Захват заложников на Новой Земле в 1998

Слышал о таком.

И вот решив поинтересоваться данным вопросом, прочитал не особо популярную историю.

На словах «терроризм в 90-е» обычно вспоминают Кавказ и вообще южные регионы. Однако после того, как некоторые теракты завершились успехом, захват заложников стал казаться удивительно многим негодяям отличным способом решить свои проблемы. В 1998 году массовый захват заложников произошел в таком месте, о котором едва кто мог бы подумать как о цели террористов – на Новой Земле.

Новая Земля – не тот край, куда обычно переселяются в поисках работы или лучшей доли. Уж очень суровые условия. Однако люди там живут. На островах хватает военных объектов, в том числе ядерный полигон. Именно там и произошло ЧП.

Пятеро матросов с Кавказа служили в техническом подразделении. Репутация у этой компании была плохой – драки, неповиновение офицерам, вымогательство. Но в августе 1998 года орлы долетались – сразу полтора десятка человек написали заявления о том, что у них требовали деньги. Поразительно, но до службы двое из этих деятелей уже были судимы, но это не помешало призвать их в вооруженные силы.

Начинающих бандитов отправили в поселок Белушья Губа на гауптвахту. Там уже сидел еще один матрос, Дмитрий Хозяинов. Этот попал на губу за самоволку. Впрочем, с ним новые насельники гауптвахты быстро подружились.

Дедовщиной было никого не удивить, но тут была такая выходка, что по итогам разбирательства легко было допрыгаться до дисбата. Просто убежать с Новой Земли было той еще затеей – острова посреди Ледовитого океана. И тогда коллективный разум породил «гениальное» решение. Матросики решили захватить оружие, взять заложников и на самолете улететь в Чечню. На дворе стоял 98-й год, Чечня была краем анархии с полевыми командирами, и план казался новым друзьям надежным как швейцарские часы.

Через пару дней томления на гауптвахте всех пятерых отправили на работы – ставить ограду вокруг закрытого поселка, где и находилась «губа». Сопровождал их матрос Евгений Никитин, вооруженный автоматом. Но вооруженный-то вооруженный, этот парень был обычным призывником, никак не ожидавшим того, что произошло. По дороге лидер банды Раидин Бугаев ударил Никитина ломом по голове. Затем у бедняги отобрали автомат и буквально истыкали умирающего его же штык-ножом, ударили раз двадцать. По словам моряка, служившего в том же гарнизоне как раз в 1998 году, выводным вообще запрещалось пристегивать магазин, поскольку работы велись в жилой зоне – что, возможно, и сказалось роковым образом на судьбе матроса Никитина.

На этом месте у одного из террористов, по фамилии Абдуллаев, сдали нервы, и он убежал, чтобы рассказать офицерам, что происходит. Его бы пристрелили без сожаления, но шуметь бандитам не хотелось. Так что они отправились в медслужбу гарнизона. Там они захватили начмеда, подполковника Данилюка, а главное – разжились санитарным «Зилом» с кунгом – матроса-водителя по фамилии Климентьев тоже захватили. За руль посадили одного из своих, и поехали в сторону аэродрома, где как раз стоял Ил-76.

Дорогой им пришла логичная мысль, что с одним автоматом и парой заложников на всех можно и попасться – аэродром военный, и на стволы охраны идти страшно. И тогда они решаются на нечто, отвратительное даже в сравнении со всем, что уже случилось.

Преступники подъехали к школе поселка Рогачево и захватили в заложники директора, педагогов и учеников. Неподалеку от школы в этот момент оказался капитан Исаков. Он заподозрил неладное и зашел в школу. Первое, что увидел капитан – это автомат, наставленный на его дочь. Исакову сообщают требования: оружие и самолет для вылета в Чечню. Вооруженный автоматом бандит по фамилии Мальсагов принялся для острастки палить над головами у детей. В суматохе начмед успел удрать, но его «заменил» контр-адмирал Виктор Шевченко. Он предложил себя в качестве альтернативы детям – но террористы просто забрали с собой еще и его.

