Неизвестная судьба янтарной комнаты

При приближении врага к Ленинграду янтарную комнату не успели эвакуировать. Ее законсервировали на месте. В таком состоянии комната была оставлена в надежде на благосклонность врага к шедевру мировой величины. В течение двух лет и четырех месяцев информация о дворце и янтарной комнате практически отсутствовала. В этой статье вы узнаете об основных версиях исчезновения янтарной комнаты, где ее видели последний раз и в каких местах ее могли спрятать.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Янтарная комната в Екатерининском дворце до войны

Начало "Янтарная комната - немецкий или русский шедевр?" читать здесь.

В конце января 1944 года сразу после освобождения городов-спутников Ленинграда от вражеских войск перед глазами очевидцев предстала ужасная картина разрушений. Исковерканные орудия и военная техника, трупы солдат в оборонительных укреплениях, безжизненные остовы зданий, кругом смешение крови, снега и грязи. Дворцово-парковые ансамбли представляли собой жуткое зрелище. За время оккупации захватчики вырубили вековые парки, обезобразили дворцы и парковые строения, уничтожили замечательные интерьеры императорских резиденций.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Интерьеры Екатерининского дворца

Местонахождение янтарной комнаты оставалось секретом вплоть до того момента, как в руки советских властей не попали достоверные сведения о перемещении шедевра. После занятия Пушкина немецкие и союзные с ними солдаты принялись за мародерство. Они расхищали детали интерьера, штыками прокалывали защитную обшивку и выламывали янтарный декор. Ограбление шедевра продолжалось, пока военное руководство не выставило охрану и не запретило самоуправство. Армейское начальство стало четко выполнять полученные из Берлина инструкции об обращении с предметами культуры.

В руках командования группы армий «Север» находились составленные заранее списки историко-культурных объектов, чьи фонды хранили тысячи ценных экспонатов. Их предписывалось вывозить в Германию для пополнения государственных коллекций и частных собраний высокопоставленных лиц из фашистского руководства: Геринга, Гиммлера, Розенберга, Бормана. В это время в Линце, на родине Адольфа Гитлера, готовился к постройке гигантский музей фюрера, куда со всех концов Европы свозили произведения искусства исключительной ценности. Гитлер проявлял интерес к солнечному камню, считал, что изделия из него имеют целебное действие. Но на первых порах удача заполучить янтарную комнату выпала гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху. Именно подведомственная ему территория стала первым приютом для шедевра из Екатерининского дворца.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Эрих Кох

В октябре 1941 года по распоряжению Э. Сольмса-Лаубаха, назначенного ответственным за сохранение культурных ценностей на оккупированной территории, уже весьма потрепанное произведение искусства стало готовиться к отправке в Германию. Шесть солдат строительного батальона под надзором унтер-офицера за 36 часов демонтировали янтарные панели и уложили их в ящики. В начале декабря 1941 года ценный груз уже принимал директор государственных собраний произведений искусства в Кенигсберге Альфред Роде. В средневековом Королевском замке не нашлось просторного зала для монтажа янтарной комнаты в полную величину. Роде пришлось перетасовать панели, чтобы вместить их в объем подобранного помещения. Масштабная янтарная комната снова стала приватным янтарным кабинетом. В марте 1942 года сборка комнаты была завершена и ее открыли для свободного посещения. Каждый житель Кенигсберга мог воочию увидеть шедевр мирового искусства.

Стоит сказать несколько слов о новом хранителе янтарного чуда. Альфред Роде на тот момент являлся видным исследователем янтарного дела в Европе. В 1926 года он занял пост директора государственных собраний произведений искусства – крупнейшего музея Восточной Пруссии, размещавшегося в Королевском замке Кенигсберга. С этого времени его жизнь и научные исследования, главным образом, были посвящены изучению и развитию янтарной темы. За его авторством вышли в свет ряд трудов по янтарному ремеслу, среди которых книга «Янтарь – немецкий материал» стала классическим трудом для специалистов, работающих в этой области декоративно-прикладного искусства. Под его началом велась большая работа по пополнению городских янтарных коллекций, выпуску каталогов, организации выставок, изучению истории янтарного ремесла.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Альфред Роде

Каков же был восторг Роде, когда спустя 10 лет вожделенный интерьер прибыл в Кенигсберг под его опеку! Наиболее показательно отношение Роде к исторической судьбе янтарного шедевра иллюстрируют его слова в заметке из мюнхенского журнала «Пантеон» за август – сентябрь 1942 года: «Янтарная комната вернулась в прямом и переносном смысле на свою родину. Несомненно, этот шедевр никогда и ни при каких обстоятельствах не вернется в Россию, ибо это сравнимо с одним: разрушением всего того, что мы именуем Великой Германией». Фанатично преданный своему делу, Роде был неподдельно рад ее появлению на немецкой земле.

