Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

немного не по теме, но из одной оперы.. товарищи, недавно переехал в питер и меня мучают два вопроса о метро:

1) При подьезде к станции свет в вагонах на пол секунды выключается и включается обратно. почему это происходит?? вагон же всегда под напряжением от контактного рельса??

2) не могу понять как происходит открытие защитных створок дверей на станции, например, Маяковского??

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Машинист останавливает поезд у специальной планки, чтобы двери встали ровно напротив. Раньше это делалось ловкостью машиниста, сейчас вроде есть автоматика, которая "доводит" поезд. Сигнал на открытие дверей на станции подаётся при помощи специальной лампочки на головном вагоне, которая светит на фотоэлемент на станции, когда машинист открывает двери поезда.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А вот этого я не знал. Спасибо
1
Автор поста оценил этот комментарий
Насчет света в вагонах метро: перед каждой станцией есть разрыв контактного рельса, после - тоже вроде должен быть. По логике вещей, свет салона может быть запитан от контактного рельса (в той же Татре Т3, в оригинале, люминесцентное освещение салона питается прямо от контактной сети 600В).
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

я думал насчет разрыва, но зачем? и откуда потом берется ток, если был разрыв??

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Разрыв необходим для безопасного движения сотрудников метрополитена, а также для того, чтобы можно было безопасно вывести с путей упавшего человека например. А что мешает обвести этот разрыв рельса в обычном толстом кабеле? или можно запитать эти участки от разных фидеров.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

так если провести в обычном толстом кабеле, то разрыва не будет.. ну либо я не понимаю чего-то (что очень может быть).

от разных фидеров - возможно :)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку