Зомбиигры тренингов личностного роста

Ниже я хочу привести примеры тех самых игр, которые применяют в так называемых тренингах личностного роста - "лайфспринг" "игра жизни", имя им легион. Делаю это для того, чтобы люди понимали, насколько сильно им засрут мозг. Я лично прошёл эту мерзость более 10 лет назад, соскочив с горем пополам. Ещё полгода меня терзало чувство вины и опустошенности.

Помните - на эту удочку попадётся каждый, кто окажется в этом болоте и не убежит в первые полчаса. Не занимайтесь тренингом личностного роста - это секта с промыванием мозгов в чистом виде.

Основное, что надо понимать, говоря об упражнениях – важны не столько сами упражнения, сколько их сочетание в рамках курса, последовательность. Можно анализировать эффект и последствия отдельного упражнения – однако этот анализ не дает полной и настоящей картины, зачем же это упражнение делалось. Например, внешне может казаться, что упражнение направлено на то, чтобы осознать отношение других участников к тебе – однако на деле оно может иметь целью как выявление тренером степени вовлеченности того или иного участника, а также направленную «травлю» кого-то (отношение во многом формируется с подачи тренера и группы).
Описание отдельных упражнений интересно само по себе.


Упражнений много! Описывать все я не буду, только некоторые, описание которых мне удалось найти и сформулировать. Сразу отмечу, что в разных тренинговых центрах упражнения могут различаться – поэтому я привожу лишь найденные названия и описания, что совершенно не значит, что упражнение с другим названием или сделанное немного не так не относится к лайфспринг-технологии.

Игра «Красное и черное» (вариант – «Крестики-нолики»)
Проводится на Базовом курсе.
Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам. На доске нарисована таблица в 2 строки по 6 столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец – очередному «ходу»). Всеобщим голосованием команда ставит в каждую ячейку либо красное, либо черное - это и есть «ход». Ходят команды по очереди. Курьер перемещается из комнаты в комнату, смотрит результат после голосования и сообщает о том, как проголосовала другая команда. Результаты голосования курьеру докладывает только лидер команды по определенным правилам. Цель игры – «набрать максимальное количество очков» - буквально так она формируется тренером. Очки считаются так: если одна команда ставит красное и другая команда красное – обоим по минус 3. Если одна ставит «К», а другая команда «Ч» – первой плюс 5, второй минус 5. Если обе команды ставят «Ч» – обоим по плюс 3. Цель «набора максимального числа» не очевидна в процессе игры, например есть подсадные, которые утверждают что важно набрать максимум по абсолютному значению (минус 25 лучше плюс 10). Это вносит сумбур в голосование.
В итоге, когда команды после игры встречаются, после радости команды, набравшей большее число очков, тренер объявляет примерно следующее: «Надо было всегда голосовать за черное. Тогда по сумме обе команды набрали больше – так как настоящей целью был суммарный максимум по очкам (замечу, это никто не уточняя в начале). Почему же вы голосовали за красное, пытаясь набрать больше очков для себя, не думая о другой команде? Потому что вы считаете их врагами – это заложено в нас. Также и в жизни происходит! А надо стремиться к сотрудничеству, любви к ближним и взаимодействию».
Тут есть еще один момент – курьер может не принимать результат голосования под предлогом «нарушения правил», иногда не говоря о сути нарушения – лидер должен сам догадаться (по факту нарушения может и не быть). Не прием ответа может быть намеренным – если видят, что обе команды пытаются голосовать за черное, то есть получить лучший суммарный результат – цель-то как раз создать соперничество, хотя в заключительной речи тренера речь идет о сотрудничестве. Люди начинают сомневаться, почему у них не принимается ответ, это вносит нервозность и может повлечь изменение результата голосования.
В течение игры тренер наблюдает за поведением команд. Он выявляет пассивных и выговаривает впоследствии им за пассивность, активным же выговаривает за то, что не активизировали пассивных. Выявляет лидеров, эмоционально устойчивых и неустойчивых, скептиков и т.п. Есть еще один побочный эффект – возможно сильное давление на тех, кто не согласен с результатом голосования своей команды: человек не хочет, чтобы выбрали какой-то цвет и видя, что большинство «за» этот цвет, просто «воздерживается» - а это нарушение правил и голосование не принимается. В результате команда давит на человека, чтобы он проголосовал и результат засчитали.

