Зачем таксистов переводят на удалёнку?
Кто из нас не мечтал о будущем с летающими машинами и роботами-водителями? Это уже почти реальность, Tesla, Waymo и другие технологические гиганты вот-вот выпустят полностью автономные автомобили. Но что, если я скажу вам, что настоящая революция в транспорте пришла совсем с другой стороны?
Представь: перед тобой задача создать систему городского транспорта будущего, да не просто создать, а чтобы она ещё и была дешевой, надежной и реализуемой. Все вокруг говорят об искусственном интеллекте, нейросетях, лидарах за миллионы долларов. Вы смотрите на эти сложные системы и думаете: "А что, если мы слишком усложняем? Что, если решение лежит не в создании искусственного водителя, а в том, чтобы дать реальному человеку новые возможности?"
Вот тут и появляется Vay, немецкий стартап который посмотрел на проблему под другим углом.
Компания Vay предоставляет услугу теледрайвинга, при которой удаленные операторы управляют автомобилями из центра, используя стандартные элементы управления, такие как руль и педали, а также системы видеонаблюдения с обзором на 360 градусов.
Клиенты заказывают автомобиль через приложение, после чего оператор дистанционно доставляет его к месту нахождения клиента. Затем клиент самостоятельно управляет автомобилем до пункта назначения, а по завершении поездки оператор удаленно возвращает автомобиль на базу или к следующему клиенту.
У нас уже есть Tesla, зачем Vay?
Прошло уже несколько лет с того дня, как Илон Маск заявил о безусловных перспективах беспилотных автомобилей, “Миллионы роботакси … Автономность пятого уровня без геозон” и так далее. На дворе 2025, что мы имеем? Машину в космос запустили, DOGE пропампили, а вот до безопасного и реального пятого уровня автономности пока далеко.
В отличие от компаний специализирующихся на полностью автономных системах, Vay не нужно проводить огромное количество симуляций, чтобы обеспечить безопасность. Их основной принцип безопасности заключается в том, что водитель-человек может принимать решения. Vay в отличие от Tesla или Waymo не мечтает однажды избавиться от руля, который во время поездок крутится, словно управляемый Человеком-невидимкой. В подходе к дистанционному вождению также используется довольно недорогая технология камер, которая стоит в несколько раз дешевле лидарных сенсорных систем, которые предпочитают ведущие компании автономных машин.
Кстати, об уровнях:
Это классификация автономного вождения (SAE J3016) отражающая степень автономности автомобиля, своего рода шпаргалка для амбициозных изобретателей и продвинутых водителей. Наши сегодняшние герои решили не дергать Бога за бороду и остановились на четвертом уровне автономии. На первый взгляд кажется, что Vay должна быть на уровне 2 или 3, ведь управление остаётся за человеком, хоть и удалённым, однако, водитель не находится в автомобиле, а по классификации SAE уровни 0-3 требуют, чтобы водитель находился в машине и мог взять управление. Уровни 4-5 допускают отсутствие водителя в машине, что соответствует концепции Vay, когда автомобиль может двигаться без вмешательства водителя в определённых условиях. Также четвертый уровень соответствует концепции геозоны Vay, 4 уровень подразумевает, что авто может самостоятельно функционировать на определенной территории, например в пределах города.
Примечательно, что даже Илон Маск недавно признал, что в Tesla разрабатываются возможности удалённого вождения. Это подтверждает что теледрайвинг является скрытым фактором, способствующим развитию и масштабированию автономных технологий. Vay перепрыгнула конкурентов, которые сделали шикарные, но не идеальные системы только лишь тем, что дала умной машине человека, который компенсирует все недостатки автономной системы. Это подтверждает концепцию, согласно которой ИИ работает эффективнее, когда им не пытаются заменить человека, а напротив, предпринимают попытки дополнить и улучшить возможности человека. Так немцы и поступили.
Главное не рассказывайте им про существование танков.
А что если пропадёт интернет?
Vay использует несколько мобильных сетей и собственное оборудование для обеспечения надежного соединения между автомобилем и удаленным водителем. В случае сбоя одной из сетей, сигнал может быть получен через другую, что минимизирует риск полной потери связи. Если же возникают проблемы, препятствующие безопасному управлению автомобилем, система автоматически выполняет так называемый "маневр минимального риска", останавливая автомобиль в безопасном месте по готовым паттернам. Ситуация, что машина застревает в тоннеле без связи с миром и пассажир каким то образом оказывается в ловушке исключена, поскольку Vay пока функционирует лишь на определенной территории, которая имеет достаточно плотное покрытие мобильными сетями.
