200

Железяки электропоезда-6. УСАВП или "автопилот" поезда

Предыдущие посты цикла:

Железяки электропоезда. Токоприёмник.

Железяки электропоезда-2. Высоковольтный выключатель.

Железяки электропоезда-3. Тормозная система

Железяки электропоезда-4. Кран машиниста усл. №395

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер

***

УСАВП - унифицированнаясистема автоматизированного ведения поезда. Имеет несколько модификаций, я не буду вдаваться в каждую из них, опишу общими словами, что это такое.
УСАВП является неким подобием "автопилота" электропоезда, хотя, до автоведения поезда этой системе далеко, машиниста она не заменяет, выступает лишь как вспомогательное средство, этакий помощник.
Состоит из блока, пульта управления, ещё некоторых устройств и монитора. Вот его экран:

Железяки электропоезда-6. УСАВП или "автопилот" поезда

Верхняя строчка:
04.10 - через 4 минуты 10 секунд поезд должен прибыть на контрольную станцию согласно расписанию.

28 - расчётная скорость. Зависит от того, электропоезд набирает скорость с остановки, следует уже на выбеге (то есть по инерции после набора скорости) или собирается тормозить. В данном случае поезд на выбеге, а 28 - это скорость в км/ч, на которой УСАВП начнёт новый разгон.

Вторая строчка:

23:04:54 - астрономическое время с точностью до секунды.

120 - установленная скорость в данном месте. То есть максимально допустимая.

47 - фактическая скорость.

Третья строчка:

26 - количество пикетов до следующей остановки. Пикет равняется ста метрам. Соответственно, до следующей остановки осталось 2,6 километра.
Правее в строчке пустует место, где указывается ордината следующего ограничения скорости и её значение. Например, 1000км 5пк 60 - то есть на 1000-м километре пятом пикете ограничение скорости в 60 км/ч. Но на фото никаких ограничений нет, значит, поезд следует без них ближайшие десятки километров.
Ниже третьей строчки ряд чисел от 15 до 120, слово "сбой". Эти числа - скорости. Под числом 110 горит лампочка - это значит, что при разгоне УСАВП будет выключать тягу при достижении 110 км/ч в любом случае, даже если для графикового следования требуется скорость больше. Загоревшаяся лампочка под словом "сбой" означает, что УСАВП не работает, какие бы показания не были на экране, машинист должен руководствоваться основными приборами безопасности (КЛУБом, скоростемером и т.д).

Основные функции УСАВП.

УСАВП умеет разгонять электропоезд до скорости, нужной для графикового прибытия на следующую остановку, управлять тягой на выбеге, тормозить перед светофорами, местами ограничения скорости. Знает профиль пути, остановочные пункты и станции. Подсказывает машинисту о наличии впереди переездов, устройств КТСМ, нейтральных вставок. Объявляет пассажирам остановки, читает им прочие тексты.  Достаточно сильно помогает машинисту, но всё же имеет определённые изъяны.

Недостатки УСАВП:

- она не умеет останавливаться на остановках. Были проекты, пытались научить её выполнять эту операцию, но не вышло. Проблема заключается в том, что УСАВП имеет определённые погрешности. Например, расстояние она отсчитывает с помощью простой формулы N×P, где N - число оборотов первой колёсной пары электропоезда (УСАВП определяет это число с помощью датчика), а P - длина окружности колеса. Но длина окружности колеса - величина непостоянная. Она изменяется по мере износа. И изменение этой величины хоть на миллиметры выливается в огромные погрешности через километры следования поезда. УСАВП начинает "думать", что электропоезд у пассажирской платформы, а на деле до неё ещё метров сто. Были попытки устанавливать специальные датчики на платформы, чтобы УСАВП принимала от них сигнал через дополнительные устройства, но тут уже возникли траблы с техническим обслуживанием и эксплуатацией самих датчиков: дорого, надёжности ноль.

Поэтому одна из самых рутинных и сложных операций всё равно выполняется машинистом.

- частые сбои. УСАВП боится жары, летом постоянно ломается. Хоть раз в месяц, но приходится работать с неисправной УСАВП. Надёжность слабая.

- погрешности. Часы УСАВП то спешат, то отстают. Погрешности в скоростях движения, расстояниях, о которых упомянул выше. Слепо доверять УСАВП нельзя.

- неполноценный контроль за ведением поезда. УСАВП является вспомогательным средством. Такая информация как номер поезда, время, диаметр колеса, ограничения скорости и прочее вводится собственноручно машинистом. Если машинист совершит ошибку в вводимых данных - УСАВП это "схавает". То есть она работает по принципу "какую информацию мне дали - с ней и работаю". Подскажет об ошибке она только в том случае, если машинист вводит явный бред. И то, не всегда.
Плюс УСАВП не знает инструкций. Она не знает, что такое следование по ТСС, неправильному пути по сигналам АЛСН и прочее, ведение поезда в таких случаях - сугубо на плечах машиниста.

- статус вспомогательного средства. КЛУБ или скоростемер являются основными приборами безопасности. При их неисправности поезд ведётся особым порядком, его нужно гнать в депо для размена. То есть всё серьёзно, депо за основными приборами безопасности следит, исправно обслуживает и т.д. А УСАВП - вспомогательное средство. Поэтому при её неисправности ничего никуда гнать не нужно, машинист работает без неё, остановки объявляет сам. Где-то на перегоне изменилась скорости в кривой? Пф, загонять её в базу УСАВП необязательно, это же не основной прибор безопасности. УСАВП иногда подсказывает, что впереди кривая с ограничением в 100 км/ч, а эту скорость отменили два года назад. А всё это - наплевательское отношение руководства к эксплуатации этой системы. С другой стороны, наличие сбоев и погрешностей не позволяет придать УСАВП статус основного прибора безопасности.

Большинство машинистов используют УСАВП сугубо для объявления остановок и чтения текстов пассажирам, в качестве подсказчика с целью определения расстояния до следующей остановки и т.п. И лишь единицы доверяют этой системе ведение поезда. Всё из-за недостатков УСАВП.

Железная дорога

4.2K постов6.7K подписчиков