Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

расскажи плз про подачу песка перед тележкой, вроде тоже к тормозам относится (или чтоб меньше буксовать в дождь\зимой)?

раскрыть ветку (13)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Очень хороший вопрос кстати. На фото, в левой части кадра видно трубу (рукав песочницу). Над этой трубой находится бункер, который подогревается зимой, чтобы песок в бункере не слеживался, иначе при открытии заслонки песок просто не будет высыпаться на рельсы. Водитель пользуется песком в нескольких случаях:
ЮЗ - это страшная вещь и её многие боятся. "Сорваться в юз" это значит что сцепление между колесом и рельсом практически отсутствует (пять же, специфика такого трамвая). И вот когда водитель нажимает на тормоз происходит следующее: сцепление недостаточно, колеса начинают проскальзывать, если не подать песок, то колеса полностью прекрати вращение, так как скорость якобы упала и пора бы колодкам сработать, дальше - хуже после срабатывания колодочного тормоза колеса полностью штопорятся и трамвай несется уже как "на лыжах" теперь песок сыпать бесполезно, а нужно "растормаживать" (то есть снова нажимать на ходовую педаль), подавать песок и плавно по позициям тормозить. Зачастую водителю просто не хватает на это времени и он тупо давит педаль до пола, срабатывает рельсовый, но колеса все это время не вращаются, стираясь о рельс, на поверхности катания появляются "ползуны" (лыски) и потом вагон бренчит как погремушка, едучи на "квадратных" колесах.
С буксованием все и так, думаю, понятно.
Основные причины юза и буксования: смазка на рельсах, мелкий дождь, туман, и листопад(!). Так что осенью будьте бдительны, так как в этот период юз самый сильный.
раскрыть ветку (12)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Аннушка масло уже купила, причем не только купила, но и пролила

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А это уже метод квадратные колеса превращать в круглые

3
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

а я в детстве(у нас в Воронеже уже лет 12 как нет трамваев(((((( )

часто наблюдал картину: трамвай тормозил перед остановкой, но попадал на листья(осенью) которые усыпали рельс, и у него крутило колёса назад....


ну и конечно были умники которые мазали на участке торможения рельсы солидолом, тот же эффект был.

как я понимаю это когда совсем скользкая поверхность, так срабатывает система "рекуперативного" торможения?


Сори, я не дочитал сообщение, написал это... увидел причины юза..

но всё же, вращение назад я видел)))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, это происходит только при рекуперативном торможении.
Автор поста оценил этот комментарий
Я думал для этого пенсионеров катают бесплатно зимой)))
А если серьезно - есть вопрос - почему часто машинист выходит и стрелки ломом правит перед поворотами? В Ж/Д вроде такого нет.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ручные стрелки есть на жд, только они в основном на частных (подъездных)путях остались. А у трамваев писали выше, выходит когда не успел в нужном месте выбрать напрпвление с помощью подачи тока, отвлекли например, или ему не хватило силы тока (вроде как, не спец в этом). Еще может быть встала криво, камень или еще какая фигня в соединение попало.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как правильно называется подвижная часть жд стрелочного перевода? На трамвае - перо.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так же.

Автор поста оценил этот комментарий

О то был бы прикол на пассажирском перед каждой станцией оттормозится с 90-120 км до остановки и пойти стрелки омом переводить....

Автор поста оценил этот комментарий
Все. Нашел ответ.
Автор поста оценил этот комментарий

а как же магнитный тормоз?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку