Dobrius

Dobrius

Пикабушник
474 рейтинг 6 подписчиков 25 подписок 4 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Отрывок из записок посла, бывшего в России XVII века

Отрывок из записок посла, бывшего в России XVII века История, История России

Вероломство и лживость у них [русских] столь велики, что опасность от этих свойств угрожает не только чужим людям и соседям, но и брату от брата или одному супругу от другого. Этому известны примеры.
Во времена великого князя Бориса Годунова (как рассказывал нам нарвский пастор господин Мартин Бэр, в то время живший в Москве) как-то случилось, что великий князь однажды, испытывая большие страдания от подагры, воскликнул: «Не найдется ли кто-нибудь, кто сумел бы его освободить от этой болезни? Пусть таковой скажется, и, не взирая на состояние и веру его, ему будут даны в награду за лечение большие милости и богатства».
Когда об этом узнала жена одного боярина, испытывавшая суровое обхождение со стороны своего мужа, она предположила, что представляется удобный случай отомстить мужу. Поэтому она пошла и донесла о своем муже, будто ему известно хорошее средство для помощи великому князю, но он будто не желает сделать князю угодное. Боярина позвали к великому князю и спросили его. Когда он сказал, что совершенно несведущ в лечебной науке, его безжалостно высекли и удержали в заточении. Когда он сказал, что жена его устроила ему эту баню из мести и что он намерен ей это напомнить, то его еще сильнее избили и пригрозили даже смертною казнью; ему обещали немедленно же приступить к таковой, если он не спасет великого князя от болезни. Добрый боярин со страха не знал, что начать; тем не менее, он попросил отсрочки на 14 дней, чтобы собрать некоторые травы, при помощи которых он думал испробовать свое спасение. Он хотел хоть немного дней еще прожить, полагая, что тем временем случится что-либо новое. Когда ему дана была эта отсрочка, он послал в Серпухов, лежащий в 2 днях пути от Москвы на реке Оке, и велел привезти оттуда целую телегу смешанных всевозможных трав, растущих там в изобилии и весьма пышно. Из них он сделал великому князю ванну. К великому счастью боярина, у больного боль прошла, может быть — не столько от ванны, сколько сама по себе. После этого боярина еще сильнее высекли за то, что он, обладая таким искусством, все-таки отрицал его и не хотел помочь великому князю, но в то же время ему подарили новое платье и 200 рублей или 400 рейхсталеров и 18 крестьян в вечное и потомственное владение, со строгим предупреждением, чтобы он не смел мстить жене. Говорят, после этого супруги жили мирно.

Адам Олеарий Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию.
(Книга III, глава 6)
О природе русских, их душевных качествах и нравах

Отрывок из записок посла, бывшего в России XVII века История, История России
Показать полностью 1

Взгляд на историю

Что такое история?
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое история в бытовом, повседневном смысле? Для чего ее изучают? В конце концов, зачем она нужна обществу?
Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Представьте себе общество, где в голове у каждого гражданина свое собственное видение истории. Как снежинки эти «истории» не похожи друг на друга, каждая из них острее другой чувствует потребность жить и развиваться. Это очень легко вообразить, когда люди говорят об одном событии, но каждый остается при своем мнении о нем. Это касается отдельного явления человеческой жизни, в котором участвуют два индивида, видящих информацию по-разному. Здесь и таится главная загадка. Когда эту историю рассказывают постороннему, она теряется в деталях и становится фактически реальной для слушателя и рассказчика, хотя она далеко не полна в своем внутреннем выражении. Этот слушатель видит первую историю уже в третьем варианте – именно так создается история, она, словно двуликий Янус, порой смотрит в противоположных направлениях.
Люди, дабы сформировать четкое представление о прошлом начали придумывать рассказы, былины, которые постепенно превращались в мифы – легендарные полузабытые герои превращались в устах старцев в реальных персонажей, сидящих здесь же, рядом со слушателями у костра. Причем, каждый старец, каждого племени видел миф по своему, и эта правда очень серьезно охранялась и ценилась.
Но однажды один из слушателей мифа подумал, а не собрать ли мне все версии мифов и не систематизировать их? Так появилась история в бытовом, повседневном смысле.
Уже в Древней Греции начали появляться труды людей – собирателей мифов, рассказов, слухов, сплетен. Одного из них мы знаем под именем Геродот. Его труд так и называется – история, что дословно переводится – рассказываю. Во всем мире он известен так же, как отец истории, но не простой, а научной!
Сочинения таких людей очень ценились, по этой причине они дошли до наших дней. Именно по ним мы изучаем и знаем античную историю и всячески считаем, учась в школе, что так и было. В те древние времена появились научные труды по истории, авторы начали давать свои собственные оценки происходящим событиям, отбирать по существу источники. На протяжении почти 2000 лет цель написания таких трудов была одна – показать исторический процесс реальным.
Но часто выходило так, что осуществлялись перекосы, когда историк писал о каком-то событии или явлении. Некоторые списывали это на ошибки, некоторые на принадлежность к какой-то социально-политической группе. Но все сходились на том, что это неправильно, отдавать какому-то политическому течению или идее главную роль в написании истории.
В какой-то степени монополистом в написании истории могло быть и государство. Оно было центром формирования, так называемого «общественного сознания» и социальной памяти, всячески поддерживало данное начинание, дабы подольше оставаться у власти. Ведь ребенок в школе, как губка впитывает в себя все, что говорит учебник, воспринимает знание как догму.
В середине XIX века пришли новые историки, считавшие, что можно написать историю такой, какой она была на самом деле. Их сочинения были оторваны от какой-либо идеологии и рассматривали историю как занимательный роман. Другие же историки начали активно искать повторяющиеся явления, преобладающую роль какой-либо части общественной деятельности и это натолкнуло на поиск законов истории. Они видели суть истории не в том, чтобы показать какой она была, а в том, чтобы предвосхитить будущие ошибки и предотвратить их в их зачатке. Третьи же историки безоговорочно верили документам, историческим фактам и прочему, рассматривая историю как позитивную науку, полезную для общества и именно в сцеплениях взаимоотношений общества – будь это политическая, экономическая, религиозная или другое, они видели главную силу истории и ее познания.
Но со временем стало понятно, что вредить может не только что-то господствующее в историческом сочинении. Взгляд начал обращаться на исторические факты и их восприятие познающим их, то есть историком. Вернувшись немного назад становится понятно, что прошлого таким каким оно было нет. Историки субъективны, а поиск каких-то объективных, свободных от предрассудков, начал попросту невозможен. Тогда вопрос, зачем же тогда изучать историю? Она будет всегда зажата в тисках человеческого разума. Были попытки освободить ее через «чистейший опыт» всячески отстраняясь от исторических фактов, считая их бесполезными. Ибо отбор событий в качестве этих «исторических фактов», будет всегда зависеть от конкретной эпохи и лежащих в ней концепций об идеальном обществе и правильности всего, а рубежом всего этого будет ученый-историк.
Важно понять, что только с помощью изучения текста, как вещи-в-себе, а именно текста, как отдельной реальности лежащей в нем можно хоть отчасти понять историю и исторический процесс, ведь в сущности своей, как говорил американский историк: >«Прошлое – это территория фантазии».>

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!