2892

Осада

География рождения курсантов военно-медицинского факультета такова, что если бы взялся какой-то исследователь её анализировать, то мог бы написать целый труд под названием «Военная помощь Советского Союза странам третьего мира». И его труд, несомненно, тут же засекретили бы. Мой сослуживец Саша родился в Алжире, Вадим – в Ливии, Коля – в Чехословакии. Ромка был «свой», он родился на Чукотке, но в школу пошёл сначала в Киргизии, потом в Германии. Истории каждого заслуживают отдельного рассказа. Но встретил я на днях одного майора медицинской службы и рассказал он мне следующую историю своего детства. Может и открыл он какую-то замшелую военную тайну. Но за давностью лет простят ему.

Отцом Вовка гордился. Отец был офицер-десантник, высокий, громогласный, сильный, полная грудь значков и медалей. Таким отцом будет гордиться любой советский мальчишка. И Вовка искренне не понимал, за что отца не любят ребята, с которыми он ходит в школу. И за что не любят его, Вовку. Ведь он такой же как они. Тоже играет в футбол, читает Фенимора Купера и Роберта Стивенсона. А то, что иногда не понимает, о чём они говорят – так это чепуха.


И отец. Он ведь такой красивый, сильный. А когда идет по улице, сжимая вовкину ладонь, то встречные старухи злобно шипят вслед, а некоторые даже плюют себе под ноги. А отец будто не замечает. Вовка много раз спрашивал: «Зачем они так с нами?» Отец отшучивался. Мол, вырастешь – поймёшь. А пока – лишний раз из военного городка не выходи. И вообще – без взрослых лучше в город не выходи.


Вечером, в конце декабря 1991-го года командир части собрал всех офицеров в своем кабинете.


Вовкин отец рассказывал:


- Набилось, как сельдей в бочке. Стоим, дышать трудно. Тридцать человек в одной комнате. Все уже, конечно, знают. Дома радио и телевизор, не в степи живем. Молчим, ждем, что командир скажет. И он молчит.


Наконец прокашлялся. И сипло так начал:


- Товарищи офицеры, с сегодняшнего дня Союза не существует. А значит мы с вами теоретически находимся на территории предполагаемого противника. Возможны провокации и даже нападения на часть. Поэтому приказываю: выдать личному составу автоматы, бронежилеты и максимальный запас боеприпасов. Усилить караулы.


Повисла пауза. Наконец откуда-то из угла донёсся притиснутый широкими спинами голос зампотыла:


- Нас эвакуируют или самим придётся пробиваться?


- Приказов на этот счёт пока не поступало, - ответил командир. – А значит – стоим на месте.


Часть зашевелилась. Всем солдатам выдали оружие, гранаты. Отменили отпуска. Семьи военнослужащих, проживающие в городе, были экстренно эвакуированы на территорию части и размещены в казармах. Вовка помнит, как тихонько плакали матери, прятали свои слёзы, чтобы не показывать мужьям, у которых нынче другие заботы. Для детей это всё было какая-то игра. Было даже интересно и весело.


По улочкам военного городка солдаты ходили чуть ли ни целыми отделениями. В сторону жилых кварталов ставших вдруг враждебными и чужими развернулись пулемёты.


Через пару часов в кабинет командира постучался его заместитель, майор Н.


- Товарищ командир, есть ещё одна проблема, - капитан положил на стол командиру список. – Рядовые Кахадзе и Бурошвили, сержанты Кравчук, Ясюкайтис и старший сержант Акопян. И так далее. Всего двадцать четыре человека. Кем их теперь считать?


- Вот, блин! – командир в сердцах стукнул по столу кулаком. – До особого распоряжения считать всех вышеперечисленных русскими солдатами!


Поздним вечером к стенам воинской части подъехали две тонированные шестерки, из которых вышли почти полтора десятка местных жителей.


- Началось, - подумал вовкин отец.


- Оккупанты! – крикнул один из гостей. – Оккупанты, убирайтесь!


Часть ответила молчанием. Местные прошлись на счет их матерей, насчёт того, что сделают с жёнами, если военные немедленно не сдадут оружие.


- Эй, русские, убирайтесь!


- Пошли на х..! – не выдержал осетин Закурдаев.


- Закурдаев – молчать! – грозным шепотом рявкнул старший лейтенант Кузнецов. – Отставить поддаваться на провокации!


- Есть отставить поддаваться на провокации, - ответил рядовой.


И не поддавались больше. Даже горячие «русские» с Кавказа.


- Ты спросишь меня, о чём я думал тогда? – спрашивает Вовка. – Не поверишь, я думал об упаковке новеньких фломастеров, которые я на пару дней одолжил однокласснику. Порисовать. Беспокоился, чтобы он не потерял мой любимый, фиолетовый. Кстати, этих фломастеров я так и не увидел. Отец больше не пустил меня в школу, а одноклассник, само собой, не принёс.


Две недели часть сидела, вооруженная до зубов, целясь из автоматов в ставшим вдруг враждебным город. Местные веселились, праздновали, ходили вокруг части с национальными флагами. Кричали оскорбления в сторону забора. Но оттуда на них смотрели свирепые кавказские, азиатские и славянские лица, подкрепленные дулами автоматов, поэтому к счастью дальше криков и оскорблений дело не дошло.


