Присоединение Чукотки к России
Меня как то раз заинтересовала история Чукотки и присоединение её к России. Оказалось не только не скучно, но и весьма познавательно!Всё началось с того, что чукчи обратили на себя внимание тем, что напали на русских сборщиков налогов в 1641 году. Через 7 лет, в 1648 году в Чукотку прибыли наши первые землепроходцы (угадайте кто? Конечно казаки! Да ещё и под началом самого Дежнева), основав первое зимовье, ставшее впоследствии местной "крепостицей" Анадырским острогом.
В 1701 году юкагиры (племя, платившее дань России), видимо замучившись что уже 60 лет чукчи их грабят попросили русские власти разобраться с разбойниками.
Тут стоит сделать лирическое отступление, чтобы немного рассказать о чукчах того времени. Помимо скотоводства (достигшего у них высочайшего для тех мест уровня) и охоты у них было "набеговое хозяйство". Причём ничем зазорным это не считалось, потому что чукчи верили, что являются детьми Бога Таҥара, а все остальные народы вообще не люди и брать у них всё что хочешь в порядке вещей. Всё изменилось с приходом русских. Только встретившись с ними они признали в них равных, а начальниками экспедиций пугали детей (надо же было как то оправдываться в своих поражениях, которых, впрочем было немного! Особенно с учётом колоссального технического отставания). Впрочем обо всём по порядку.
Так вот, русское правительство отозвалось на призыв о помощи юкагиров и в 1702 году русские отправились в поход.
Приказчик сын боярский Григорий Чернышевский подошёл к просьбе очень серьёзно и основательно! Он снарядил ОГРООООООМНОЕ войско! Аж из 24 русских (служилых, промышленников и жителей Анадырьска) и 110 юкагиров и коряков под командованием казака Алексея Чудинова. Ну, разумеется, оно было ОГРООООМНЫМ по местным меркам.
Чернышевский так и сказал Чудинову в приказе "Объясачь чукчей, пусть примут подданство и закончат уже, наконец грабить нас! Ну и юкагиров с коряками, конечно!".
Но вот Чудинов ПОЛНОСТЬЮ оправдал свою фамилию. Отряд встретил поселение чукчей. Чудинов пришёл и сказал "платите дань", чукчи недоумённо на него взглянули, переглянулись между собой и сказали что то вроде "а с какого перепугу?". Чудинов, вздохнул и сказал "Ну нет так нет" и приказал атаковать и уничтожить селение. Мужчины были перебиты, а женщины и дети взяты в плен. Но якуты считали плен позором и предпочитали умереть. Но некоторые сбежали и рассказали о зверствах русских другим селениям, которые собрали ещё более ОГРОМНОЕ войско из 300 воинов.
Чудинов надменно смотрел вслед убегающим чукчам. Но его радость омрачилась уже на следующий день, ибо его взору открылось просто убийственное зрелище (во всех смыслах слова): около 3 тысяч чукотских воинов (возможно, у страха глаза велики и их было не так много, а казаки просто преувеличили силы врага, чтобы было не так стыдно за свои не слишком умелые действия, но в любом случае численное превосходство чукчей было подавляющим!). В последующем тяжелейшем сражении, длившемся целые сутки чукчи потеряли много славных воинов, но и у Чудинова потери были более чем ощутимы, ибо ранены были почти все. Чудинов начал подозревать, что атака лёгкой победой не закончится, потом начал смутно подозревать, что победой вообще не кончится и построил вокруг сани, как стены и засел там, отражая все приступы неприятеля. Чукчи осаждали его 5 дней, после чего русские с боем пробились к Анадырску. Об отступлении сведений нет. Скорее всего Чудинов просто не захотел освещать такую провальную историю. Всего поход занял 8 недель.
Не смотря на то, что русские ничего не добились этим походом, чукчи одержали "пиррову победу", ибо многие в этой войне погибли, а для такого сравнительно немногочисленного народа это была тяжёлая утрата. С другой стороны, это был первый раз, когда русские потерпели неудачу в освоении Сибири. Так же не было учтено, что чукчи являлись очень воинственным и хорошо организованным народом (они быстро смогли собрать войско для отражения нападения на одно из селений). Так же злые чукчи продолжили нападать на русских и их данников, наверное с особым остервенением и удовольствием.
Через четверть века русские собрали новый поход, который по организованности и итогам был ещё хуже предыдущего.
Русские собрали ещё более мощный отряд из 400 русских солдат и казаков (в дальнейшем к ним присоединились якуты и коряки). Командовали им казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий. Ещё не дойдя до Якутска он уже рассорились и действовали без всякой координации. Причём руководство им дало ЧЁТКИЕ УКАЗАНИЯ, чтобы призывать в подданство исключительно "добровольно и ласкою".
Но... Павлуцкий, к примеру, с самого начала писал доклады о своих действиях, в которых изобиловали слова: "побили", "разорили", "сожгли". То ли у Павлуцкого было своё понимание "ласки", то ли чукчи умудрились ему чем то наслоить, но такое отношение как то не вызывает миролюбия и добровольного желания подданства.
Шестаков, впрочем вряд ли отставал от него. Результатом стало только то, что чукчи обозлились на русских и ни о каком доверии речи уже не шло.
Чукчи, поняв, что в открытом поле противостоять русским бесполезно перешли к тактике партизанской войны (наверно среди землепроходцев был жалостливый белорус, научивший их как действовать). Одним из немногих открытых сражений была битва при Егаче, в котором чукчи не дав русским перезарядить ружья бросились врукопашную (коряков от такого зрелища вьюгой ветром сдуло сразу же, эвенки отстали от них всего чуть чуть) а русских из почти 2 сотен было всего дворянин (1 штука) и 20 казаков. Только якуты оказались мужественны и верны союзникам и остались. Шестаков бросился спасать своих, убив многих чукчей, но чукотская стрела попала ему в горло. Выдернув её он хотел бежать на ближайшей упряжке, но она оказалась чукотской и понесла его по привычке "к своим". "Такая нелепая смерть!" только и успел подумать атаман.
На Павлуцкого нападали трижды. Три крупнейших (повторяю, по местным меркам!) сражения окончились победой русских, уничтоживших крупные силы противника. После поражений чукчи переключились на коряков и юкагиров, у которых вообще не было шансов против настоящих воинов Севера.
Всё это время правительство вообще не знало о войне, а узнав (деваться уже было некуда) приказало "немирных" чукчей уничтожить, а сдавшихся переселить в места, где они не представляли бы угрозы. Окрылённый Павлуцкий, ставший к тому же майором собрал войско из 400-650 человек и совершил 3 похода.
Но и на Павлуцкого бывает проруха. В битве на реке Орловой удача изменила ему. Чукчи, помня успешный бой с Шестаковым сразу же кинулись "в копьё", но на этот раз бегства не было, сражение было долгим и упорным. Обе стороны проявили большую храбрость. Но чукчей было слишком много и русские начали отступать. Павлуцкий прикрывал своих, держа в одной руке ружьё, в другой саблю. В него стреляли из луков, разили копьями, но железный доспех надёжно защищал его. Много чукчей пали от его руки, но в итоге его заарканили и начали душить. Понимая, что всё кончено он сам расстегнул доспех и чукчи убили его копьями.
Но к русским прибыло подкрепление и чукчи бежали, прихватив одного пленного и оставив тело Павлуцкого без доспеха, который унесли с собой (на гибель Ермака чем то похоже?).
По итогам битвы чукчи захватили знамя, пушку, барабан, 40 ружей, 51 копье и множество оленей. Кольчуга Павлуцкого, захваченная чукчами, долгое время хранилась ими как реликвия. В 1870 г. чукотский старшина, которому она досталась от деда, подарил её колымскому исправнику барону Г. Майделю.
"Личность Д. И. Павлуцкого и его гибель получили широкое отражение в чукотском фольклоре. Майор явился одним из главных прототипов Якунина — собирательного образа русских в чукотских сказаниях, представляющим собой нечто вроде «идеального зла». Существует множество сказок и легенд о борьбе чукчей с Якунином и о его гибели. В одной сказке его ранили стрелой в глаз, а потом добили, в другой он погибает в поединке с чукотским богатырем Нанкачгатом. Многие легенды рассказывают, что Якунин был взят чукчами в плен и зверски замучен. Однако нужно понимать, что все это является исключительно художественным вымыслом и не имеет никакого отношения к исторической реальности. Поэтому чукотские сказания о смерти Якунина не следует рассматривать как альтернативные версии описания битвы при Орловой и биографии Павлуцкого. Некоторые источники со ссылкой на чукчей сообщали, что те отрезали майору голову и берегли её как реликвию. Жители Нижнеколымска же верили, что тело Павлуцкого было разрезано на куски, которые были засушены и также хранились чукчами. Однако и эти слухи не отражают реальности: известно, что Павлуцкий был похоронен в Якутске." Википедия (с).
Кстати, битва при Егаче и при Орловой была 14 марта с разницей в 17 лет (интересно, чукчи специально подбирали время для боя?).
После этого русское правительство было в замешательстве и даже перебросило в Анадырск дополнительные отряды.
Сопротивление продолжалось целых 150 лет и на определённом этапе даже привело к победе чукчей и русским указом "Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному". И даже ликвидацией Анадырской партии на которую было израсходовано 1 381 007 руб. 49 коп., тогда как от ясачного и других сборов получено всего 29 152 руб. 54 коп.
После того как русские ушли, юкагирам и корякам стало совсем тоскливо, т.к. их вообще оттеснили с обжитых мест.
Но тут вблизи Чукотки стали подозрительно часто плавать английские и французские корабли. Русские понимали, что английская и французская колония с таком месте была бы как кость в горле и решили действовать решительно, но по-иному, а именно подкупом.
"В 1776 году Екатерина II указала приложить все усилия для принятия чукчей в подданство. Действуя не военной силой, а подкупом, русские добились значительно большего. В марте 1778 года стараниями коменданта Гижигинской крепости капитана Тимофея Шмалева и сибирского дворянина, крещёного чукчи Николая Дауркина с «главным» тойоном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства. По указу Екатерины чукчи освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах.
Сравнительно привилегированное положение чукчи сохраняли и позже. По «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи жили по своим законам и судились собственным судом, ясак — шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился по желанию. В 1885 году капитан А. А. Ресин, присланный с инспекцией, писал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой». Даже в середине XIX века в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покорённым», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли власти и предприниматели научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью налогов." (с) Википедия.
И как бонус чуть-чуть чукотской мифологии:
"Образ русских завоевателей сложился следующий: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо — вызывают на бой». Однако наибольший ужас наводила жестокость русских, воспринимавшаяся аборигенами как абсолютно немотивированная: Якунин (Павлуцкий), злой враг с огнивным луком (кремневым ружьем), мужчин и женщин жестоко губил, разрубал топором. Двадцать возов шапок убитых отправил к царю. «Больше их нет, всех истребили», — похвастал царю. — «Много стад заграбили. Наши нежданно напали, победили, всех перерезали, только начальника живым взяли мучить…».
В фольклоре истребление чукчей выступает для русских как самоцель. Каких-либо рациональных объяснений причины конфликта чукчи найти не смогли. Образ же казака характеризуется полным отсутствием любых позитивных черт. Главным злодеем чукотского фольклора стал майор Павлуцкий, получивший прозвище «Якунин», происхождение которого неизвестно.
Впрочем, благодаря воинской силе и жестокости, русские заслужили у чукчей определенное уважение. Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно и ни один народ в их фольклоре, за исключением русских и их самих, не назван собственно людьми. В чукотском мифе о сотворении мира предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами."
Спасибо за внимание!=) Надеюсь Вам было интересно, так же как и мне.
Вспомнился анекдот, не очень в тему, но все же : Работал на золотом прииске чукча, который русский язык не знал. Подвернулась возможность у чукчи и спиздил он пару килограмм золота. Бились, бились с ним следователи, ничего не сказал чукча. Передали дело в суд. В суде говорят переводчику, мол объясните чукче, если он выдаст похищенное золото, то будет иметь право на снисхождение, а если нет, то расстреляют.
Переводчик перевел, чукча испугался, рассказал переводчику где спрятал золото. Переводчик поворачивается к суду и говорит: Чукча сказал, ему похуй, пускай расстреливают.
Смешались в кучу чукчи и якуты.
Пару месяцев назад интересовался этой же темой. Реально не ожидал такого жесткача, нам же в детстве втриали, что американцы с индейцами воевали, а наши Сибирь практически мирно покоряли. А оказалось тут такие замесы были по всей территории шопездец.