Жить или не жить?

Оченьдлиннопост в поддержку поста: https://pikabu.ru/story/kto_dostoin_zhizni_5240973

Давайте начнем с того, по каким критериям у нас оценивается плод и ребенок.

Существует приказ Минздрава РФ N 318, Постановление Госкомстата РФ N 190 от 04.12.1992 "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения". Согласно ему, плод регистрируется и считается человеком (независимо от того, родился от живым или мертвым) при выполнении критериев:
- срок беременности 22 неделя и более
- вес от 500 граммов (исключения могут быть при многоплодной беременности)

- длина от 25 см


В этом случае при живорождении будут обязательно проводиться реанимационные мероприятия и интенсивная терапия, при мертворождении будет проведено вскрытие и выдана справка о перинатальной смерти. Все остальные, не подошедшие под критерии приказа, не подлежат регистрации и именуются "плодом", а реанимационные мероприятия (как и вскрытие) остаются на усмотрение врачей. Также, при выкидыше до 22 недели плод утилизируется медицинским учреждением вместе с медотходами класса Б, согласно СанПиН 2.1.7.728-99 по медотходам.


Сразу после рождения состояние ребенка оценивают по шкале Апгар:

Жить или не жить? Медицина, Дилемма, Сложный выбор, Дети, Болезнь, Финансирование, Здравоохранение, Длиннопост

Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:

10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;

7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;

5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;

3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;

0 баллов – клиническая смерть.


Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный. Поэтому мамам сообщают потом две оценки, например 8/9.


Для оценки состояния здоровья недоношенных детей их жизнеспособность определяется по шкале Апгар трижды:

спустя 1 минуту после рождения;

через 10–15 минут;

через 2 часа после рождения.

Также с целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни).

Жить или не жить? Медицина, Дилемма, Сложный выбор, Дети, Болезнь, Финансирование, Здравоохранение, Длиннопост

Эти факторы нам позволяют определить юридический статус новорожденного и оценить его жизнеспособность, прогнозы на будущее.
К сожалению, вопрос о выхаживании стоит очень остро из-за его моральной составляющей. С одной стороны, недоношенные дети с массой менее 1000 грамм либо умирают спустя несколько дней поддерживающей терапии, либо выживают, оставаясь глубокими инвалидами, не способными даже себя обслуживать в большинстве случаев, не говоря уже о социализации. С другой стороны, в медицине полно случаев, когда такие дети выходили с минимальными проблемами.
Например, у меня есть родственница, которая родилась сильно недоношенной при весе 600 грамм (бутылочка воды, чтобы вы понимали). Она была в очень тяжелом состоянии, врачи бились за ее жизнь и здоровье. Сейчас ей 12 лет, у нее есть проблемы с гормональным фоном (преждевременное половое созревание), за счет чего она наблюдается у врачей, плохо растет, и ей тяжелее дается школьная программа. Но при всем этом она практически ничем не отличается от своих одноклассников, учится в школе по общей программе, ездит отдыхать с родителями и много читает. Ей не понадобились долгие реабилитации, дорогие лекарства, ей повезло. И вроде бы ради таких людей, мы и продолжаем спасать, но это только 1 %.


Больницы и дома малюток переполнены детьми с патологиями. Я видела много детей, которые с трудом найдут себя в жизни из-за их проблем, видела и тех, кто просто лежит и стонет. Это очень тяжело, смотреть на двухлетнего ребенка, который весь напичкан трубками, может шевелить только головой и сжимать-разжимать кулачки, у которого в глазах стоят слезы от боли, а из горла доносится слабый хрип-стон. Прогноз у него только один - смерть в течении пары лет. При этом он очень страдает, а государство тратит большие суммы на поддержку его существования. Именно существования, потому что жизнью это назвать нельзя. Встает вопрос: кому и зачем все это надо? Родители давно от него отказались, почему бы не дать ему спокойно уйти, не продлевая муки, если у него все равно нет шансов на жизнь. Но закон един для всех, и эвтаназии нет.


Еще одна группа больных детей - рожденные от алкоголичек и наркоманок. У меня они вызывают самую большую ярость! Чаще всего это дети с фетально-алкогольным синдромом (ФАС). Вот как они выглядят:

Жить или не жить? Медицина, Дилемма, Сложный выбор, Дети, Болезнь, Финансирование, Здравоохранение, Длиннопост
Жить или не жить? Медицина, Дилемма, Сложный выбор, Дети, Болезнь, Финансирование, Здравоохранение, Длиннопост
Жить или не жить? Медицина, Дилемма, Сложный выбор, Дети, Болезнь, Финансирование, Здравоохранение, Длиннопост

Брошенные своими никудышными "родителями", имеющие физические недостатки и умственную отсталость (в среднем IQ около 60 единиц), эти дети обречены. Они живут в детских домах, откуда маловероятно их кто-то заберет, а потом выпускаются в жизнь, где не могут найти себе места. Помимо всего у таких детей наблюдаются проблемы с психикой и восприятием. Даже при относительно хорошей умственной деятельности, такие дети чаще всего вырастают в трудных подростков, имеют проблемы в школе, со сверстниками, попадают в неприятности, плохо учатся и не могут контролировать свои действия и эмоции. Они не осознают полностью свои поступки и их последствия, что в будущем приводит к преступлениям и конфликтам с окружающими людьми. Количество таких детей в наши дни зашкаливает, а ФАС лишь один из возможных синдромов.