Упражнение «Брать-давать»
Упражнение делается на Продвинутом курсе, примерно в середине курса.
Участники подходят друг к другу и говорят, «берущий» тот или иной участник или «дающий». Каждый подсчитывает, сколько раз он «берущий» и сколько раз «дающий». Затем всех рассаживают в порядке убывания (схематично – берущий – минус один балл, дающий – плюс один балл). Тренер подходит к самым «отдающим» и самым «забирающим» и задает им вопросы, почему они оказались именно в этом конце шеренги.
Далее приглушается свет, включается громкая тяжелая музыка, каждый становится напротив своего напарника (напомню, в начале продвинутого курса все разбиваются на постоянные пары, выбирая себе напарника). Тренер задает вопросы вроде: «Как ты забираешь? У кого ты забираешь – называй имена!? Как ты оправдываешь свое забирание?» Ответы участник должен громко кричать в лицо напарнику. Далее тренер заставляет повернуться спиной к напарнику, закрыть глаза и сомкнуть руки на груди в замок. По команде все участники должны одновременно бежать в указанную точку, расталкивая других и крича: «Мне наплевать на тебя, ты стоишь у меня на пути, отойди!» При этом в зал вбегает группа поддержки из крепких парней и участвует в толкучке, но участники их не замечают – свет приглушен, глаза закрыты, обстановка накалена. Если кто-то падает – его поднимают и снова кидают в кучу малу. Травмы не исключены, по человеку могут и пройтись, пока он лежит. Затем «группа поддержки» зажимает всех в кольцо, толкучка останавливается. Тренер говорит речь о том, «как это нехорошо - только забирать и не отдавать, в чем участники только что убедились. Каждое твое забирание усиливает плохое в мире».
Также может быть вариант, когда самых «забирающих» тренер начинает ругать, что они тянут команду вниз и их надо выгонять. И предлагает команде за них «побороться». Если команда не хочет бороться и согласна с тем, чтобы выгнать «отстающих» участников, капитаны давят на команду, крича: «Команда, вы сливаете своих людей! А за их результаты мы все в ответе!»

Упражнение «Что ты хочешь»
Упражнение делается на Базовом курсе.
Участники делятся на пары и садятся друг напротив друга в так называемой «открытой позиции» (руки на бедрах ладонями вверх), смотря в глаза друг другу. Первый участник в такт музыке громко спрашивает: «Что ты хочешь?» Второй участник должен так же громко отвечать – первое, что приходит на ум. В другом варианте пары нет – надо просто орать свои желания «в пустоту». Упражнение происходит с закрытыми от света окнами при приглушенном свете под оглушительно громкую музыку. Капитаны периодически подсаживаются к парам и подначивают криком «Что ты хочешь?» Кричат прямо в лицо, особенно тем, кто по их мнению орет недостаточно громко или же устал. Капитанов в микрофон направляет тренер. При выкрикивании желаний главное – не думать и кричать как можно громче – якобы, чтобы партнер слышал. Из-за громкого крика и музыки никто на самом деле не слышит партнера, но в реальности это и не нужно. Главное – чтобы человек своим же громким криком свои же желания утвердил как жизненные цели. То есть на фоне сильного напряжения желания должны «прописаться» в постоянной памяти человека, причем по мере упражнения человек переходит от осознанных желаний к подсознательным. По ощущениям участника – «горло хрипнет, голова пульсирует, болит, глаза наливаются кровью. Возникает состояние измененного сознания, легкое головокружение, психическая перегрузка». Рациональное мышление отключается, толпа входит в транс. Я, как человек бывавший в фанатском секторе на футболе, подтверждаю, что такое состояние вполне возможно и человек в орущей толпе адекватность теряет. Некоторые участники впадают в истерический смех, некоторые плачут.
После нескольких минут крика партнеры меняются ролями.
В конце упражнения тренер может сказать участникам, чтобы те выкрикнули неизвестные желания «во вселенную». Неважно что – главное, поднять глаза вверх и как можно громче кричать. При этом капитаны поднимают руки к небу, многие повторяют за ними.
Завершающий этап – медитация со словами «будь с тем, что ты только что открыл для себя».

Упражнение «Темная комната»
Делается на Продвинутом курсе.
Участники сидят в темной комнате, в которой играет оглушительно громкая музыка. Тренер говорит: «У всех бывают моменты, когда вы злитесь и оскорбляете себя. Оставьте все это здесь! Выругайте себя!» Участники должны громко говорить про себя оскорбления. Психической разгонке помогают капитаны, бегая и крича в уши участникам различные оскорбления.
После упражнения включается позитивная музыка и участники говорят себе, какие они на самом деле хорошие, гладят себя по голове.

