F-f-f-f-f-f-frustration» одноимённой песни зал, как один, встанет и пустится в пляс.


_____

* Недавняя коллаборация Pet Shop Boys и Soft Cell оказалась столь успешной, что запустила совместный Purple Zone EP на верхнюю строчку альбомного чарта iTunes Великобритании.

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com

Дело в том, что концерт был заявлен не только как последнее выступление в Нью-Йорке, но и как исполнение всего легендарного первого альбома Non-Stop Erotic Cabaret целиком. В последние годы такие ретроспективные шоу стали весьма распространены среди западных музыкантов со стажем. Пластинка исполняется целиком в строгом соответствии с альбомным трек-листом — хороший повод отметить очередной юбилей записи и (или) возможность продать её ещё раз в новом ремастеринге и делюкс-упаковке.


Второе отделение было как раз отведено под альбомную ретроспективу — и уж если наш североамериканский слушатель заплатил за билет, он знает на что идёт и будет получать удовольствие.


Марка такой поворот, видимо, сильно воодушевил, он пустился не только в пляс, но и в воспоминания и конферансы, а на последнем альбомном треке Say Hello, Wave Goodbye даже пустил лёгкую слезу.

Non-Stop Erotic Cabaret — важная и крайне символичная веха в истории синти-попа. Говорят, эта запись оказалась последним электронным альбомом «досеквенсорной» эры, а потому технологически она моментально устарела. В то же время главный хит группы Tainted Love — не что иное, как кавер на песню Глории Джонс 1964 года в стиле «северный соул».


Может быть, поэтому Soft Cell всегда звучали немного ретро, и в начале 80-х, и в начале 2000-х, и сейчас. Но именно этот ностальгический, минималистичный звук и прошёл испытания временем. Он попросту оказался вневременным, как и у их героев Suicide, в любви к которым Марк в очередной раз признался.


Без такого признания и кавера на Suicide прощание с Нью-Йорком считалось бы не легитимным. Алана Вегу на сцену, конечно уже не пригласишь, но легендарный JG Thirlwell* отлично справился с заменой. America, America's killin' its youth — Ghost Rider стала кульминацией концерта, всё-таки Soft Cell — это не только поп и бурлеск, это ещё и панк. Марк и Дэвид исследовали грязную сторону жизни, так же как Алан Вега и Мартин Рев**. Погуглив после концерта, я выяснил, что этот кавер вместе с JG Thirlwell группа исполняла в туре далёкого 1983 года. Не знаю, насколько мощно он звучал тогда, но в 2022-м мне показалось, что за сценой разворачивается истребитель.


_____

* Джеймс Джордж «Джим» Тёрлуэлл — австралийский певец, композитор и продюсер, известный под псевдонимами Clint Ruin, Frank Want, Foetus.

** Алан Вега и Мартин Рев — участники нью-йоркского электронного дуэта Suicide.

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com

После такого атомного номера группа повторила Tainted Love, соединив её с боевиком Supremes* Where Did Your Love Go. Казалось, будто в последних трёх песнях синти-поп пионеры собирались отлить в бронзе трёх китов, на которых всегда стоял Soft Cell: первым шёл панк, теперь мотаун и 60-е, оригинальное интерпретирование которых принесло группе успех и репутацию. Дело оставалось лишь за техно.


«Ну что, давайте — последний танец!» — призвал новоиспечённый кавалер Ордена Британской Империи, и Филип Ларсен запустил Memorabilia...


Любопытная деталь — это был первый на моей памяти концерт, на котором не продавался мерч. Вместо маек и винила раздавали симпатичные мини-плакатики с адресом онлайн-магазина и картинками мерча, который можно заказать с сайта. Сам плакатик достаточно хорош, чтобы его можно было повесить на стену, а может быть, и нет... I collect, I reject**.
Так, относительно тихо и почти прилично, завершилась целая эпоха. Наблюдая Soft Cell (правда, не в полном составе — в самый последний момент врачи не отпустили Дэйва Болла в тур, и на замену ему вызвали Ларсена) на сцене, я ловил себя на мысли: «Ну что им стоит, они в отличной форме — могли бы ещё лет 10 так же выступать».
И мне кажется, ответ очевиден: «Зачем?» Хотят ли они превратиться в пляшущих стариков на утреннике в доме престарелых? Суметь уйти вовремя — это большое искусство.«Никогда не говори никогда», — крикнули Марку с балкона, на что он лишь устало улыбнулся из-под чёрных очков, послал воздушный поцелуй и покинул сцену. На часах было 22:29.


_____

* The Supremes — феноменально успешное в 60-х американское женское трио с лейбла Motown.

** «Я собираю, я отвергаю» — строчка из текста песни Memorabilia.

Его прощальный поклон Хорошая музыка, Концерт, Soft cell, Музыка, Статья, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото P Squared с сайта brooklynvegan.com


P. S. Бис не предполагался, как мне показалось, ни артистами, ни публикой. Лишь замечу, что игравший в 2011 году в том же театре ретроспективу трёх первых альбомов The Cure (Three Imaginary Boys, Seventeen Seconds и Faith) Роберт Смит выводил группу на бис три раза после четырёх часов концерта.

Автор Владимир Комаров. Материал iskry.life

Показать полностью 7 4
Отличная работа, все прочитано!