Звонит коллектор? Спросите у него про погоду или пошлите его… в суд!

Последний месяц периодически сталкиваюсь с вопросами законности действий так называемых коллекторов. Приличный объем вопросов поступает и коллеге на почту, хотя наш профиль весьма далек от долговой темы.

В прошлом месяце гонял тряпками назойливых «взыскунов», осаждавших знакомого - его бывший коллега указал зачем-то номер телефона последнего. По итогам получил определенную долю эстетического удовольствия, а контора – штраф на 100 тысяч рублей от ФССП. «Нраица!» (С) к/ф Борат.

Увы, назойливые коллекторы в своей работе часто нарушают закон и могут прилично подпортить нервов человеку неподготовленному.

Вся деятельность коллекторских служб урегулирована Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ.

При этом именно «коллекторским» юридическое лицо может считаться при нахождении его в специальном реестре ФССП – там содержатся сведения о компаниях, для которых взыскание просроченной задолженности является основным видом деятельности.

Звонит коллектор. Паниковать сразу или потом?

Самое главное, что нужно знать – юридически коллектор формально НИКТО.

У него нет ни полномочий, ни официальных инструментов воздействия на вас.

Обыватель почему-то воспринимает коллектора где-то посередине между спецслужбами и бандитами.

Вы же не боитесь девочки, звонящей из банка с напоминанием о просрочке. Возможно, даже ей хамите. Чего же пугаться коллектора, который ничуть не «полномочнее» той самой девочки?

Он может жалобно просить вернуть долг или попытаться строго его потребовать. Если превысит тембр строгости голоса или нидайбох ругнется – его контора получит штраф.

Его права – аналогичны правам банка, у которого вы взяли кредит и не смогли отдать. Ваши обязанности перед ним – аналогичны прописанным в кредитном договоре.

Вы можете с ним пообщаться, а можете молча вешать трубку.

По настроению можете затравить ему новый анекдот, поинтересоваться взглядом на конъюнктуру рынка в отрасли производства рубероида, порассуждать о целесообразности дирижаблей в воздухоплавании или поинтересоваться погодой в Гонолулу.

Вам за это ровным счетом ничего не будет.

Я всем рекомендую действовать по следующему алгоритму:

1 - Долг взыскан судом? Уважаемый коллектор! Идите в ФССП и пытайтесь их заставить работать. До свидания.

2 - Долг не взыскан судом? Уважаемый коллектор! Идите в суд и взыщите. А то вдруг там срок давности истек или проценты раз так в 5 срежут.Пока-пока.

Всё! Коль у кого-то не было проблем и этот кто-то купил «порося» (ваш долг) – пусть сам с ним и занимается непотребством, какие ваши-то проблемы?!

Но, представим, что вы действительно хотите цивилизованно решить вопрос с задолженностью.

Как общаться с коллектором – пошаговая инструкция.

Если ждете таких звонков – держите под рукой средство записи. Программа-диктофон или второй телефон, который будет писать звук с громкой связи подойдут.

Первым делом уточните, кто он, как его зовут, его должность, из какой он компании, по какому долгу и какие у него есть документы относительно сути ваших обязательств. Так же требуйте точный и детальный расчет долга. Имеющиеся документы нужно вам переслать любым удобным ДЛЯ ВАС способом – whatsapp, e-mail, почтой бумажной, почтой голубиной.

Официальное коллекторское агентство эту просьбу непременно выполнит – таков порядок.

Если же собеседник начинает дерзить в духе «Ваш долг – вам лучше знать», строгим голосом обрываем бедолагу и показываем ему на его место в данной структуре правоотношений:

«Стоп. Это ВЫ звоните мне, поэтому вопросы тут задаю Я - кто вы и зачем вы мне нужны. Если нечего ответить - больше мне не звонить, иначе будете общаться с прокуратурой!»

Ответа не ждем, отключаемся.