Упражнение «Спасательная шлюпка» (варианты: «Лодка», «Корабль», «Летучий корабль»)
Проводится на Продвинутом курсе.
Начинается упражнение с медитации с закрытыми глазами под тихую музыку при приглушенном свете – имитация плавания на корабле. Затем «на корабль налетал шторм». Спасательная шлюпка на корабле только одна и влезает в нее два человека. Каждого участника спрашивают – что он выберет, спасение в шлюпке или смерть на тонущем корабле. Далее команде дают задание решить – кого в шлюпку посадить. Здесь как правило мужчины пропускают дам вперед, более старые пропускают более молодых. После некоторого обсуждения тренер его прекращает в жесткой форме и раздает всем по две спички. Каждый должен подходить к другим участникам и делать выбор: вслух в лицо говорить его имя и, если отдаешь спичку, добавлять «ты жив», если нет – «ты мертв». Затем это повторяет тот, кому ты это адресуешь. Например, подходишь к Петру и говоришь:
- Петр, ты мертв.
Петр должен повторить:
- Я Петр, я умер.
Все это происходит под давлением тренера и помощников. Если человек отдает спички, ему на ухо кричат, причем кричат сразу несколько человек: «Ты ведешь себя, как лох, ты и в жизни лох – отдаешь едва знакомым людям свою жизнь! Вот тебя и бросают девушки, забывают друзья! Ты сам себе не ценен и никому не можешь быть ценен! Все вытирают об тебя ноги!»
Если же человек не отдает спички: «Ты холодный и беспринципный, ты и в жизни так бросаешь людей! Поэтому с тобой никто не хочет быть! Ты не человек – ты бесчувственный робот!»
Еще интересный момент – к некоторым участникам тренер и помощники специально априори создают негативное отношение, чтобы люди не давали им спичек. Срабатывает модель коллективной психологии, по примеру школы - «травимому» старшими или более авторитетными товарищами ученику не подают руку одноклассники.
Когда у человека не остается ни одной спички, он должен по команде тренера лечь на пол – имитация смерти.
В итоге спички остаются только у некоторых, остальные «умерли». Каждый из оставшихся под контролем тренера подходит к остальным оставшимся и либо отдает спичку, либо говорит:
«Мне на тебя насрать. Я не беру тебя с собой» Команда при этом противостоит ему – «как же так, вы же еще сегодня с ним обедали за одним столом, он же еще так молод» и тому подобные аргументы.
После этого идет медитация следующего рода.
На берег прилетел вертолет со спасенными людьми. Вертолет встречают родные и высматривают тебя, но тебя среди спасенных нет. Далее вылавливают твое распухшее тело, тебя хоронят, все плачут. Выключают свет, все лежат в темноте. Музыки нет, тренер молчит. Умершие должны передавать последние слова родным через спасшихся. В процессе как правило кто-то «не выдерживает» и вскакивает с криком «Я живой!», скорее всего это подсадной человек, свет включают и все начинают вставать - оживать.
Далее тренер говорит, что «правильным поведением» будет не раздать спички и умереть, а оставить по одной спичке себе и своему напарнику – и таким образом вдвоем спастись.
Также в упражнении есть вариации: после медитации все встают в круг и каждый участник должен подходить к остальным и говорить (к примеру):
- Ты Петр, ты идешь.
Если же имени участник не помнит, он должен четко и громко сказать:
- Я не знаю твоего именно. Ты мне безразличен! Безразличен!!!
Тренер требует говорить громко, чтобы ощутить «насколько тебе безразличен этот человек».
Если участник неверно назвал имя, обладатель имени должен ответить:
- Это (пауза) не мое имя. (пауза)
Тренер говорит обладателю имени:
- Ты безразличен этому человеку. Как ты проявился, что стал безразличным этим людям?
Закончиться упражнение может глубокой ночью (напомню про недоедание и недосып, то есть сильное психическое истощение) – это последнее упражнение дня. По словам участвовавших – воздействие на сознание очень сильное, кто-то рыдает, кто-то подавлен как в состоянии траура.
В конце, после упражнения - медитация, направленная на эмоциональный подъем. После упражнения может идти домашнее задание, например «придумать себе надгробную надпись» (это уже, я так понимаю, в шутливой форме, после «положительной» медитации).

Кратко упомяну некоторые другие упражнения. Например, участников заставляют танцевать стриптиз. Есть и психологический стриптиз – человек выходит в центр круга и рассказывает о своих отношениях с отцом, о себе в постели и т.п. – а потом группа ему дает оценку (обратную связь), причем негативную. Еще, к примеру, участников заставляют разыгрывать немые сценки по книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Часть упражнений носит название растяжек или стретч (stretch) – эти упражнения направлены на как бы «выход человека за собственные границы поведения». В них людей разбивают на группы и заставляют играть какую-то нехарактерную для них роль – стриптизерши, вокзальные проститутки, бомжи, балеруны, бабочки, гусеницы. Причем люди реально могут сидеть бомжами у вокзала или выйти голыми на улицу. Также заставляют бесплатно достать что-то, например 3 любимых фрукта. Или проехать в общественном транспорте, не заплатив и спев песенку перед кондуктором в качестве оплаты – при поддержке группы.

Нельзя забывать и про «домашние задания». Не буду вдаваться в их описание, важен сам принцип – контроль над временем тренируемого даже за пределами тренинга. Человеку прививают ответственность за выполнение домашнего задания и спрашивают с него их выполнение на тренинге. Таким образом, время вне тренинга человек тратит на домашнее задание и у него не остается возможности осмыслить, что же он такое делает.