ЖИР ВМЕСТО МОЗГОВ. ПРОТИВНИКИ «СПРЕДОВ» ПЫТАЮТСЯ ОТКАТИТЬ РОССИЮ НАЗАД
Недавний запрет на экспорт пальмового масла из Индонезии вызвал бурю радости в рядах борцов за народное здоровье.
Мол, наконец-то перестанем есть иностранное вредное и перейдем на отечественное — полезное. Уже звучат идеи пойти путём Индонезии и ограничить экспорт подсолнечного масла, заменив им пальмовое — так считают некоторые авторы, вроде Ивана Рыбина из «Свободной Прессы».
Последний, к слову, разродился целой статьей про спреды и вред пальмового масла. Автор «блестяще» собрал практически все мифы об этом растительном сырье и умудрился уложить их в единый текст. Попадание на страницы нашего сайта будет лучшим подтверждением таланта «маэстро».
Бедные индонезийцы
Индонезия — страна-лидер по производству пальмового масла. Президент Индонезии объяснил запрет на экспорт заботой о собственном населении – пальмового масла на рынке мало, может возникнуть дефицит для граждан Индонезии.
Закон – всему голова
Не обошлось и без обвинений российских производителей в том, что они завозят «техническое» пальмовое масло вместо пищевого съедобного.
«Нет запретов, ГОСТов и прочих требований. А ежели чего, любую бумажку можно купить, равно как и чиновника. Разрешено всё!» — сообщает нам не очень любознательный автор.
Был бы любознательным, то выяснил бы, что все требования к растительным маслам, в том числе, и к пальмовому, прописаны специальных законодательных документах – технических регламентах Таможенного союза. Эти требования действуют на территории пяти стран, которые в него входят: России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
Именно в тех регламентах и указаны требования к безопасности, упаковке и маркировке масложировой продукции, поэтому аргумент об отсутствии запретов и ограничений несостоятелен. Иван Рыбин решил вытащить из рукава другой старый козырь — экспертов. Первым в колоде оказался некий врач-патологоанатом Дмитрий Григорьев.
Он рассказал читателям про глицидол — канцероген, который якобы содержится в пальмовом масле. Врач считает, что оно убивает наше население, а особенно от него страдают дети. Иванов крепко ухватился за слова патологоанатома и продолжил рассказывать о «страшных свойствах пальмы».
Отметим, что в самом пальмовом масле как такового глицидола не содержится. Можно говорить лишь о содержании глицидиловых эфиров, которые, однако, образуются во всех растительных маслах, включая оливковое и подсолнечное, при рафинации из-за высокой температуры переработки.
Современные технологии позволили снизить количество этой группы веществ до минимума, и в этом смысле пальмовое масло не отличается от остальных.
В мире стандарты на содержание глицидиловых эфиров существуют только в ЕС, хотя и для них это скорее вопрос повышения уровня производства. Россия сейчас так же активно идёт по этому пути. Крупные отечественные предприятия, чтобы не отстать от зарубежных конкурентов, не так давно провели модернизацию и добровольно достигли стандартов по содержанию глицидиловых эфиров. Заметим вот ещё какой факт, среди импортеров пальмового масла Россия находится лишь на 10-м месте, впереди неё идут такие развитые страны как США, Испания, Италия, Нидерланды. Чуть меньше России пальму импортирует Германия. Всё это страны с высоким уровнем жизни и требовательными стандартами в области пищевой безопасности и как-то их пальмовое масло не сильно беспокоит.
Второй эксперт из колоды Рыбина — публицист и аналитик Анатолий Несмиян. Его пасквиль про «ядовитые суррогаты из пальмового масла» мы разбирать не будем, т.к разбили эти мифы выше. Интерес представляет следствие, которое выводит автор из высказывания этого аналитика. Иван Рыбин предлагает рубить с плеча и переходить на наше, отечественное:
«По идее, в этой ситуации весь экспорт растительного масла из России нужно моментально перекрыть. И закупить оборудование для гидрогенизационных производств.»
«Любое жидкое растительное масло можно перевести в твёрдую форму, данный процесс называется гидрогенизация. Активнейшим образом применяется во всём мире. Большая часть импортных «спредов» сделана именно на основе сего продукта. Глицидолов тут нет в принципе, то есть получается вполне себе безвредный продукт.»
Про всевозможные запреты на экспорт и их последствия для экономики мы уже сказали. Разберёмся с вопросом о гидрогенизации. Сам это процесс известен давно, раньше его применяли, чтобы отверждать жидкие масла. Вскоре выяснилось, что при такой технологии вырабатывается значительное количество трансжиров, которые крайне негативно влияют на здоровье человека. Проблема оказалась столь существенной, что за её решение взялась даже Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ):
Согласно оценкам аналитиков, в 2010 году в мире произошло свыше 500 тыс. случаев смерти, обусловленных их повышенным потреблением. Понимая вред, ВОЗ даже создала глобальную программу REPLACE, которая ставит перед собой цель полностью избавить мир от трансжиров к 2023 году. Пищевая промышленность на протяжении десятилетий искала сырьё, меняла технологии и перевооружала производство. С 2018 года количество трансжиров в продуктах законодательно ограничено до 2%.
Пальмовое масло в этом смысле уникально, т.к оно изначально полутвердое, а значит в принципе не требует гидрогенизации. Автор наверняка этого не знал или не хотел знать. Откат к гидрогенизации обратно, будь он реализован, вернул бы Россию на десятилетия назад и увеличил бы смертность.
Инициативы таких аналитиков и экспертов как Рыбин, Несмиян и Григорьев мало того, что могут ввести в кризис добрую часть российской пищевой индустрии, так еще и вредят здоровью. Этим людям стоит для начала разобраться с жиром в своей голове, их мозг явно им заплыл от безделья и халтуры, которую они публикуют на страницах не самых последних изданий.
Источник: https://nekp.net/news/zhir-vmesto-mozgov-protivniki-spredov-...