В школе учились дети офицеров же, так что оружие террористам выдали быстро – автоматы и пистолеты. По воспоминаниям одного из бойцов, в казарму буквально ворвался их комбат и отобрал пистолет у лейтенанта, чтобы отдать бандитам. В итоге больше полусотни заложников – детей и военных – запихали в грузовик, и двинулись на аэродром.

Какое разочарование – Ил, на котором планировали упорхнуть в Чечню, уже улетел – летчики понятия не имели, что там происходит вокруг аэродрома, и просто по изначально имевшемуся заданию обычным образом улетели незадолго до того, как на взлетку влетел «ЗиЛ», набитый заложниками и бандитами.

Ситуация получилась патовая. В машине дети и вооруженные до зубов преступники. Самолета нет. Между тем, на Новую Землю уже летят люди с континента. К месту событий отправился замначальника Управления военной контрразведки ФСБ адмирал Герман Угрюмов, возглавивший операцию, а из Мурманска поднимается борт с последним аргументом – подразделением регионального отдела спецназа ФСБ.

В начале 90-х в Мурманске сформировали внештатную группу по борьбе с терроризмом – на всякий случай, на фоне резко ухудшившегося положения дел с терроризмом во всей стране. В 1994 году региональные отделы в составе Управления спецопераций ФСК (Федеральная служба контрразведки, тогдашнее название ФСБ) создали уже официально. Теперь офицеры мурманского подразделения «Касатка» летели на Новую Землю. В общей сложности спецгруппа насчитывала около 25 человек.

Пока самолеты находились в воздухе, военные продолжали вести переговоры с террористами. Капитан Исаков уговорил пересадить заложников в автобус вместо грузовика – там теплее. Заодно пообещали горячую пищу и сигареты. Террористы на это согласились, но тут имелся некоторый подвох – в автобус влезало меньше людей, так что некоторых детей отпустили. Бандиты уже понимали, что что-то идет не так. Из банды дезертирует еще один участник – Шамиль Шамхалов. Оставшиеся требуют самолет, обещая иначе расстрелять матроса-заложника. На этого матроса вообще сыпались все шишки – ему в любой непонятной ситуации угрожали отстрелить голову и таскали на рулежную дорожку – якобы на расстрел. Адмирал Шевченко тем временем пытался убедить террористов, что все еще обратимо, пока те никого не убили – про погибшего первым матроса Никитина Шевченко сочинил легенду, что тот ранен, но жив. Террористам организовали еще и прямую линию с президентами Дагестана и Ингушетии (все кроме Хозяинова были оттуда), но переговоры вперед не двигались.

Спецназовцы сумели незаметно покинуть самолет. Оперштаб разместился прямо в аэродромной вышке, и оттуда хорошо видели, что происходит на ВПП.

Некоторое время прошло в разговорах. В самолете остались кроме летчиков сотрудники спецслужб — переговорщики, которые начали размягчать террористов – они вели с Бугаевым и его подручным Мальсаговым разговоры о том, какие негодяи офицеры, и как они несправедливо обходятся с молодыми ребятами – в смысле, террористами. Адмирал Шевченко, присутствовавший при этом разговоре, подыгрывал как мог, посыпал голову пеплом и обещал страшные кары тем, кто довел несчастных мальчиков до преступления. Поразительно, но под эту сурдинку удалось уболтать террористов отпустить детей. Благо, с собой новоприбывшие взяли переговорщика-дагестанца, который всячески давил на чувства землячков. В конце концов, террористов сумели уболтать на просто изумительный вариант – всем предложили продолжать службу в Московской области, от имени ни много ни мало начальника Генштаба. И тут террористы проявили себя как люди не очень высокого ума и сообразительности – они поверили, и захотели только съездить в штаб, чтобы подписать документы и вещи. В итоге Хозяинова оставили при самолете, наказав если что «мочить направо и налево», а трое террористов-кавказцев поехали на уазике в часть.

В штабе их ждали, только не клерки с документами, а группа захвата мурманского спецназа с автоматами. Один из террористов получил пулю в печень, а еще двух, включая главаря Бугаева, взяли живьем.

