Причина действительного зла
Понятно, что насилие и убийство возмущают нас!
И мы, по первому влечению, естественно, против насилия употребляем насилие.
Такая деятельность, хотя и близка к животным и неразумна, но не имеет в себе ничего бессмысленного и противоречивого.
Но не то с оправданием такой деятельности.
Как только правительства или революционеры хотят оправдать такую деятельность разумными основаниями, тотчас же становится необходимым, чтобы не видна была бессмысленность такой попытки, нагромождение хитрых и сложных выдумок.
Главное средство оправдания сводится к ВООБРАЖАЕМОМУ РАЗБОЙНИКУ, КОТОРЫЙ МУЧАЕТ И УБИВАЕТ НА НАШИХ ГЛАЗАХ НЕВИННЫХ.
"Собой, мол, вы можете еще пожертвовать ради убеждения о незаконности насилия, но здесь вы жертвуете жизнью другого", - говорят защитники насилия.
Но, во-первых, такой разбойник есть исключительный случай: подавляющее большинство проживает всю жизнь, никогда не встретив такого, на их глазах убивающего невинных, разбойника.
Зачем же я буду правило своей жизни основывать на этой выдумке?
Рассуждая о действительной жизни, а не о выдумках, мы видим совсем другое.
Мы видим людей, и даже самих себя, совершающих самые жестокие дела.
Во-первых, не в одиночку, как этот воображаемый разбойник, а всегда в связи с другими людьми.
И не потому, что мы злодеи, как этот разбойник, а потому, что находимся под влиянием суеверия о законности насилия.
Во-вторых, мы видим, что самые жестокие дела, как войны, революции, казни, тюрьмы, - все это происходит не от воображаемого разбойника.
Эта жестокость происходит от людей, которые основывают свои правила жизни на предположении воображаемого разбойника.
Так что человек, рассуждающий о жизни, не может не видеть, что причина зла людей никак не лежит в воображаемом разбойнике.
ПРИЧИНА ЗЛА В ЗАБЛУЖДЕНИЯХ ЛЮДЕЙ.
Одно из самых жестоких заблуждений состоит в том, чтобы во имя воображаемого зла совершать действительное.