Третья многочисленная группа больных и здоровых детей - отказники малолетних мамаш. Если раньше рожающая девочка было чем-то необычным, то сейчас этим никого не удивить. У любого опытного акушера в истории будет парочка случаев, когда в его учреждении рожала малолетняя девочка. И речь сейчас не об изнасиловании, а о школьниках, которые активно занимаются сексом, и об их родителях, которые не хотят нести ответственность за брешь в воспитании. Я считаю так: не сумел предотвратить, не поговорил с ребенком о сексе и о контрацепции, не смог уследить - неси ответственность. Ведь если ребенок совершил преступление, то за него несет ответственность родитель, так почему здесь не так?
Поясню, приходит девочка с мамой, которые категорически против абортов ("потому что грех" или "а вдруг потом не родит"), но и ребенка они воспитывать не намерены. Вот так вот, что хотите, то с ребенком и делайте, а нам бы родить и забыть. Так детдома пополняются детьми, находящимися на обеспечении государства.


А бывает все и сразу. На третьем курсе на дежурстве в отделении патологии новорожденных увидела в боксе нового ребенка, а на карте у бокса пол его значился как неопределенный. Подошла к неонатологу, спросила, а та дала мне карту почитать. Ребенок появился на свет от 22-летнего курьера и 16-летней школьницы, у который в семейном анамнезе родители алкаши. Из 5 детей в ее семье: один умер при рождении, второй прожил около месяца и тоже умер от множественных пороков, трое чудом живы, в том числе и новоявленная мама. У ребенка первоначально был установлен ложный гермафродизм, то есть это мальчик с измененным строением внешних половых органов, которые напоминают женские: не произошло опущения яичек в мошонку, пенис напоминает гипертрофированный клитор, а мошонка половые губы. Однако, впоследствии при УЗИ был выявлен анорхизм, то есть полное отсутствие яичек. К тому времени ему еще не делали генетический анализ, так что не могу сказать, что у него там было по набору хромосом. Внешне ребенок напоминал старичка (если смотрели "Загадочную историю Бенджамина Баттона, то что-то подобное), почти белый цвет кожи и волос говорил за наличие альбинизма, к тому же у него было большое количество пороков развития, как стигм дизэмбриогенеза, так и серьезные пороки сердца и почек, проблемы с центральной нервной системой.
Так вот эта девочка приходила в отделение в сопровождении мамы своего ухажера (почему не со своей мамой, и почему не приходил сам парень, я не имею понятия), смотрели на ребенка и задавали вопросы, почти не прикасались и на руки не брали. А в последний день, что я их видела, они пришли, девочка взяла ребенка на руки, ее "свекровь" пофотографировала их вместе на телефон, затем они положили ребенка и попросили проводить их к юристу, где написали отказ. И это меня так поразило, эти фотографии "на память", будто они не ребенка оставили, а в музей сходили...
Прогноз ребенка - смерть от пороков развития в скором времени, вопрос может дней, может пары месяцев.

В общем, таких историй очень много, поэтому надо решать этот вопрос серьезно и на государственном уровне.
Лично я вижу несколько решений, которые значительно упростят всем жизнь:

1) При выявлении серьезной патологии плода на УЗИ ставить вопрос об аборте (наиболее подходящим в конкретной ситуации методе). При отказе от него (по причине религии или личного желания женщины) в обязательном порядке давать женщине на подпись официальное согласие, что она обязуется воспитывать и содержать этого ребенка. Если же срок беременности, позволяющий сделать аборт или вызвать искусственный выкидыш, прошел, или же здоровье матери (в том числе репродуктивное здоровье) не позволяет этого сделать, или же травма была получена ребенком при родах, то тогда уже ставится вопрос о государственном обеспечении и отказе.

Аналогично заставлять родителей несовершеннолетних детей нести ответственность за "внуков". Подписывать согласие на обеспечение. Либо пусть забирают и воспитывают, либо пусть платят в казну деньги на их содержание.

То есть таким образом мы сможем значительно снизить количество детей, рожденных с тяжелыми пороками только по необъективному желанию отказавшейся матери, а также детей, которые родились от несовершеннолетних родителей.


2) Принудительная стерилизация женщин, самостоятельно отказавшихся от двух своих детей. Будь то дети здоровые или больные. А также стерилизация женщин, которые имеют алкогольную/наркотическую зависимость, в результате которой у них уже есть двое больных детей.

Просто убивают женщины, которые рожают без остановки и сдают детей в детдома, или же проживают в однокомнатной квартире по 7-10 человек, без должного ухода о детях. Зачем рожали тогда? А еще, например, есть пары, у которых генетическая несовместимость (или близкое родство с носительством какого-то серьезного заболевания), и генетики их заранее предупреждают, что шанс рождения здорового ребенка очень мал, но они будут рожать и сдавать больных детей на попечение государства, пока у них не родится здоровый. Это уже клиника.


3) Введение эвтаназии в практику таких случаев. При отказе от ребенка вопрос решает независимая комиссия врачей, оценивающая шансы на жизнь и выздоравливание ребенка, при наличии родителей вопрос решается комиссией по просьбе и согласию родителей.


Самый главный завет в работе врача "не навреди". И видя, как мучаются дети, которым искусственно продлевают существование без шанса на нормальную жизнь, мне больно. Когда я вижу потерянных, ненужных и не знающих ласки детей в доме малютке, мне тоже больно, потому что помочь я им не могу. Когда я вижу тех, у кого есть шанс на хорошую и здоровую жизнь, но этот шанс у них отбирает "дыра" в бюджете, мне тоже больно. По-моему неблагополучные слои населения просто наживаются на нашем страхе поступить аморально. И чем дальше, тем больше растет эта прослойка населения, плодя подобных себе, что приводит к ухудшению качества жизни (большое количество асоциальных элементов, которые не хотят или не могут работать) и нерациональным тратам бюджета. А разве этим мы не вредим здоровью общества в целом?


Джек Лондон сказал: "Истинное назначение человека — жить, а не существовать."
И в данной ситуации его фраза приобретает новое значение...