1- Если это «частники» - вас попугают мыслимыми и немыслимыми проблемами при повторном звонке или отправят номер на автоматический прозвон или в паблик объявлений с призывом забрать что-нибудь (но коль вы – должник, то вал звонков с незнакомых номеров вас давно не пугает). Встречно пишем в прокуратуру и заявляем о мошенничестве (требуют какой-то долг, документы не дают, явно разводят), вымогательстве (требуют денег, угрожают тем-то) или хулиганстве (множественные звонки). Или обо всем сразу, если есть признаки.

2 - Если это «официальная контора», то следующий звонок будет уже в более вежливом контексте с предоставлением всех документов. Это просто бывший сотрудник органов (а их в этой сфере масса) слегка «попутал рамс», попытавшись по старинке "психологически ломануть" и непременно решит исправиться – проверено.

Получив нужную информацию, обрадуйте товарища, что общаться с ним сейчас вы не имеете ни времени, ни желания, пусть звонит завтра в максимально неудобное ему время. Например, с 8-00 до 8-05 и ни минутой позже. Вы сильно заняты. Ну, или в любое время – это смотря как с вами пообщается.

Представили себя бобром, выдохнули. На досуге вспомнили – был ли у вас такой долг и остался ли договор.

Посмотрите, есть ли в кредитном договоре пункт о том, что банк имеет право передать к взысканию долг третьим лицам или привлечь их для его взыскания в свою пользу. Нужно ли ваше согласие и обязан ли банк вас уведомить.

Если такой пункт отсутствует, то банк обязан взыскивать долг самостоятельно. Все контакты обрываем. Звонящих посылаем. В любой удобной для вас форме, не подпадающей под положения ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление».

И да. Вы имеете право направить коллекторам официальное письменное уведомление о прекращении всех контактов. Оно обязательно для исполнения и после него им остается два пути – или в суд, или к приставам.

Есть и третий путь – тернистая тропа самопознания на пути к мифический китайской горе Кху Ям. Но посвящение звонящего в эту мудрость исключительно на вашей совести.

Коллектор законный и хочет получить должок. Как быть?

Такое тоже случается – увы и ах. Работа у них такая. Денег хотеть.

Даже если такая напасть случилась – не беда.

ПОМНИТЕ: даже в случае, если Ваш долг был передан коллекторам законно, то они НЕ имеют право:

- забирать имущество или доходы;

- опечатывать жильё;

- приезжать на «осмотры»;

- забрать детей;

- звонить или писать родственникам, коллегам, друзьям из «Одноклассников» или «Вконтакте»;

- развешивать листовки «верни долг», портить подъезды или дверь;

- пугать вас всем вышеперечисленным.

Если вы слышите что-то подобное перечисленному выше - вас запугивают и превышают свои полномочия. Вполне вероятно, компания либо совсем "серая", либо сотрудника еще никто уму-разуму не учил.

Права коллектора.

Не буду загружать правовой тягомотиной – опишу кратко и предельно понятно. Грубо говоря, коллектор имеет следующие права:

- Направлять в ваш адрес душевные письма, убеждая вернуть денежку.

- Вежливо звонить и проникновенно просить оплатить долг.

- Умолять о встрече ради культурной беседы за чашечкой чая.

- Напоминать регулярными СМС-рассылками об имеющемся долге.

Все это он ОБЯЗАН делать крайне аккуратно и без двусмысленностей, описывая последствия в правовом поле.

Может немного давить, пугая юридическими последствиями. Например, крайне аккуратно цитируя ГПК РФ и закон «Об исполнительном производстве». Аккуратно – т.е. не забывая пояснять, что «описать и арестовать имущество» может лишь пристав после судебного решения, а не их шарашкина контора и уж тем более не он лично по утру в субботний день.

Лимиты на звонки и посещения.

Все перечисленные выше права коллектор осуществляет в пределах строжайших лимитов.

Посещать должника коллектор имеет право только один раз в неделю. При явлении собирателя податей Вы имеете полное право не открывать дверь, «внезапно уехать» или просто быть не в настроении, о чем сообщите скребущемуся по ту сторону двери товарищу.

На всякий случай помните, что степень наглости отказа от встречи и общения с коллектором обратно пропорциональна количеству видеокамер в подъезде/вокруг дома.