Вопрос скорее в том, как Vay собирается расширять рамки и отправлять машины в дальние поездки. Интернет объективно есть не везде, а в путешествие хочется. Возможно поможет система спутникового интернета, которая обладает внушительным покрытием, но имеет недостатки в виде задержек, а может проблему отсутствия интернета решит резервный индус с ноутбуком в багажнике. Пиши в комментарии, как бы ты решил эту проблему?
Техническая часть для самых любопытных
Система Vay реализует удаленную доставку автомобиля через станцию teledrive, где оператор управляет автомобилем с помощью рулевого модуля, педалей и нескольких экранов с потоковым видео с бортовых камер. Передача данных выполняется по многоканальной схеме через 4G/5G с резервированием на случай разрыва соединения. Основные управляющие команды передаются с минимальной задержкой (30–50 мс), но система адаптирована к компенсации лагов до 200 мс с помощью предсказательных алгоритмов. В автомобиле и на станции установлены независимые контроллеры, обменивающиеся данными по зашифрованным каналам. При потере связи или отказе одного из компонентов активируется протокол минимального риска (MRM), который анализирует текущие параметры движения и инициирует предустановленный сценарий – от снижения скорости до полной остановки.
Вся система построена на архитектуре с дублирующими сенсорами и контроллерами, что позволяет поддерживать управление даже при сбоях. Данные с камер, IMU, GPS и других сенсоров обрабатываются на борту автомобиля, фильтруются и передаются оператору в реальном времени. Параллельно система диагностирует качество связи и оценивает, насколько стабильно соединение для продолжения движения. Для устойчивой работы система требует стабильное соединение с пропускной способностью не менее 10 Мбит/с при задержке не выше 100 мс. Однако, в условиях ухудшенного сигнала система адаптируется, снижая частоту обновления кадров и разрешение видео. В крайнем случае включается аварийный режим с передачей кадров в более сжатом формате, но с сохранением управляющих команд в приоритетном канале.
В отличие от обычного водителя, ограниченного одной перспективой, оператор Vay может переключаться между различными камерами, улучшая контроль за ситуацией. Это решает проблему слепых зон и позволяет лучше оценивать габариты автомобиля в сложных маневрах. Дополнительно, перспективные исследования рассматривают возможность использования алгоритмов наложения нескольких ракурсов для создания эффекта 360-градусного обзора без искажений.
Для тестирования используется многоуровневая схема: программная эмуляция, тестирование на аппаратных стендах и испытания на закрытых трассах. Проверяются не только стандартные сценарии движения, но и работа системы при искусственно вызванных задержках сигнала, помехах и сбоях в каналах передачи данных. Автомобили Vay работают в строго определенной зоне, где предварительно оценивается стабильность связи, топология маршрутов и условия движения.
А что у нас?
Беспилотный автотранспорт на российских дорогах уже стал реальностью. «Яндекс» тестирует умные такси, а в июле 2023 года на федеральную трассу М-11 «Нева» вышли автономные тягачи, от КАМАЗ и СберАвтоТех, которые работают в автономном режиме. Им, кстати, тоже помогают дистанционные операторы, но это временная мера при тестировании, а не схема работы. Беспилотные грузоперевозки по трассе М-11 «Нева» начались летом 2023 года. С вводом обхода Твери трасса стала полностью доступной для автономного транспорта (раньше нужен был оператор при въезде в город).
С трех до полутора суток сокращено время кругового рейса Москва – Санкт-Петербург – Москва. С момента старта проекта они проехали более 3 млн км и перевезли свыше 330 тыс. кубометров груза. В 2025 году парк планируется расширить до 93 автомобилей.
Как видишь, в России сделали ставку на автономные грузоперевозки, а не на беспилотное такси и разработчики уже имеют успехи в развитии систем и инфраструктуры.
Делай ставку на mad.online, подписывайся и поехали 🚗
Лига Новых Технологий
1.8K постов16.8K подписчика
Правила сообщества
Главное правило, это вести себя как цивилизованный человек!
Но теперь есть еще дополнительные правила!
1. Нельзя раскручивать свой сайт, любую другую соц сеть или мессенджер, указывая их как источник. Если данная разработка принадлежит вам, тогда можно.
2. Нельзя изменять заглавие или текст поста, как указано в источнике, таким образом чтобы разжигать конфликт.
3. Постите, пожалуйста, полный текст с источника, а не превью и ссылка.