Крипта для чайников (спешл): Что такое NFT, или всё новое - это хорошо забытые криптокотята
Нет, ну вы слышали? Граймс продала рисунки и клипы на 6 млн долларов! Картину Бэнкси конвертировали в NFT-токен! Даже гифку с нян-кэтом продали за 300 эфиров! До чего докатились, а? Это вам не биткоины майнить.
В честь продажи гифки с нян-кэтом предлагаю вспомнить это прекрасное видео и вернуть 2007 2011 год. А потом сесть и разобраться, что же это за NFT-токены такие.
Дисклеймер: Информация приводится в упрощённом виде и для общего понимания, без значительного углубления в технологию.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА АВТОРСКИХ ПРАВ В ИНТЕРНЕТЕ
С развитием цифрового искусства возникла фундаментальная проблема с авторскими правами. Любой цифровой объект можно копировать неограниченное количество раз, при этом каждая копия будет обладать теми же характеристиками и возможностями, что и оригинал.
Раньше было лучше - нарисовал себе картину, и она существует в единственном экземпляре, абсолютно точно копировать её не получится. Можно сделать репродукцию, можно перерисовать, но всё равно - опытный искусствовед по форме мазков способен отличить оригинал от подлинника.
Цифровые объекты можно копировать с точностью до бита. И как тогда доказать, что ты - автор или единоличный владелец данного предмета? По дате создания? Подкрутим часы, подредактируем мета-теги, и вуаля - вот копия создана раньше, чем оригинал. По какому-то секретному коду? Может, сходить в РСП и получить сертификат, подтверждающий авторские права?
В последние годы в интернете идёт борьба щита и меча. Правообладатели (не авторы, именно правообладатели) придумывают всё новые технологии защиты от копирования, а люди, желающие копировать - способы их обхода:
-- Приснопамятная StarForce сменилась Denuvo, которую даже опытные хакеры взламывают с трудом в большинстве случаев;
-- Spotify пропускает треки через "миксер", разбивая их на короткие кусочки и перемешивая, чтобы нельзя было просто так вытащить песню из кэша;
-- Netflix использует EME с закрытым алгоритмом, который подразумевает (наверное, поскольку спецификации закрыты) шифрование медиапотока и не даёт снимать скриншоты.
Всё это оборачивается ещё и неудобствами для пользователей. Denuvo нагружает ресурсы компьютера, Spotify однажды приводил к ускоренному износу SSD (сейчас это пофиксили), а Netflix загружается на медленных компьютерах так медленно, что быстрее было бы скачать фильм с торрента.
Картина Бэнкси "Придурки", которую превратили в цифровой актив. Надпись - "Не могу поверить, что вы, придурки, реально покупаете это дерьмо".
ВОПРОСЫ ВЛАДЕНИЯ
На картинке выше - та самая токенизированная картина Бэнкси. Как видите, я спокойно взял её из открытых источников в интернете и не менее спокойно опубликовал. Занимаюсь ли я пиратством вот прямо сейчас?
Не-а.
По сути, картина всё ещё принадлежит владельцу, кем бы он ни был. А то, что изображено выше - репродукция. Копия от оригинала. Вы тоже можете её копировать, чтобы распечатать или повесить на рабочий стол в качестве обоины. Оригинал же существует в единственном экземпляре.
И его подлинность подтверждена NFT-токеном. Аналогично - и с музыкой Граймс или гифкой с нян-кэтом. Существует какой-то единственный экземпляр, оригинал, подлинность которого подтверждена привязанным NFT-токеном. А в интернете можно найти репродукции - копии, которые внешне максимально похожи на оригинал, но оригиналом не являются.
Кадр из токенизированного видео Граймс. Современное искусство - оно такое.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОКЕНЫ
А теперь наконец-то - к технологии.
Если вы бывали в Минске, то, наверное, покупали жетон на метро - маленькую круглую штуковину из пластика с металлической серединой. Это - сферический пример токена в вакууме:
1) Он даёт вам определённую возможность (в частности - проехать на метро);
2) Его сфера применения жёстко ограничена (вы можете проехать с жетоном на метро, но не можете, скажем, купить за него кофе в автомате);
3) Количество таких токенов ограничено. Если вы будете скупать жетоны на метро и складывать у себя под подушку, рано или поздно они кончатся, и минскому метрополитену придётся чеканить новые.
А ещё его можно обменять на реальные деньги - купить в кассе или продать приятелю.
Жетоны минского метро.
Проблема этих "токенов" в том, что они - взаимозаменяемые. Каждый такой жетон полностью эквивалентен другому. Если у вас в кармане несколько жетонов, вы можете выбрать любой, чтобы войти в метро. Если у вас нет жетонов, вы можете попросить приятеля дать вам свой. Принципиальная разница - разве что в дизайне. Но, будем откровенны, жетоны минского метро изнашиваются и стираются так быстро, что уже через несколько тысяч поездок различить узор становится крайне сложно.