Фронтовая ситуация стремительно менялась, советские войска неуклонно приближались к Кенигсбергу. В ночь с 22 на 23 января 1945 года янтарные панели пытались эвакуировать железной дорогой в центральную Германию, но попытка завершилась неудачно. В последний момент перед отправкой железнодорожного состава пришло сообщение о том, что советские танки перерезали пути в Германию, и янтарный груз вернулся в Королевский замок. Ящики с панелями пролежали в Большом Орденском зале вплоть до прихода в город советских войск. По более поздним свидетельствам Роде, 5 апреля 1945 года за день до штурма Кенигсберга янтарные панели все еще находились в замке. С этого момента история янтарной комнаты имеет несколько версий продолжения.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Руины Кенигсбергского (королевского) замка

Первая официальная версия случившегося основывалась на докладе сотрудника Государственного Исторического музея А.Я. Брюсова, который в мае 1945 года прибыл в разрушенный Кенигсберг для поиска вывезенных произведений искусства. Совершенно случайно к нему в группу в качестве помощника попал бывший директор кенигсбергского музея А. Роде, отказавшийся эвакуироваться из города в основную часть Германии. Брюсову также помогал П. Фейерабенд, который до прихода советских войск заведовал известным рестораном «Блютгерихт» («Кровавый суд»), располагавшимся на территории Королевского замка. Два немца, непосредственных свидетеля последних дней существования кенигсбергского музея, могли пролить свет на дальнейшую судьбу янтарной комнаты.

Однако они оказались крайне ненадежными осведомителями. Брюсов отмечал их скрытность и плутовство: «Роде – старик на вид, с трясущейся правой рукой. Одет неряшливо (нарочно?). Искусствовед. Имеет ряд научных трудов. Алкоголик. Доверия не внушает. Мне все сдается, что он знает больше, чем говорит, а когда говорит, то нередко лжет… Фейерабенд – пройдоха, враль, но полезный человек». Как следует из описания Роде, Брюсов не понимал, что перед ним стоял крупнейший специалист по янтарю и прямой участник кенигсбергского периода жизни царскосельского шедевра.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

А.Я. Брюсов

Воспользовавшись свидетельствами его помощников и произведя осмотр помещений Королевского замка, Брюсов увидел следы большого пожара. Большой Орденский зал выгорел, где, по дневниковым записям Брюсова, «[б]ыли найдены подвески от царскосельских дверей (медные), обгорелая резная лепка Янтарной комнаты, железные пластинки с винтами, которыми части комнаты были прикреплены к стенкам ящиков». Уверившись в печальную судьбу разыскиваемого шедевра, Брюсов представил в Комитет по делам искусств и культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР докладную записку с неутешительными выводами: «По всем данным, Янтарная комната сгорела между 9 и 11 апреля 1945 года».

Дальнейшие поиски и странное поведение Роде несколько пошатнули озвученную версию случившегося. Брюсов нашел переписку Роде со многими влиятельными представителями нацистской элиты и понял, что его помощник не просто не искусствовед, а человек, в руках которого находились судьбы большого количества экспонатов, вывезенных из советских музеев в период войны. В июне 1945 года Брюсов оставил в дневнике запись: «В Шлоссе [один из немецких замков – прим. автора] найдено много документов, показывающих, что Роде стоял во главе охраны музейных ценностей во всей Восточной Пруссии. Он вывозил отсюда вещи в замки. Он подготовил вывоз Янтарной комнаты в Саксонию. Но от него ничего нельзя добиться. Он не лжет, но говорит очень мало, только тогда, когда мы и без него что-нибудь открываем». В этой записи отражены основные направления последующего поиска янтарных панелей: сам город Кенигсберг с прилегающей к нему округой и территория центральной Германии, куда шедевр могли эвакуировать и спрятать в шахте, бункере или ином подобном месте.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Гросс-Фридрихсберг, усадьба Эриха Коха

Особенно тщательно искатели прозондировали почву местечка Гросс-Фридрихсберг, в котором располагалась усадьба Эриха Коха, гауляйтера Восточной Пруссии и собирателя награбленных богатств. В поместье были обустроены подвалы особняка и сооружен бункер со всеми условиями для автономной жизни и работы. Комплекс хорошо оборудованных укрытий поражал надежностью и технологичными системами жизнеобеспечения. Словом, более подходящее место для утаивания сокровищ сложно было найти. Косвенно на вероятность сокрытия здесь янтарной комнаты указывало то обстоятельство, что за несколько дней до начала штурма Кенигсберга усадьбу посетил Роде. Возможно, он подыскивал последнее пристанище для ящиков с янтарным грузом. После войны множество экспедиций исследовали здесь каждую пядь окрестных земель, но поиски так и не привели к желаемому результату.