А однажды вечером отец переоделся в гражданскую одежду, собрал чемоданы и повел семью на вокзал, чтобы отправить Вовку с матерью к бабушке, в Воронеж. С ними вышли из части три солдата и прапорщик Бриедис, тоже в гражданской одежде.


- Перед выходом из части, мама серьёзно посмотрела мне в глаза и сказала: «Ни в коем случае не заговаривай со мной по-русски. Лучше молчи». И я молчал всю дорогу до вокзала. Мы уехали, а отец остался. На перроне он так крепко обнял нас с матерью, что мне стало больно. Но я молчал. Это было как в кино про войну. Только в кино уезжали мужчины, а женщины и дети оставались их ждать.


Они ещё один раз вернулись. Почти через полтора года, когда большие начальники договорились о механизме вывода войск с территории новоиспеченных независимых государств. Мать не хотела брать Вовку с собой, но он давно не видел отца, поэтому умолял, пока она не согласилась.


- Я помню, как на вокзале стояли несколько составов с вооружённой охраной. Вокруг шныряли местные, пытаясь что-то стащить. Не хватало составов, вагонов, брезента, людей. И военные оставляли нажитое барахло, чтобы затащить в вагон ещё пару двигателей от БТРа. Ещё думали, что кому-то это понадобится, кто-то оценит. Да и не могли по-другому. Я сейчас читаю в интернете, мол, не так всё было, - говорил мне Вовка, а нынче Владимир Николаевич, майор медицинской службы. – Мол, уходили неспешно, Затянули процесс вывода на два-три года. Не буду спорить. Детское восприятие отличается особенностями, а спустя столько лет какие-то детали стираются из памяти и на смену им приходят другие. Но мне почему-то вспоминается суета, беготня на грани паники. И то, как на прощание прапорщик Иванов выбил в казарме половину стекол.

366
Автор поста оценил этот комментарий
Меня с мамой так отец из Узбекистана отправлял, с двумя чемоданами к бабушке уехали, а отец остался, надо было дом продать, бывшие соседи предлагали смешные деньги за двухэтажный коттедж и скалились, типа все равно бросишь и нам за так достанется, продал в конце концов за 2 к долларов. А отправил он нас после того как в городе стали насиловать, брить наголо и обливатьь зеленкой девушек и девочек, а мне 15 лет, вот после этого меня перестали выпускать из дома,в школу только в сопровождении, мне не верилось, как так, у нас ведь и знакомые были среди узбеков, мамины медсестры, отцовы сослуживцы, у нас с братом пара одноклассников, но действительно , они поменялись как только поняли что они теперь власть, поэтому я с странным чувством всегда смотрю фильмы про зомби, вот ещё вчера он твой хороший знакомый или сосед и тут бах и он хочет тебя убить, что как произошло. Сейчас когда все эти приезжие обращаются на рынке например эээ сестра, хочется сказать словами, Бодрова, не брат ты мне..., не могу простить им вот этой сломанной детской веры в дружбу народов.
раскрыть ветку
83
Автор поста оценил этот комментарий
Очень хорошо и тепло написано. Мой отец служил в то же время в Азербайджане. Он был замом по тылу. Нас с сестрой и мамой в числе других семей военнослужащих эвакуировали вертолетами в Москву. Там мы несколько дней ночевали в аэропорту, пока получили билеты до родной Алма-Аты. А отец остался. Рассказывал потом много. За те события он был представлен к ордену "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени.
раскрыть ветку
74
Автор поста оценил этот комментарий

Мои свекор (полугрузин-полурусский)  и свекровь (русская) много лет, в самые тяжелые годы, жили в Тбилиси. Когда на проспекте Руставели рубили деревья, чтобы протопить печки и хоть как-то согреться в домах. Когда со свекровью, тридцать лет проработавшей в русской (!) школе, не здоровались коллеги-грузинки. У них был частный дом, который протопить было куда сложнее, чем квартиру. Перед сном, рассказывала свекровь, приходилось долго ходить по комнате, чтобы согреться, а потом укладываться полностью одетой под кучу одеял, шуб и прочего барахла, чтобы хоть как-то сохранить тепло. Зимой на улице 0-2 - и практически столько же в доме.


Слава Богу, что им удалось продать дом и переехать в Россию. Им уже за 80, и хотя бы сейчас они живут в человеческих условиях, правда, на третьем этаже хрущевки, и свекровь с больными ногами редко выходит на улицу...


Не совсем по теме, простите, но как вспомню то, что творилось в 90-е и позже...

204
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за пост. Почему то такие рассказы вызывают острый вкус горечи, словно сожаление о том, что могло быть все подробному.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
102
Автор поста оценил этот комментарий
Был молодой.В голове погулять и девки, но до сих пор помню: кроме Белоруссии и Украины все республики отметились. Воспитаны то были, что все братья. А братья просто резали русских.

Ну не стереть такое из памяти.

раскрыть ветку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества