Танки в М35.
10 постов
10 постов
2 поста
Сделать ещё один вариант "Вездехода", мне захотелось после того как я наткнулся на интересный обзор от историков БТТ России.
Больше всего меня привлекла попытка реконструировать облик и конструкцию самого "Вездехода" - как транспорта фельдъегеря, так и альтернативный вариант лёгкого танка, по сути танкетки, на базе "Вездехода.
Мне вообще нравятся подобные "шушпанцеры". Поэтому немного поколебавшись - а надо ли вообще, после работы над первым вариантом из "Танкового музея ТМ"? - переложил схемы в м35 и начал рисовать элементы конструкции модели.
Первый вариант, лёгкий танк здесь и здесь.
Но по мере работы возникли вопросы к ТТХ бронемашины.
Авторы реконструкции предположили, что машину двигал мотор от Форд-Т, мощностью всего в 22.5 л.с. Другой машины в распоряжении Пороховщикова просто не было. Вот только размеры бронемашины, практически ничем не отличаются от размеров лёгкого танка, и мощности фордовского моторчика должно очень сильно не хватать для движения. Поэтому вопрос установки башни - дополнительно 250-300 килограмм, становится очень спорным. Кроме того размещение башни со смещением, должно делать машину крайне валкой на этот бок. Достаточно наехать на кочку левым краем гусеницы или левым колесом - и "вездеход" ляжет на правый бок.
Без вариантов.
Вот так и возникло решение сделать три разных варианта. С открытой рубкой, с закрытой рубкой, и в полном соответствии с альтернативой - башенный вариант.
Чтобы сравнить свои изменения с реально существовавшими танкетками запущу следующие модели бронетанкеток - танкетка Мартеля, с открытой рубкой, и мотором 17-20 л.с., советская Т-27 с закрытой рубкой и мотором в 40 л.с., и польская ТК-33 с башней и мотором в 40-46 л.с.
и потом поставлю весь этот зоопарк рядышком.
Оценочные ТТХ малого танка\танкетки "Вездеход" - мотор в 22.5 л.с., броня не более 3.5мм - 4мм. Масса около 2.2-2.7 тонны. Примерная скорость - 20-25 км\ч. И это ещё оптимистически.
Итак, "он сказал - поехали! - и махнул руком".
Толстый картон как "скелет" модели. Полукруглый корпус "Вездехода" заставляет выёживаться с рёбрами-шпангоутами.
Зубочистки-оси катков наше всё.
На фото третий вариант основы. Первые не сходились по посадочным местам.
"Шашлычница" из катков. Вообще планировалось по 4 катка на "шампур". Но часть деталей плохо прорезалась и решил не заморачиваться. Всё равно потом не будет видно.
На переднем плане вариант с открытой рубкой. Так-же детали не сошлись с первого раза.
Гусеничная лента из двух деталей - основная лента и протектор. Клеить на ПВА было ошибкой. Лента покоробилась. Второй вариант на "Моменте", вышел значительно лучше.
Открытая рубка. На "Максим" пришлось искать реальные чертежи и сводить в масштаб. Получился довольно крупный агрегат. С бронещитком выглядит поинтереснее. Но возникает вопрос свободного места для стрелка, и размещения пулемётных лент. Но тут я уже не стал заморачиваться.
Колёса скорее всего должны были быть на деревянных спицах. Но на проволочных показалось интереснее.
Какбы внутренности какбы рубки. В закрытых моделях этого всего не будет.
И на этом сегодня всё. Выкройки на все модели будут обязательно.
Спасибо за внимание!
Как вы уже знаете из предыдущей части, я изрядно затормозился на простейшем шасси танка.
Как ни старался, всё время какаято фигня получалась.
Наконец собрал более менее приличный вариант.
К сожалению кадры сборки случайно удалились. Поэтому даю финальный вариант.
В полной готовности к подвигам.
Как там было в очень старом анекдоте: Чапай забивал гвоздь и ударил себя по пальцу - ах ты семиголовый восьмих...член - сказал Василий Иванович после чего грязно выругался.
В условиях близких к боевым.
Да. Судя по всему в боевой обстановке машина должна была ехать вправо.
Сравнение с "Вездеходом". Как мне верно заметили, в машине Бурштыня почти не предусмотрено место для двигателя. Здесь это очень заметно. Действительно машина слишком маленькая.
Два разных подхода к преодолению заграждений противника.
Предполагаемое вооружение машины Бурштыня, 53мм пушка "Грузон".
Лёгкая пехотная скорострельная пушка, которая так-же устанавливалась в башни в каретки Шумана. Так-же производства "Грузон Верке".
И так, настала пора делиться.
В том числе выкройками.
Несколько лет назад я сделал бумажную модель в М35 и М50. Которые можно скачать по ссылкам. Вдруг кому-то интересно. Правда в них немного по другому решена ходовая.
Для любителей резать лазером в масштабе М35, сюда.
Мой телеграмм.
Следующая модель. Ещё один вариант "Вездехода". Более реалистичный.
Модель будет в трёх вариантах. С башней, закрытой рубкой. И открытой рубкой. Почему так расскажу в публикации.
Да. Речь о проекте: Burstyn-Motorgeschütz.
В «музее истории армии» в Австрийском городе Вена, прямо на входе, посетителей встречает серый макет неуклюжей, и где-то даже громоздкой боевой машины.
Это так называемый «танк Бурштыня».
Машина представленная на суд военного Ведомства Австро-Венгрии в 1911 году, была, спроектирована железнодорожным инженером, уроженцем Львова, австрийским подданным и по совместительству - евреем Гюнтером Бурштынем (Günther Burstyn). И при создании проекта, Гюнтер основное внимание уделил «вездеходности» машины. Оставив разработку наступательных и защитных свойств на потом. Либо более осведомлённым в этой области инженерам. Главной особенностью проекта была возможность боевой машины преодолевать рвы и окопы с ходу, без долгой подготовки.
Как мы уже знаем - сделанные в период 1903-1911 года колесные бронемашины зачастую оснащались мостками, которые перекидывались через препятствие. И по которым машина потом переезжала своим ходом.
Хотя в военном, осадном деле, давно уже были известны «штурмовые мостики», которые перекидывали через рвы и окопы, на «моторной телеге» подобное устройство, интегрированное в конструкцию бронемашины применялось впервые.
Однако автор столкнулся с непониманием и незаинтересованностью военных. Вдобавок возникли сложности с патентным правом на гусеничный ход предложенной машины. В итоге проект был отвергнут. Хотя с началом 1й мировой войны, попал на рассмотрение в Германский Генштаб. Но и здесь, после длительного изучения, проект был отвергнут. Теперь военных не устраивала ходовая часть, которую в угоду патентному праву, Гюнтер изобразил в виде невнятных роликов.
В это-же время, летом 1915 года, в самой Германии испытали «боевую машину Бремера». Которая так-же преодолевала окопы с помощью длинных «ног» с гусеницами. Но эти испытания окончились провалом. Машина была ненадёжной и не умела поворачиваться.
Новыми "красками" танк Бурштыня заиграл ближе к 1940му году. Когда нация арийцев стала нуждаться в реальном подтверждении слов другого австрийца, что они - арийцы - изобрели буквально всё на свете, солнце, облака, ветер, слонов и как бы между прочим - "первый в мире танк".
Немецкие историки бронетехники начали рисовать всё более и более осовремененные варианты машины, основываясь на разных схемах из патента.
Впрочем нужно отдать должное изобретателю. Машина была достаточно совершенная даже для 20 и 30-х годов. Разве что двигаться она должна была задом наперёд. Т.е. стволом пушки назад.
Ну и конструкция "ног" призванных помогать в движении по рвам и окопам показала себя нежизнеспособной.
Вот примерно по этой схеме я и рисовал выкройки.
Но хватит лирики, и начнём пожалуй строить модель. Нарисовал выкройки и отправил на "лазер". В дело пустил просто плотный упаковочный картон.
Модель как обычно - достаточно простая. Масштаб М35. Проблеммы вызвало расхождение размеров из-за использования разных редакторов. Но после нескольких проб всё таки свёл в воедино.
Сам изобретатель "танка" Гюнтер Бурштын, нарисовал очень невнятную схему подвески на витых пружинах, видимо оставив её доработку на потом. Поэтому существует несколько вариантов того что могло быть в реальности. Не стал долго думать и я. Схематично наметил как-бы пружины и как-бы направляющие.
Оси из зубочисток - как обычно.
Вообще, в гусеничных движителях того времени было нормой делать обычные оси для катков под днищем машины. Это уже только в ходе разработок первой мировой, независимая подвеска системы катков стала нормой.
Корпус в первом приближении. Будка водителя и первый вариант катков.
Башня вращающаяся. Опять-же, сам Бурштын нарисовал нечто круглое в плане, с чем-то пушечным. Безусловно он брал идеи с "бронекареток Шумана", которые как раз неплохо показали себя в 1Й балканской войне.
Ну а расположение орудия в корме бронемашины, была в то время обычная практика.
И вот замазав танчик зелёной краской как грунтовкой, принялся компоновать шасси.
Но оно - сук***ААА - не скомпоновалось. Мало того что не влезло в размеры, по всем габаритам, ещё и внешний вид модели испортило так что не вышептать.
Поэтому достал инструменты и принялся переделывать.
Однако хертамночевал - прошу прощения за мой французский.
4 или 5й вариант переделки тоже не вписался в модель.
Нужно снова всё по новой.
Вообще борьба с шасси отняла 2\3 времени постройки.
И окончательный вариант будет уже во 2й части. Который на подходе.
На этой печально- оптимистичной ноте пока всё.
Выкройки на простой бумажный вариант готовы. Будут так-же во 2й части. Проекции для лазерной резки так-же выкладу.
Немного привёл в порядок выкройки.
Половина деталей требует распечатки на цветном принтере.
Вторая половина - всё шасси - требует лазерной резки. Хотя если есть желающие поработать скальпелем, резаком, пробойником и прочее, могут сделать и из картона-ватмана.
Так-же возможна собственная раскраска хоть в ёлочное украшение.
Взять можно отсюда.
Модель для опытных моделистов. Так как некоторые детали могут несовпадать. Может потребоваться дополнительная подгонка.
Так-же можете усложнить модель на свое усмотрение. Буду только рад этому.
Следующая модель, "машина преодоления окопов Бурштыня".
Или Бурштына.
Подзадержался с моделью. Так то она достаточно простая, но постоянно процесс создания притормаживали разные отвлекающие моменты.
Итак - почему такой заголовок.
Традиционно считается, что если броневик собрали на шасси автомобиля, то перед нами "бронеавтомобиль".
И это бесспорно.
Но.
Для создания броневика, Поплавко выбрал машину, которая находилась между классов. 4х4х4 Джеффри Квад.
Jeffery Quad.
Создавалась машина как полноприводный "трактор", для буксировки тяжёлых прицепов или орудий. И полный привод здесь нужен был не для повышения проходимости. А для распределения тяги двигателя на все колеса. Для увеличения сцепного веса. Термин из локомотивостроения, впоследствии принятый и в тракторостроении.
Хотя проходимость при этом и выросла, это стало просто приятным бонусом.
Сухая масса, 4,43 т. Нагрузка: 1,3-1,5 т.
Нужно помнить, что в те времена масса и нагрузка американских грузовиков часто называлась в "коротких тоннах" - это примерно 910 кг. И из-за это часто бывает путаница в характеристиках.
Мощность мотора от 28 л.с., до 35 л.с.
При такой небольшой мощности машина не была скороходом - 30 км\ч предел. Но при этом тяга немалого 4цилиндрового мотора в 5.11 литров объёмом, позволяла вытягивать прицепной груз в несколько тонн.
Так что Квад, можно смело называть и трактором. А вернее - это один из предков Унимога - знаменитого автотрактора послевоенной Германии.
И применялся броневик Поплавко как танк.
Для прорыва проволочных заграждений.
На фото первый вариант. С большим кузовом для грузов и десанта.
В процессе работы над бронемашиной, выяснилось что изначальное шасси не может вытянуть все задумки создателя. Масса броневика перевалила за 8 тонн. И в итоге машину обкромсали со всех сторон уменьшая носимый вес. Сняли уширяющие колпаки с колес. Убрали раму на носу подминающую проволоку под машину.
