Я открыл свой минимаркет ч 3
Ранее я писал, что взял помещение старого кондитерского отдела и переделал его в современный минимаркет.
Ценовая политика
Ценовая политика у нас нестандартная. Мы накручиваем не более 10% на товар. В других местах такое делают, когда сроки годности подходят к концу и устраивают акции, либо при продаже социальных продуктов. Обычно,стандартная накрутка в супермаркетах от 20%до 40%. Но у нас она никогда не превышала 10%. На хлеб 5%, на социальный хлеб (цена регулируется государством) просто добавляем 1 тенге.
Какие я только упреки не слышал за это от поставщиков и коллег.
Ты разоришься,проработаешь максимум 2 месяца. Мой первый пост, там, в комментах меня обвиняют в обесценивании своего труда. #comment_244343574
Этот магазин работал с накруткой 10% более 20 лет. В городе его знают, как место, где вы купите дешевле. Нет никакого смысла менять эту стратегию.
Бешеный оборот, не высокий, а именно бешеный, этот термин больше всего подходит к данному магазину. Имея незначительную, я бы даже сказал смешную сумму оборота, по сравнению со свои маркетом бытовой химии, заполняемость полок составляет 100%. Оборот полностью покрывает все те убытки, связанные с неправильным планированием ассортимента. В стандартных супермаркетах такие вещи компенсируются высокой накруткой.
Заказали хлеба больше, чем нужно на выходные, он залежался, мы спокойно его утилизируем и даже не будем пытаться продавать. Торт простоял больше положенного,потому что по незнанию заказали непопулярный вид, и он тоже утилизируется. В итоге,у нас всегда свежие продукты, и постоянно корректирующийся ассортимент, с учетом потребностей покупателей.
Почему я просто не перенял семейный опыт при открытии и для чего эти корректировки ассортимента?
Я не только перенял опыт, я попросил сделать первые заявки самостоятельно своих родсвеников, так,как у меня не было опыта работы с кондитерскими товарами. В большей степени это сработало, но 20% ассортимента оказались невостребованными в первую неделю работы. Связываю я это с изменением состава посетителей, не всем нравится формат маркета, большинство наших покупателей люди в возрасте и, видя новый ремонт, уже нафасованный товар просто боялись зайти и посмотреть цены. Подробней об этом расскажу ниже.
Также, невысокая накрутка на товар позволила нам не только пережить пандемию, январские события и сегодняшние геополитические события, но и позволили увеличить наши доходы в этот период. Люди, из - за упавших доходов уходили с сетевых супермаркетов в более доступные, где низкие цены.
В целом, первая ревизия у нас будет навыходных. На ней можно будет полноценно оценить процент залежавщегося товара, воровства и прибыли. Однако,предварительные данные уже показывают, что почти все неверно заказаные позиции товара были проданны к концу второй недели работы и естественно, повторно его мы закажем в гораздо меньшем количестве.
Отношение покупателей к новому формату.
Мы открылись 9 июля 2022 года в 16 часов. Открытие было техническим. Я хотел посмотреть, как работает оборудование, как справляются нанятые кассиры, которые без 5 минут только закончили стажировку в первом маркете, а главное, это реакция покупателей.
Восторг, восхишение, пожелания хороших продаж, хвалебные отзывы и проклятия...
Вот реально, до сих пор не могу назвать соотношение довольных и разочарованных клиентов. Я был в зале первую неделю весь период работы и я не могу назвать кого больше, довольных или тех кому не нравится. Это объясняется тем, что раньше аудитория была в большей степени представлена именно старшим поколением, а изменения им всегда принимать сложно. А вот молодого поколения стало гораздо больше, если раньше они обходили магазин стороной из - за больших очередей, то теперь, формат минимаркета позволяет обслуживать быстрее и это привлекает.
Сидишь себе спокойно раскладываешь печеньки на стеллажи, сзади подходит женщина:
- Как у Вас светло и красиво стало!!!!
- Спасибо, свет я старался сделать ярким.
Через 5 минут другая женщина.
- Где продажа на развес? Почему все нафасованно, все стало дороже, тьфу, проклинаю вас!!!
И выходит из магазина. А я стою с охуевшими глазами. Вернулась она через пару дней, купила конфеты "Красная шапочка".
