Урунтаева Галина Анатольевна "Детская психология"

Урунтаева Галина Анатольевна "Детская психология" Психология, Детская психология, Урунтаева, Книги, Наука, Дети, Воспитание детей, Длиннопост

Данная книга - учебник для педагогических ВУЗов. Нет,  я в данный момент не учусь на педагога.  Мое желание ознакомиться с этой книгой возникло после рождения ребенка в прошлом году. Моей целью было узнать, как развивается психика малыша в самом раннем детстве, и какие мои действия как родителя оптимальны и нужны.


В данной книге рассказаны основы развития детской психики с рождения до шести-семи лет. Написано достаточно сжато, после каждой главы еще большой список литературы для желающих изучить тему более глубоко. Прочитав эту книгу, конечно, детским психологом не станешь и разбираться резко в психологии не начнешь, но некоторые важные моменты, которые пригодятся любому родителю в этой книге все же есть, поэтому, я считаю, ее прочтение не помешает всем родителям, а не только студентам-педагогам.


Психика детей работает совсем иначе чем у взрослых. Поэтому часто дети бывают не поняты родителям,  а родители могут повлиять негативно на развитие своего ребенка просто по незнанию, совершенно без злого умысла. Потому что родитель мыслит со своей позиции взрослого и приписывает ребенку качества, которые характерны для взрослого , зачастую неправильно трактуя смысл и мотивы поведения детей, что часто может привести к различным психологическим проблемам ребенка.


Вот хороший пример на эту тему из данной книги :

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении преддошкольника — невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым». Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев. Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Подобная тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При указанном ошибочном воздействии взрослых у детей одного—трех лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Тогда у малыша перестают возникать инициативные намерения. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам и действиям малыша. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются очень скудными и однообразными (например, подолгу пересыпает песок из одного ведерка в другое). Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоздает на прогулку. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у ребенка. Поддержка проявлений самостоятельности — вот чего ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат.

Также часто взрослые забывают о том, что речь нам дана не с рождения. И ребенок учится говорить с нуля и то, как мы понимаем слова, и как понимает их он - это очень разные вещи, и при общении с детьми очень важно учитывать этот момент. Вот интересная цитата на эту тему:

Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: дети играли в мяч». Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети — первое слово, играли в мяч — второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, т.е. служебные части речи.
К семи годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.

Помимо этих примеров в книге еще много интересных и важных для родителей фактов. Эти цитаты я написал для затравочки, вдруг кому-то тоже станет интересно почитать, особенно тому, для кого ранее развитие ребенка актуальная тема.

Книжная лига

22.1K постов78.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Автор поста оценил этот комментарий

"Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Подобная тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При указанном ошибочном воздействии взрослых у детей одного—трех лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности"
О, да-да-да, тысячу раз да! Не раз видела примеры подобного в поведении взрослых, до чего обидно становится за детишек, но не понимают родители, хоть ты тресни... (((

Автор поста оценил этот комментарий

не читал, не осуждаю, от себя могу посоветовать "Мы, наши дети и внуки" Никитиных.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Тат написано как заставить их ложиться спать вовремя?

раскрыть ветку