Вместо рамы сделали скос в передней части, подминавший проволоку, и "плавники" направляющие мотки проволоки под колеса. Чтобы не намотались. Громоздкий кузов убрали заменив небольшим грузовым отсеком в виде гробика. И экипаж машины сократили до 2-3 человек. Водителя и пулемётчиков.
В таком виде машина была сделана серией около 30 штук.
Но даже в таком обкромсаном виде, колесный танк Поплавко неплохо показал себя в боях.
16 октября 1916 года был сформирован бронедивизион для машин Поплавко. Они пробивали в проволочных заграждения бреши через которые шла пехота. Но зимой активных действий почти не велось. Предполагалось создание ещё трёх таких дивизионов прорыва. Но наступил 1917 год и всё пошло прахом.
В общем машина достаточно заслуженная. Выглядит сурово. Да и выкройки на модель из бумаги есть в наличии. Так что резак в руки и вперёд.
Под модель нарисовал отдельную ходовую часть. Хоть я и предпочитаю делать упрощённые модели. Но предложенный вариант выкроек совсем без днища, меня не устраивал.
Довольно ажурные детали помог сделать лазерный гравер. Но приручение его отняло довольно много времени. Он не желал резать миллиметровый картон. А вот в 0.5мм нашинковал с лёгкостью. Правда количество деталей пришлось удвоить.
Колеса тоже дело рук лазера.
У исходной машины довольно непростая ходовая. Вал привода с дифференциалом расположен поверх оси. Привод на колёса осуществляется через редуктор который одновременно служит узлом поворота колес.
Двигатель стоит поверх рамы и ниже опускается только небольшая часть картера. Вал двигателя на раздатку так-же идёт поверху рамы. И его не стал делать.
Моя любовь к созданию несущего скелета была здесь ошибкой. Но это я понял значительно позже.
Модель получилась выше на 3-4мм, и пришлось повозиться опуская кабину. Но с грузовым отсеком этот фокус не удался. Он так и остался немного выше чем нужно.
Вид на трансмиссию в окончательной сборке.
Зубочистки наше фсё.
Сделав героические усилия по нарезке аж 15 деталей мелочёвки, загрунтовал серой краской.
Люк на грузовом отсеке не виден. Но присутствует.
Уже когда наклеил все лючки и тому подобное, вспомнил что их можно было сделать лучше на лазере.
Но было уже поздно.
Фару-искатель закрасил белым. Это безусловно ошибка. Но искать серебрянку уже некогда.
Прорезь в люке для водителя на фото не проглядывается. Поэтому как-то так.
Безусловно.
Без заклёпок смотрится слишком по простецки. Варианты пока придумываю. В таком масштабе и с такими простыми моделями, что-то очень сложное и дорогое применять не хочется.
И в завершении - парный портрет.
Выкройки на модель выложу в отдельной публикации.
А на этом сегодня всё.
Выполняю свое обещание выложить выкройки из бумаги для изготовления Альтернативного лёгкого танка "Вездеход", как-бы Пороховщикова. а на деле художника из журнала "Техника Молодёжи". Альтернатива довольно интересная. Хотя и излишне фантастическая. Существует более умеренный, правдоподобный вариант. Но его я сделаю попозже.
А пока все желающие себе такой аппарат на полку для сравнения с другими бронетанками, пожалте по ссылке.
Модель безусловно очень простая по конструкции. Небольшая, всего на двух листах. Но руки придётся приложить. Я не проверял детали на сходимость. Поэтому вам всё придётся примерять и отрезать самостоятельно. Выкройки на "броню" корпуса нарисованы с возможностью сделать свисающую "юбку" закрывающую ходовую часть. У себя я не стал её делать.
В реале "вездеход" постоянно терял ленту гусеницы. И "юбка" должна была мешать вправлять ленту на место. Лента гусеницы в модели сделана короткой. Только видимая её часть, плюс небольшие напуски вглубь. Мало того что в реальности неизвестна конструкция ходовой, так её ещё практически и не видно.
Шаблоны на внутреннюю конструкцию, на чёрно-белом листе можно перепаковать для лазерной резки.
Удачи в работе и пусть у вас получится.
Мой "телеграмм". На всякий случай.