Цены, напомню, совершенно не изменились, но на развес товар больше не продается. Как бы проблем нет. Вес указан на этикетке, как и конечная цена, цена за кг. Сравните с соседними магазинами, хотя я знаю, что там будет дороже. Если есть сомнение в весе, контрольные весы в зале. Если есть сомнения в контрольных весах, тут где - то был пост про контроль своей гирей на рынке, пожалуйста, приносите свою, дадим проверить. Но все вышеописанное не объяснишь людям в возрасте. И по сегодняшний день я слышу хвалебные отзывы, наравне с проклятиями в прямом смысле.
Самым главным фактором успешной работы является ежедневная выручка. Пока она никак не отличиется от суммы продаж при магазине. Думаю дальше она будет только расти. Я вижу, как люди возвращаются каждый день или через пару дней и приходят новые. Формат маркета более доступен и удобен покупателю по сравнению с обычным магазином. Скорее всего часть покупателей мы потеряем, в силу их консерватизма, и на замену придут другие, более молодые покупатели.
Фасовка
Я предусмотрел все. Ремонт, дату открытия в торговые дни, обучил заранее кассиров, договорился с поставщиками, предусмотрел все, кроме фасовки.
Перед открытием фасовали четыре человека одновременно. Я наивно полагал, что данной фасовки хватит на 2 недели, и ее неспеша восполнит администратор. Как же я ошибался.
Бешенный оборот магазина опустошил 2 недельные запасы за 3 дня, сразу после открытия. У нас просто не было товара, кофе растягивался на четыре метра по одной позиции и выставлялись на расстояние друг от друга.
Я организовал быстрый подвоз штучного товара, но он не мог компенсировать потребности покупателей. На четвертый день я нанял фасовщика, наивно полагая, что она справится с этим бешеным оборотом и это была катастрофа. Фасовщица не справлялась с объемами, ей помогали фасовать все, кто был свободен. Товар все время прибывал, чтобы компенсировать дефицит, в результате склад, расчитанный только на фасовку, превратился еще и в склад для хранения. Место в нем почти не было. Сам товар, доставленый на склад в понедельник, выкладывался в зал в лучшем случае в субботу.
Кадровый вопрос
Первая фасовщица - женщина 60 лет, которая очень шустро справлялась, сбежала на четвертый день, объясняя это тем, что ей дует кондиционер. На следующий день вышли уже 2 фасовщицы. Перебоев в выкладке товаров больше нет, хоть у меня ушло 2 недели на решение этой проблемы. Естественно, вырос ФОТ. Он конечно покрывается доходом, но статья расходов получилась значительной. Вдальнейшем, перенаправлю фасовщиков для помощи в выкладке товара в свой первый минимаркет. Это немного компенсирует возросший ФОТ.
Фасовщиков было найти не сложно, а вот с кассирами сложнее. Штатное расписание работников маркета бытовой химии это 1 администратор и 3 кассира, штат данного кондитерского минимаркета это 1 администратор, 3 кассира и 2 непредвиденных фасовщика. Изначально, перед открытием, кассиры кондитерского маркета прошли стажировку в маркете бытовой химии и ко дню открытия, просто заступили на смену. Но, как я и говорил раньше, в моем городе серьезный кадровый кризис. Из 6 кассиров общего штата, 4 являются временными. Это студенты работающие до конца августа. В данный момент я ищу им замену. Времени у меня очень мало. Именно из - за отсутвия работников, желающих работать в формате магазина, закрылся кондитерский отдел, работать просто было некому. Зарплата выше рынка на 20%. В формат маркета идут устраиваться охотней, здесь нет постоянной беготни перед прилавком, сиди и сканируй товар. Но, не смотря на это и зарплату выше рынка, замену этим временным кассирам я пока не нашел.
Я хотел уместить в этот пост особености работы с поставщиками, мою систему борьбы с воровством, но, когда начинал писать, понял что это тянет на 2 отдельных поста. Расскажу обязательно. В целом, в этом посте я попытался ответить на основные вопросы, которые получал в комментах.
В следующем посте я расскажу, как 2 года назад открывал свой маркет бытовой химии, который успешно работает по сегодняшний день. Фото прилагаю.