Но что, если бы каждый жетон был абсолютно индивидуален и уникален? Предположим, привязать к нему идентификационный номер. Это же бы расширило определённые возможности идентификации:
1) Каждый жетон можно отследить;
2) Можно подтвердить, что именно вы и только вы и никто другой владеете именно этим жетоном;
3) Каждый жетон становится уникальным, и можно собрать целую коллекцию (или перепродать на авито жетон с красивым номером 7777777777).
И вот мы вплотную подобрались к понятию "невзаимозаменяемых токенов", или NFT.
ПОНЯТИЯ ТОКЕНОВ И СМАРТ-КОНТРАКТОВ
Минское метро - хороший пример смарт-контракта в реальной жизни:
1) Есть некая среда оказания услуг (метрополитен);
2) Есть оказываемая услуга (например, перевозка вас со станции Октябрьская на станцию Кастрычницкая (дурацкая шутка, но удалить её рука не поднялась));
3) Есть жёсткий алгоритм оказания услуги;
4) Есть токены для оплаты услуги.
Платформа Ethereum выгодно отличалась от Bitcoin именно наличием смарт-контактов - приложений, которые запускаются в рамках этого самого Ethereum, и для оплаты услуг которых использовались токены ERC-20. В качестве примера можно вспомнить Golem - сеть арендуемых распределённых вычислений:
1) У вас есть, предположим, мощный компьютер;
2) А у меня его нет;
3) Мне нужны вычислительные ресурсы, чтобы запустить конкурента жабабота и оттестировать его;
4) Я через сеть Golem арендую мощности вашего компьютера;
5) За это я плачу токенами Golem;
6) Вы тоже получаете токены Golem.
Логотип сети Golem.
Токены Golem - взаимозаменяемые, как жетоны минского метро. Один ничем не отличается от другого и по своим возможностям полностью эквивалентен другому. Однако, в отличие от жетонов минского метро, в реальности токенов Golem не существует - это исключительно цифровые активы.
Все данные о токенах Golem хранятся в блокчейне. Поэтому подделать их (в отличие от жетонов минского метро) практически невозможно. Кроме того, их крайне сложно копировать, репродуцировать или приумножить любым другим нечестным способом. Наконец, вынести их из блокчейна или переместить в другой блокчейн тоже невозможно, потому что они существуют исключительно в этом блокчейне.
НАКОНЕЦ-ТО ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ИСКУССТВУ
Итак, у нас есть блокчейн, у нас есть токены, которые можно сделать невзаимозаменяемыми (присвоив им уникальный номер), и у нас есть проблемы с соблюдением авторских прав в интернете. Решение же на поверхности, нет? Берём предмет цифрового искусства (гифку с нян-кэтом), прикрепляем к ней невзаимозаменяемый токен - и всё, оригинальность предмета цифрового искусства подтверждена!
Потому что если мы попробуем копировать этот предмет цифрового искусства, то у нас ничего не получится. За пределами среды его хранения (приложения, биржи) токен не существует. Нам остаётся лишь репродуцировать его.
Кадр из гифки Crossroads, которая была продана за 6,5 млн долларов.
По сути, токены NFT - это сертификаты, подтверждающие подлинность предмета цифрового искусства. Если вы купите что-то с токеном NFT, вы будете владеть оригиналом, независимо от того, сколько репродукций этой гифки существует в интернете. Подделать токен NFT практически невозможно, а его подлинность легко подтверждается. И это, в теории, поможет защитить авторские права.
Теперь, когда продадут очередную картину какого-нибудь художника за очередные сто тыщ мильёнов, вы будете знать - на самом деле был продан лишь оригинал, чья подлинность подтверждена с использованием NFT - уникального токена, прикреплённого к этому произведению цифрового искусства.
А ПРИ ЧЁМ ТУТ КРИПТОКОТЯТА?
На самом деле идея и технология невзаимозаменяемых токенов возникла отнюдь не вчера. Ещё в 2017 году выстрелила блокчейн-игра CryptoKitties - "Криптокоты". В своё время она даже ненадолго практически положила сеть Ethereum.
Принцип действия криптокотов прост. Каждый игрок покупает криптокотёнка, абсолютно уникального, который привязан к хранящемуся в блокчейне невзаимозаменяемому токену - с уникальным номером-идентификатором. С цифровым пушистым другом вы можете... ну, примерно ничего. Например, продать, купить, подарить, спарить с другим криптокотёнком или экспортировать в другую игру.
Немного криптокотят. Правда же миленькие? Взгляд - как у меня по утрам.
В общем, вы можете собирать криптокотов, а потом продавать их. Или покупать, а потом продавать. Веселье.
Но если криптокоты для вас слишком милые и няшные, то встречайте криптопанков:
Криптопанки тоже используют NFT. Каждый их них уникален и привязан к уникальному токену, копировать не получится. Их тоже можно... собирать, и всё. Ну и продавать, конечно же.