Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля

Ни один из минских художников середины XIX века не мог сравниться по популярности с Яном Дамелем. Его обожала местная публика, шляхта старалась заказывать свои портреты исключительно у него, а Адам Мицкевич даже списал с него одного из героев своего произведения. К сожалению, большинство известных полотен художника находятся за пределами Беларуси, однако в Минске сохранилась картина, которую современники Дамеля считали едва ли не лучшей работой мастера. Речь идет о массивной картине на религиозную тематику «Моление о чаше». О ней мы и поговорим сегодня с историком искусства, ведущим научным сотрудником Художественного музея Дмитрием Моничем.

Чем был интересен художник Дамель?

О необычных приключениях художника, которые порой напоминают настоящий детектив, мы подробно рассказывали в отдельном материале. Детально пересказывать биографию мастера сейчас нет смысла, поэтому остановимся на парочке самых любопытных моментов.


По происхождению Дамель белорусом не был. Родиной художника считается латвийская Елгава, где Ян появился на свет предположительно в 1780-м в семье местного торговца. Живописи он учился в университете в Вильно у Франциска Смуглевича и Яна Рустема, а в Минске оказался уже в достаточно зрелом возрасте, став крайне востребованным портретистом среди местной знати. Здесь Дамель и похоронен.
Стал фигурантом дела о подделке денежных банкнот. Вина художника была в том, что он присылал другу в Слуцкий повет бумагу, из которой тот и создавал фальшивые ассигнации. Судебное разбирательство тянулось пять лет, и Дамель по итогу провел три года на поселении в Сибири.
Был масоном и состоял одновременно в двух ложах. Это обстоятельство, кстати, очень помогло Дамелю. Во время ссылки генерал-губернатор Михаил Сперанский сумел добиться того, чтобы Яну скостили срок и он сумел раньше покинуть Сибирь. После нее Дамель и оказался в Минске.
По некоторым сведениям, стал прототипом одного из героев поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш».
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Если говорить о творческой стороне, то, по мнению Дмитрия Монича, Дамель при жизни был одним из самых видных художников в границах сегодняшней Беларуси, а вот на фоне других мастеров Российской империи считался провинциалом, и, как сказано в биографии, в тот же столичный Петербург выезжал лишь раз. Ян известен как автор исторических полотен, портретист, писавший дворян, религиозных деятелей, чиновников...


— На этот счет есть интересная история, — говорит собеседник. — В одной французской энциклопедии наподобие Большой советской Дамелю посвятили статью, в которой рассказали, что заместитель минского губернатора Петр Преженцев обманным путем заставил его написать портрет своей семьи. В тот момент шел судебный процесс над художником, и Преженцев, наверное, пообещал ему, что как-то сумеет помочь в решении его вопроса.


Однако не портреты и батальные сцены стали ключевыми работами мастера. По мнению друга художника Адама Шемеша, оставившего о Дамеле воспоминания, лучшей картиной было полотно «Моление о чаше».

Что это за картина и о чем она рассказывает?

Как известно, художники нередко писали картины на религиозную тематику. Создавали их не только из-за своих духовных убеждений, но и по причине более простой и понятной: полотна за деньги заказывали для убранства храмов. Дамель в этом отношении не исключение. Он не был богатым художником, и в Минске, по некоторым данным, даже проживал в усадьбе своего мецената, секретаря местного дворянского депутатского собрания Юрия Кобылинского. В этом здании сейчас расположена галерея Михаила Савицкого.

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

В память об умершей жене Юзефе на средства Кобылинского на Кальварийском кладбище построили входную браму, украшенную барельефами.

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Есть догадки, что эскизы барельефов готовил сам Дамель. И вполне вероятно, что картину, которая по задумке должна была быть помещена над алтарем Кальварийского костела, художнику в 1830-х тоже заказал Кобылинский. Над некоторыми полотнами Ян работал в подвалах кафедрального костела на площади Свободы. Связано это с тем, что для постановки композиции ему была необходима абсолютная темнота. В качестве искусственного света он использовал простые свечи.

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

Для картины был выбран достаточно популярный среди западноевропейских художников сюжет, связанный с Иисусом Христом. Расскажем о нем подробнее.


Согласно трем евангелистам, Христос перед своим арестом вместе с 11 учениками пришел в Гефсиманский — он же оливковый — сад в Иерусалиме. Произошло это после тайной вечери. Взяв с собой троих из них — Петра, Иакова и Иоанна, — Иисус отлучился на молитву.


— Эти события происходили, скажем так, в последние часы земной жизни Иисуса Христа, — объясняет Дмитрий. — В Великий четверг он вместе с своими учениками после Тайной вечери отправился помолиться в оливковый сад. Для него это было хорошо известное местно, он бывал там прежде, так что пришел в сад не случайно.

Как Бог он прекрасно понимал, что ожидает его впереди, но, имея человеческую природу, сомневался, хотел, чтобы все эти муки прошли мимо него. Но в итоге, помолившись, он соглашается принять волю Отца. Оливковый сад стал для Иисуса тем местом, где он принял окончательное решение. Вскоре придут солдаты с предавшим учителя Иудой и Христос будет задержан.

В католической традиции этот сюжет получил название «Молитва Христа в оливковом саду» или «Агония в Гефсиманском саду», а в византийской его обычно называют «Моление о чаше». Вот как его изобразил Ян Дамель:

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

А так — знаменитый испанец Эль Греко:

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

А это уже масштабная работа известного итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Мантеньи:

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Постойте, а какое отношение к картине имеет какая-то чаша?

Это не придумка художников, так называвших свои работы, а слово, которое использовал сам Иисус. Обращаясь в молитве в Гефсиманском саду к Отцу, он говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». В Библии очень много метафор. И слово «чаша» употребляется здесь тоже в переносном значении, обозначая совокупность предстоящих страданий. А «испить из чаши» в данном случае значит «не отступить и до конца испытать мучения». И перед Иисусом стоит выбор — принять физические муки или отказаться от них.

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Кого изобразил на полотне художник?

Дамель использует достаточно распространенную иконографию. Мы видим перед собой спокойного Иисуса, сложившего руки в молитве, и ангела, который держит над Христом кубок.


— О явлении ангела во время молитвы рассказал лишь один евангелист — Лука, любивший описывать всевозможные детали, но этот образ активно стали использовать художники, — подчеркивает Дмитрий. — Что интересно, изначально ангел на различных картинах и иконах выглядел достаточно сурово и как бы наставлял Христа, хотя в Библии он, наоборот, его поддерживает и утешает.

А на полотне Дамеля ангел вообще умиротворенный. На мой взгляд, на картине мы видим момент, когда молитва уже состоялась, Иисус принял окончательное решение. И ангел спокоен, поскольку сам Христос пребывает в таком же состоянии.
Иисус Христос. Образ на полотне достаточно каноничный. Об этом свидетельствует и одежда, в которой изобразили Христа: красный хитон и синий плащ. Такое одеяние и цветовую гамму постоянно использовали и другие авторы. Воспоминаний о том, чтобы Дамель писал Иисуса с натуры, пока не найдено.
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

— Есть несколько версий о том, кого Дамель изобразил в образе Христа, — объясняет эксперт. — Во-первых, художник действительно мог писать натурщика, во-вторых, это может быть сборный образ, а в-третьих, Ян был хорошим копиистом и на заказ нередко создавал копии картин известных французских мастеров. Так что вполне вероятно, что этот образ он мог у кого-то подсмотреть, но я пока не нашел работу, которая могла бы стать для этой картины прототипом.

Кубок в руках ангела. Это та самая чаша, о которой чуть выше мы уже говорили. В Западной Европе чашу изображали именно в виде кубка. Кстати, нигде в Библии не сказано, что ангел явился к Христу с чашей — она фигурирует лишь в молитве Иисуса. Так что это просто общепринятый прием художников, которые тем самым хотели показать, что Христос как бы испил из чаши, согласившись на будущие муки.
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Ученики Христа. Одна из главных загадок картины. Кроме Иисуса Дамель в правом углу полотна изобразил трех учеников Христа, которые в момент молитвы заснули. Однако увидеть их крайне сложно и возможно лишь с помощью дополнительного света. К примеру, включив фонарик.

— И это не лак потемнел на картине, нет, — утверждает собеседник. — Это задумка самого автора. Еще Адам Шемеш писал, что у ног Христа лежат чуть заметные ученики. Нужно сказать, что Дамель — хороший колорист.

И на этой картине он показывает, что темнота охватила учеников и они спят, а перед самим Иисусом из-за света, который исходит от ангела, она как бы расступается.
Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост
Как эта картина оказалась в Художественном музее?

В Минске полотно приняли достаточно позитивно. Есть сведения, что картина находилась в алтаре костела на Кальварийском кладбище, под которым был погребен сам Дамель. Об этом, кстати, писал в том числе известный поэт и переводчик Владислав Сырокомля. После Второй мировой войны храм был окончательно закрыт, здание адаптировали под мастерские, а картина в 1970-х оказалась в Художественном музее.


— Долгое время она пролежал без подрамника, в скрученном состоянии, но позже по воле наших реставраторов полотно было решено восстановить. Работы заняли пять лет, и в 2017-м «Моление о чаше» официально презентовали, — рассказывает Дмитрий.

Загадка картины главного художника Минска. Разбираем с экспертом работу Яна Дамеля Республика Беларусь, Музей, Искусство, Художник, Картина, Длиннопост

https://people.onliner.by/2022/04/17/zagadka-kartiny-glavnog...

Беларусь

4K поста4.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;

Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):

- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему; 

- рекламные посты;

Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом @admoders.


* Информационный канал интернет-мессенджера Telegram - "NEXTA-Live" и логотип (цифровой водяной знак) "NEXTA" признаны экстремистскими материалами на территории Республики Беларусь, но не Российской Фередерации и размещение данных материалов не нарушает правила сайта pikabu.ru


- @Moderator000: "Мы принимаем ссылки на материалы с ресурсов тут.бай (Zerkalo.io) и NEXTA"

https://pikabu.ru/story/3_25_oktyabrya_protestyi_v_belarusi_...

+

https://pikabu.ru/story/byivshaya_komanda_tutvy_zapuskaet_no...


- Moderator007: "В п.7.2 Правил Пикабу: фраза "официальные сайты государственных органов, публичных лиц и организаций" тождественна фразе "официальный источник информации государственных органов, публичных лиц и организаций""

https://pikabu.ru/story/nau_gendirektor_grodnoyenergo_otchit...

Подробнее