18 мая 1915 года, на опушке леса, стояла необычная машина, вокруг которой суетились несколько рабочих, во главе с растрёпанным молодым человеком в кожаном кепи и авиационных — или мотоциклетных очках. Поодаль, на обочине, стоял офицер, задумчиво ковырявший носком сапога траву... Машина представляла собой механическую платформу, опиравшуюся впереди на небольшие колёсики, под днищем машины была видна сплошная резиновая лента, которая, собственно и приводила в движение сей агрегат. Именно эта деталь и стала причиной остановки. Соскользнув с ведущего барабана в сторону, резина заклинила всю ходовую часть машины. В результате чего, случилась вынужденная остановка.
Подождав немного, и видя что попытки вправить движитель в предназначенное ему русло, не привели к успеху, офицер махнул рукой и предложил прекратить балаган.
Молодой человек в кепи, засуетился пуще прежнего, доказывая, что «вот-вот» и «сеймомент всё будет сделано-с»! в конце концов, дальнейшие испытания были перенесены на «после исправления неисправностей».
Необычная машина и мОлодец в кепи — вездеход «Вездеходъ», и его создатель Александр Пороховщиков.
В ранее опубликованной о «Вездеходе» литературе, говорилось, что в августе 1914 г. заместитель председателя Отдела воздушного флота Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования ознакомился с предложением постройки машины авиатора А. Пороховщикова.
Предусматривалось два варианта реализации машины в части гусеничного движителя: одна широкая резиновая лента или две разнесенные по сторонам. Идея встретила понимание, заявителю предложили перейти к выполнению проекта по первому варианту.
Проект был разработан в течение 4 месяцев. Докладная записка, чертежи и смета расходов, направленные в ГВТУ, одобрения не получили. Резолюция Милеанта: «Для чего он нам?».
Изобретатель вышел на Ставку Верховного Главнокомандующего. Здесь нашли, что «сие изобретение внушает доверие».
21.12.1914 отношением Ставки за №6686 на имя начальника инженерных снабжений армий СЗФ было поручено проект осуществить.
24.12.1914 начальник инженерных снабжений армий СЗФ ознакомился с решением ставки.
09.01.1915 Пороховщиков направил на его имя докладную записку, чертежи и смету расходов в сумме 9660 руб. 72 коп. Материалы были изучены в течение трех дней, целесообразность постройки машины, именуемой «Вездеход», обоснована.
13.01.1915 средства затребованные «на постройку испытательного экземпляра усовершенствованного автомобиля» ассигнованы.
Особо отметим — испытательного экземпляра(!)
Отсутствие информации о боевом предназначении, бронировании и вооружении «Вездехода» в распоряжении начальника снабжений СЗФ за № 8101 от 13.01.1915 о финансировании фронтом создания амфибийного вездехода способного превосходить обычные автомобили при передвижении по песку, полям, снегу, конечно можно рассматривать, в качестве косвенного подтверждения точки зрения на «Вездеход», как на вездеход не определенного назначения, но не боевую машину.
Картинка, нарисованная со слов сына, одного из сотрудника Пороховщикова... Вероятно в 1949-51 годах. Достоверность в каждом штрихе... По факту - сплошная фантазия.
Уже в марте 1915 года, машина была построена и начаты испытания.
В ходе которых показала крайне ограниченную пригодность. И так и не дотянула до заявленых характеристик. Ну разве что на прямом и сухом шоссе, машина развила те самые 25 вёрст в час, на которые постоянно ссылаются все источники
В июле-августе, должен был состоятся второй раунд испытаний, к которым Пороховщиков клятвенно обещал всё исправить.
Но...
Якобы все деньги по смете, были потрачены ещё на стадии строительства и на переоборудование требовалось ещё "подкинуть на бедность"...
Такова - вкратце - история машины "ВездеходЪ".
Спустя 100 лет, даже больше... Ситуация так и не прояснилась. Подавляющее большинство документов не опубликовано. Может некому, может и нечего.
Поэтому сейчас мы может только домысливать в меру своих предпочтений.
Вообще о машине, вернее интерпретации её существования, за последние 30 лет написано довольно много.
Не буду перечислять всё написанное.
Вот тут серия статей о "Вездеходе". Кому интересно, почитайте.
А я перейду к постройке альтернативного варианта машины.Так уж повелось, что с некоторых пор стало правилом хорошего тона рисовать предполагаемый вид танка "ВездеходЪ".
Далеко не самая первая, но самая интересная из ранних альтернатива, появилась в журнале Техника Молодёжи в "Танковом музее".
Вот по ней я и начал свою очередную работу.
И так как все размеры уже указаны автором рисунка, не стал ничего менять. Единственно что придётся поправить - массу танка и мощность двигателя. Если бы такой танк был построен, его масса была-бы в районе 5-6 тонн.
Двигатель мощностью 40-60 л.с., поставить такой мотор на танк в небольшой серии, не было проблеммой. В конце концов в Россиийской империи строили небольшие серии бронеавтомобилей с такими двигателями. Легко могли и серию таких танков оснастить моторами с разбитых автомобилей.
Вот только мелкозвенная гусеничная лента такой огромной ширины - невыполнимая задача для промышленности тех лет, в любой стране. Поэтому тут я поставил на резинотканевую гусеничную ленту по типу Адольфа Кегресса. Который в эти годы вовсю строил свои полугусеничные машины.
Но начнём пожалуй.
Что нам стоит танк построить?
Нарисуем будем...делать в общем. Нарисовал шаблоны для внутреннего "скелета" и нарезал на станке.
Как вы понимаете уже, я не гонюсь за сверхсложной деталировкой модели. Главное - чтобы она повторяла внешний вид прототипа и примерно "влезала" в габариты.
Внизу выглядывают оси катков. Чтобы танк в реальности мог нормально двигаться, трёх катков для него было слишком мало. Поэтому я увеличил количество осей с катками.
В итоге получился своеобразный мангал с шашлыками на шампурах.
Массу хлопот доставило формирование "клюва" машины и сопряжение подбашенного "стакана" с корпусом.
Пока думал как сделать "клюв", руки занялись изготовлением башни. Уж не знаю почему художник нарисовал такую высокую башню для танка. Для внушительности наверное.
Клюв худо-бедно сформировал. Всё таки картон ограничивает возможность в изготовлении.
Самый нелюбимый этап работы, изготовление мелочёвки.
Жалюзи радиатора двигателя стоит только с одного борта. В плоском торце - люк доступа к двигателю.
В башне - в задней части люк доступа в боевое отделение.
В то время, все эти люки ещё не делали в крыше корпуса и башни. Только в боковых стенках.
Ступени согнул из скрепки. Получилось слишком грубо.
Пришлось помучиться с изготовление протектора. Пару раз заготовка загоралась при нарезке. Всё таки слишком мелкие детали я пока не научился делать. Тем не менее с третьей попытку всё получилось.
Понимаю что покрашено грубо. Цвет танка в журнале, вызывает определённые неприятные ассоциации. Поэтому - только зелёный.
Боевые машины в Российской армии красили в очень разные оттенки зелёного и серого цветов. Поэтому думаю что не сильно ошибся.
По быстрому нарисовал и вырезал подставку.
В отличие от работы с "Шарон", делать модель было легко и приятно. Не без проблемм конечно. Толщина некоторых стыков вылезла за все разумные рамки, и загладить их так и не удалось.
Для тех кто захочет повторить мой "подвиг" и сделать лучше - небольшой анонс.
Немного позже приведу шаблоны и выкройки в приемлемое состояние и выложу отдельно.
Наконец завершил. Модель оправдала свое проклятие. С трудом мог заставить себя сделать пару деталей и посадить их на место.
Башня будет вращаться.
Но колёсам не повезло. В другой раз. На другой модели. Только не "накашидзе"..
Броневик постепенно обрастает деталями. Но слишком много "мелочевки ставить не буду. Терпение на исходе.
Что выросло то выросло.
В ожидании вдохновения перед креплением запаски, посмотрел целых два фильма. И всё равно остался косяк.
Завершил наконец.
Результат получился достаточно хреновенький. Не ожидал что будет так плохо. Но переделывать уже не могу - силы кончились..
Так что опыт по такой сборке вышел неудачным. Может быть когда нибуть и повторю.
Кто хочет собрать для себя броневичёк, выкройки для его сборки здесь. М35. Инструкция в статье.