Параллельно прорабатывалась версия об эвакуации янтарной комнаты на территорию остальной Германии. Ее искали в Тюрингии, куда предположительно была вывезена из окружаемой советскими частями Восточной Пруссии богатейшая коллекция Эриха Коха. Вместе с ней в путешествие по Германии могли отправиться и ящики с янтарными панелями. В качестве предполагаемого места сокрытия янтарного чуда указывали на соляную шахту Виттекинд в Нижней Саксонии –к окончанию войны в нее спустили библиотеку Геттингенского университета и, как считают некоторые исследователи, в штольни поместили груз с янтарной коллекцией из Кенигсберга. Во время оккупации этот район контролировался английскими войсками, которые могли поднять часть богатств. Последовавшие в конце сентября 1945 года взрывы привели к обрушению шахты и следы янтарной комнаты затерялись в завалах соляных выработок и английских архивах.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Найденные картины

Идея о непосредственном участии союзников СССР в судьбе царскосельского шедевра породила несколько смежных версий. Одна из них гласила, что союзные английские или американские войска обнаружили янтарный груз на оккупированной ими территории Германии и скрытно вывозили его за пределы страны в качестве военной добычи. Еще одна версия допускала присвоение янтарных панелей уже советскими властями и его последующую передачу США в счет возмещения поставок американских товаров по ленд-лизу. Всплывали сомнительные свидетельства о том, что ящики с янтарными деталями видели в американской части Берлина и при таких условиях далекоидущий вывод о перемещении шедевра за океан напрашивался сам собой.

В течение десятилетий янтарную комнату искали с надеждой и верой в то, что она сохранилась и нужно сделать только один шаг, чтобы она в оригинальном виде снова появилась перед восторженной публикой. Но годы шли, а версии о судьбе янтарного зала упорно не хотели становиться реальностью. Счастливым исключением стало обнаружение комода из меблировки комнаты и фрагмента янтарного интерьера – флорентийской мозаики «Осязание и обоняние». В 1997 году мозаику обнаружили на черном рынке антиквариата в Германии при попытке продать в качестве части царскосельского интерьера. Искусствоведческая экспертиза показала подлинность мозаики и ее принадлежность композиции пропавшей комнаты. В 2000 году обнаруженные мозаика и комод были возвращены в Екатерининский дворец, став исторической основой для возрождения убранства янтарного зала.

Неизвестная судьба янтарной комнаты Янтарная комната, Долгие поиски, Длиннопост

Восстановленная янтарная комната

Неудачи с поисками оригинальной янтарной комнаты сподвигли советские власти в 1979 году принять решение об изготовлении точной копии утраченного шедевра. Работы по воссозданию янтарных панелей продолжались в течение долгих двух десятилетий и завершились в 2003 году к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В церемонии официального открытия янтарной комнаты принимали участие президент России В.В. Путин и канцлер ФРГ Г. Шредер. Спустя несколько дней уже все желающие могли посетить Екатерининский дворец и увидеть янтарный зал в первозданном виде. Барон Э. Фальц-Фейн, выходец из Российской империи, в детстве видевший оригинальную комнату и посвятившей значительную часть своей продолжительной жизни ее поискам и помощи в ее восстановлении, высказал мнение, что воссозданная комната выглядит лучше прежней. Спустя десятилетия образ янтарного чуда, воплощенный в новом материале трудом современных мастеров, все также поражает воображение посетителей, захватывает энергией и солнечным теплом, как это делал исходный вариант знаменитого дворцового интерьера.

Источник публикации: паблик ВКонтакте История и Право

Лига историков

13.6K пост50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

42
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, крутой пост. Всегда было интересно, что за загадочная комната.

раскрыть ветку
45
Автор поста оценил этот комментарий

Я был в восстановленной янтарной комнате, историческая ценность, все дела, не дурак, понимаю. Но, блин это такая жуткая пошлятина, дорого - бохато. Примерно как взять ношеные тапки и насыпать в них килограмм бриллиантов.

раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий
Соски в тиски нужно было сделать ему
13
Автор поста оценил этот комментарий

Так, стопе... Припоминаю (вроде бы, точно не вспомню) что нашли малую часть и эту часть около 5% вернули. Получается что около 95% комнаты где-то до сих пор лежат?

Всегда было интересно где цуко янтарная комна спрятана, куда сволочи её зашкирили.

Если что-то не понимаю прошу скажи мил человек.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вот и я об этом же. Речь идёт о хищениях и диверсиях при перевозке эшелонами и баржами, а укушенные Дудём дети Новодворской всё колоски преплитают.