За царя и двор - торпедой в упор: первое в мировой истории успешное использование "самоходной мины"...

Фигура Степана Осиповича Макарова ассоциируется с действиями русского флота на начальном этапе русско-японской войны, однако мало кто знает, что этот весьма незаурядный человек был еще и военным теоретиком и автором ряда изобретений, которые используются на флоте по сей день. В частности, благодаря его стараниям, было совершено первое в мировой истории успешное торпедирование неприятельского корабля.


Вице-адмирал Макаров был поистине выдающимся человеком своей эпохи. Ему удалось провести ряд исследований в области океанографии, стать пионером использования ледоколов. Именно Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которую по сей день используют корабли российского флота. Степан Осипович также ввел ряд военных усовершенствований.


"Самоходные мины"...


Начиная с 60-х годов ряд морских держав вели эксперименты по созданию и использованию "самоходных мин", то бишь, торпед. Чертовски заманчива была идея начинить идущий под водой снаряд взрывчаткой, дабы он подошел к корпусу неприятельского судна и взорвался, оставив пробоину ниже ватерлинии. Подобные повреждения почти гарантировано отправляли на дно любой военный корабль того времени и потому между изобретателями и испытателями завязалась этакая миниатюрная "гонка вооружений".


В 1865 году представил проект торпеды Иван Федорович Александровский, который также сконструировал первую русскую подводную лодку. Годом позднее было запатентовано аналогичное изобретение англичанина Роберта Уайтхеда.

За царя и двор - торпедой в упор: первое в мировой истории успешное использование "самоходной мины"... Война, Флот, История, Корабль, Военная история, Длиннопост

Пусть Вас не смущает "громоздкость" русской вундервафли))) Как показали испытания, торпеда Александрова не уступала английской в скорости.


В 1868 году "самоходную мину" англичанина ввели в массовое производство, а изобретение нашего соотечественника незаслуженно отсеяли бюрократы...


Первая минная атака в истории...


В мае 1877 года во время англо-перуанского конфликта английский фрегат "Шах" попытался торпедой атаковать монитор "Уаскар". Однако "самоходная мина" была пущена на слишком большой дистанции и затонула, так и не достигнув цели.

За царя и двор - торпедой в упор: первое в мировой истории успешное использование "самоходной мины"... Война, Флот, История, Корабль, Военная история, Длиннопост

Тот самый аглицский фрегат "Шах", впервые применивший в бою торпеду


И все же, торпеды были грозным оружием, которому для признания лишь требовались первый успешный опыт применения и некоторая модернизация.

За царя и двор - торпедой в упор: первое в мировой истории успешное использование "самоходной мины"... Война, Флот, История, Корабль, Военная история, Длиннопост

Современное фото монитора "Уаскара". Как видите, мишень первого торпедирования цела-невредима и оч-ч-чень неплохо себя чувствует)))


Собственно, первое результативное торпедирование и совершили русские моряки.


"Капитан-лейтенант Макаров, принимайте командование!"


Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Макаров получил под командование гражданский пароход "Великий князь Константин", мобилизованный для военных нужд. Молодой офицер (Макарову тогда было 29 лет), нисколько не раздосадованный столь скромным положением дел, всерьез занялся переоборудованием судна. Благодаря стараниям будущего адмирала гражданское судно превратилось в плавучую базу для торпедных катеров.


И вот настал звездный час Макарова - 14 января 1788 года, в четырех милях от Батума (база турецкого флота) "Великий князь Константин" спустил на воду два катера. Под покровом ночи русские моряки подошли вплотную к турецкой канонерской лодке "Интибах" и выпустили в него две торпеды. Прогремевший взрыв разворотил борт судна и оно отправилось на дно.

За царя и двор - торпедой в упор: первое в мировой истории успешное использование "самоходной мины"... Война, Флот, История, Корабль, Военная история, Длиннопост

Л. Ф. Лагорио «Потопление катерами парохода „Великий князь Константин“ турецкого парохода „Интибах“ на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.».


Успех был поистине невероятным. Столь дерзкая и успешная операция под конец военной кампании прославила не только русский флот, но и лично Макарова. А также показала всему миру, что у "самоходных мин" есть перспектива и необходимо совершенствовать это оружие. Что, собственно, ведущие морские державы и сделали. Уже к началу XX века торпедные катера и эскадренные миноносцы станут ценными и весьма многочисленными судами любого флота.