Юридически вам за это, еще раз отмечаю, НИЧЕГО не будет. А вот дверную ручку могут чем-нибудь измазать.

Далее. Коллектору запрещается беспокоить должника:

- с 22:00 вечера до 8:00 утра в будние дни;

- с 21:00 вечера до 9:00 утра в выходные дни;

Коллектор имеет право звонить:

- 1 раз в сутки;

- не более 2-х раз в неделю;

- 8 раз в месяц.

Пункты взаимоисключающие: если коллектор звонил в понедельник и во вторник, то, несмотря на право звонить «1 раз в сутки», для него уже наступило ограничение «не чаще 2 раз в неделю». От винта и в режим молчания до следующего понедельника!

Коллектор или его контора могут отправлять голосовые сообщения и SMS не более:

- 2-х раз в день;

- 4-х раз в неделю;

- 16 раз в месяц.

Даже если вы, не усмотрев, подмахнули еще в банке какое-нибудь «соглашение о частоте взаимодействия» вне описанных выше лимитов, пообещав внимать звонящему до 25 раз в день, то оно в любом незаконно.

Если коллекторы нарушают закон – как быть?

Тут все почти просто:

1 - Официальные коллекторские агентства, основным или дополнительным видом деятельности которых является взыскание задолженности и которые включены в реестр, находятся «под присмотром» ФССП. Обращаемся к приставам, а далее вам все подскажут. Можно в электронном виде через сайт областного управления. Отмечу, что ФССП такие обращения крайне любят и приветствуют. Так бы по взысканию долгов активничали…

2 - «Неофициальных» коллекторов и прочих темных личностей, которые не называют ни компанию, ни своих данных, привлекаем через прокуратуру и полицию. Обращаемся в свободной форме с гиперболизированным описанием всех прегрешений и с использованием суровых формулировок по типу «высказывали угрозы» или «вымогали деньги».

Хватит вздрагивать от каждого звонка и с ужасом смотреть на неизвестные номера. Общайтесь с коллектором смело и уверенно, ведь теперь вы знаете свои права!

Платить или не платить?

- В нормальном положении вещей отвечать по своим долгам необходимо.

- В ненормальном - уже решать вам.

Если долг имеет место быть, он взыскан и зафиксирован судом, а вы в состоянии его оплатить, то можно пытаться договариваться с коллекторами.

Жестко, напористо и достаточно нагло. «Я плачу или так или никак. Точка!»

Все договоренности – только письменно и официально. Никаких «вы заплатите, мы потом пришлем». Ага, 2 раза.

Не забываем, что они этот долг выкупили по цене 10-20% от основной (!) суммы долга.

То есть, если вы брали займ в МФО 20 000 рублей, МФО вам намотала % до 40 000 рублей, то коллекторы «купили» это счастье максимум за 2000-4000 рублей. Поэтому коллекторской конторе получить ту самую «двадцатку» - это уже дикая прибыль, а в ряде случаев они и на 10 000 согласятся.

Главное – знать как и о чем с ними разговаривать. И точно знать структуру своего долга и его правовой статус. Вот с этим вопросом лучше к профильному кредитному юристу.

Подсказка-пример: Договариваться о долге от 2010 года смысла явно нет, он давно «прокис» и ни один суд его не взыщет.

Если же долг большой (от 300 тыс.) и платить его объективно нечем – подумайте про банкротство. Не универсальное, но самое распространенное и эффективное решение для большинства патовых ситуаций с долгами.

Послевкусие.

Читателю может показаться, что текст получился слишком издевательский или уничижительный. Кто-то даже возмутиться – «У них работа такая, а вы предлагаете издеваться!»

Я? Издеваться? Право-слово! Где?! Я просто предлагаю не трястись от ставшего почти-что нарицательным слова "коллектор".

«Работа такая» – это у федеральных агентств, которые ведут исключительно «бумажную» форму взыскания на законных условиях и со строгим соблюдением закона. Основная же масса нарушающих элементарные положения закона «взыскунов» заслуживает отнюдь даже не такого формата общения, как я описал. Это еще «лайт-версия».

источник

Лига Юристов

32.1K постов36.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.