Хозяинов не знал, что случилось, и все сидел в самолете. Этого деятеля прямо в кабине самолета скрутили переговорщики, само собой, умевшие не только работать языком. О последнем террористе часто пишут, что он сдался без боя, но на самом деле, он поднять руки просто не успел – автомат отобрали раньше. Вся драма началась в 8 часов утра 5 сентября, а к восьми вечера все уже закончилось.

Главарь террористов Бугаев сел в тюрьму на 18 лет. Хозяинов, лично никого не убивавший, получил девять. Еще один преступник, Мальсагов, был признан психически больным и уехал в специализированную психиатрическую больницу для преступников. Дезертировавший из банды Шамхалов получил шесть лет, ну, и пятому захватчику, Шарипову, подстреленному при задержании, достался уже только гроб.

https://www.kommersant.ru/doc/204692
https://dzen.ru/media/alternathistory/zalojniki-na-novoi-zem...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
230
Автор поста оценил этот комментарий

Да на Новой земле вообще творился полный беспредел( а, вполне вероятно, может и сейчас так-же). Мой друг попал туда(2000г.) служить--комиссовали через 4 месяца, когда от недосыпа стал сознание терять. Так служил с русскими, а тут дети гор... Самое страшное--не пожаловаться, не сбежать. 

раскрыть ветку (19)
70
Автор поста оценил этот комментарий
Не в обиду дагестанцам как нации, но в армии с ними всегда были проблемы.
Моя мама раньше служила начальником прод.склада в одном из полков. И ей для работ на складе выделялись срочники, потому что периодически нужно было что-то разгрузить, перетащить, да и просто вымыть склад. И, с ее слов, самыми проблемными были дагестанцы. Они ничего не хотели делать, это не мужское дело - работать физически, да еще и женщина командует. Она уставала, потому что не всегда была возможность пожаловаться, и таскала сама все эти мешки и бочки. Ну или приходил начпрод (мужчина), оттаскает их на херах, и тогда они работали. Но после нескольких таких эпизодов добилась, чтобы этих ребят ей больше не давали.
раскрыть ветку (14)
81
Автор поста оценил этот комментарий
Ну своего они добивались получается, не работали, женщина ими не командовала, на работу больше не отправляли.
раскрыть ветку (8)
31
Автор поста оценил этот комментарий
С другой стороны, на прод.складе возможно и не так уж плохо. К продовольствию поближе, подальше от части
раскрыть ветку (1)
39
Автор поста оценил этот комментарий

Не возможно, а точно. Но это ж надо извилины иметь что бы такое понимать ну.

8
Автор поста оценил этот комментарий

На эту работу

раскрыть ветку (5)
25
Автор поста оценил этот комментарий
Зная южан, они вообще не любят работать, считая что в коллективе должен работать слабый, толчки им драить тоже нельзя, убираться тоже.
раскрыть ветку (4)
42
Автор поста оценил этот комментарий
Это если пизды не дать
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Да, пиздюли животворящие действительно работают.
18
Автор поста оценил этот комментарий
По словам тех, кому приходилось убежать сослуживцев с, гмгм, юга принять участие в уборке туалетов, освежающие удары по тормозам резко меняют мировоззрение в части брезгливости и гендерных ролей в работе. Ну и в принципе градус адеквата резко возрастает.
Удивительное дело эта мануальная терапия))
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ммм, вспоминаю "горцев" в армии...Им полы мыть, видите ли, обычаи не велят. Однако после принятия порции пиздюлей возникала моральная гибкость: "Зачем бьёшь сразу? Скажи просто, влажний приборка делать надо!" :))

10
Автор поста оценил этот комментарий

Очень интересно, что же по их мнению "мужская работа"

раскрыть ветку (3)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Торговать наверно.Помню ехала через Баку в 76 году девчонкой еще,не могла себя заставить купить газировки или квас ,везде продавцы мужчины ,у нас торговали напитками бабушки ,так я удивлена была.

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Каменты на пикабу

Автор поста оценил этот комментарий
Зал барба на мат тренироват.
ещё комментарий
4
Автор поста оценил этот комментарий

В десятые, слышал, было спокойно. Но, опять таки слышал, что в роте охраны было жестко и в поселке Северный. Последним так вообще пугали и все очень опасались попасть туда.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку