Юность говнаря ч.7. Азы стрита

По возвращению домой из Новосибирска, я первым делом позвонил Маше. На моё "когда встретимся?" ответ был сногсшибательный:

- Знаешь, нам наверное лучше не встречаться. Не сложится.

Охуительно, ничего не скажешь. И ведь ничего не предвещало, каждый вечер спокойной ночи друг другу желали и тщательно старались уместить в пару смсок максимум текста о прошедшем дне.

Естественно, у меня была куча вопросов, но внятных ответов на них я так и не получил, лишь типичная поебень "дело не в тебе, мы просто слишком разные..."

Недельку страдал, ежедневно пересматривал все Машины подарочки, в виде фенек из шнурочков и бисера, небольших милых рисунков, губную гармошку, которую Маша подарила мне на день рождения. Довёл себя в итоге до состояния, когда весь день мог ходить дома по комнате, от стены к стене, и больше ничего не делать, только думать, думать и думать...
А потом резко отпустило. Выкинул всё, что связано с Машей к хренам, кроме губной гармошки. Она по сей день со мной.

За учебный 2005-2006 год ничего особенного не произошло, кроме того, что я начал потихоньку учиться играть на гитаре по самоучителю. Гитару отдал мне одноклассник за "спасибо". Это был гитарный Франкенштейн, на самом деле:
семиструнка с верхним порожком, перепиленным на 6 струн; гуляющий, разболтанный гриф, который страшно трещал при попытке натянуть никель, и держал только нейлоновые струны; трещина на кузове...

Мне было плевать. Хоть какая - но это была гитара, и из неё можно было извлекать звуки, отдалённо похожие на гамму самоучителя. Чуть позже, я буду даже рад, что начал учиться на этом недоразумении. Оказалось, что если ты можешь извлечь хоть немного пристойный звук из расхлябанного инструмента - то с хорошим и настроенным всё пойдёт как по маслу.

Лето 2006 года началось с того, что я очень захотел компьютер. Мама сказала: "Ищи подработку, зарабатывай. Остальное добавлю и к сентябрю купим". Одноклассник дал наводку, что управляющая компания в соседнем районе берёт на лето школьников. Из обязанностей: благоустройство территории подконтрольных домов (клумбы вскопать, лёгкий строительный мусор из подъездов вынести, подмести, побелить и т.п.). Зарплата что-то в районе 4-5 тысяч в месяц. Бешеные деньги для подростка на то время. Сходил, устроился.

В первый же рабочий день я познакомился с Рыжим. Он позиционировал себя как панк: драная футболка "Пурген", джинсовая жилетка с шипами, изрисованная шариковыми ручками, гады (вид берцев с металлической вставкой на носке), и беспардонное поведение...

Как только мастер отвёз нас на объект, выдал инвентарь, дал задание и уехал - Рыжий пнул лопату в кусты, сел прямо на асфальт и закурил. Остальные (а всего нас было 6 человек: 4 парня и две девчонки) начали определяться, кто и что будет делать, не обращая на Рыжего и меня никакого внимания. Я стоял растерянный, не врубаясь, что вообще происходит. Подошёл сначала к Мише, он был на пару лет старше всех и вроде позиционировался как бригадир, по крайней мере мастер все задания выдавал ему.

- Миша, а мне чё делать?
- Да чё хочешь, то и делай, мне похуй

Интересная работа, мне начинало нравиться. Я закурил и подошёл к Рыжему:

- Панки хой!

Рыжий оглядел меня. Я был в камуфляжном костюме и простых берцах, кроме слегка удлиненного хаера, ничего неформального во мне не было.

- Ну, хой! А ты чё, нефер что ли?
- Типа того...
- Панк? Металлист?
- Да как-то всего понемногу...
- Значит говнарь.
- Э-э-э!
- Чё "э"? Раз ни к кому себя не относишь, но при этом неформал и слушаешь рок - значит говнарь.
- Не особо приятное слово...
- Ну не нравится - определяйся, кто-ты. Стритуешь?
- Нет, но был... пару раз... в прошлом году, не долго, чисто постоял немного, потусил.
- Не помню тебя там. Кого знаешь со стрита?
Я припомнил Сида и Кирилла. Рыжий прекрасно знал их.
- Чё, пойдёшь на стрит сегодня после работы? Я тебя с остальными познакомлю.
- Да я как-то не планировал сегодня. Давай завтра. Кстати, чё тут делать то на этой работе?
- Да ничё. Покопай чё-нибудь для вида, что делал что-то.
- Нормально так... Чё, всем прям похуй что ли?
- Нет. Когда реально чё-то делать надо, мастер не уезжает, контролирует. Раз уехал - значит занять нас сегодня нечем, поэтому придумывают всякую хуйню и не спрашивают за неё. Можешь расслабиться.

Оглядев остальных, я убедился, что все уже заняты чем угодно, кроме работы. Миша и ещё один парень откинули лопаты, слегка разрыхлив пару метров на клумбе, девчонки собрали несколько кучек мусора граблями и тоже бросили их. Ко мне и Рыжему ни у кого не было претензий, что мы даже имитацией деятельности не занимались.

- А мы чё скажем? Чё делали?
- Ну ты видишь тут бычки валяются?
- Нет...
- А валялись. Мы подмели, потом мусор на носилки сложили и в контейнер унесли. Вкурил тему?

Суть работы стала предельно понятна и я расслабился. Пообсуждали с Рыжим любимые группы, он рассказал немного про себя и про олдовых на стриту (прим: олдовый, от анг. old - старожил, один из первых, и т.п.). Раньше назначенного приехал мастер и, застав всех в процессе нихуянеделания, немного поорал. Рыжий сказал, что это норма, он всегда орёт, что ничего не сделано, но на зарплате это никак не отражается. Так прошёл первый рабочий день.

Второй был точно таким же. После его окончания мы с Рыжим отправились на стрит, как договаривались. Ехали на троллейбусе. Я ориентировался на то место, где мы были с Машей в прошлом году, но Рыжий, за пару остановок до него, встал к двери и посмотрел на меня:

- Чё сидишь? Выходим.
- Ааа... Так ещё ж ехать.
- До куда?
- Ну до универа, там же стрит.
- Это средний, а мы на нижний.

Вот так я узнал от него градацию популярных мест аска в нашем городе. Их было три: верхний, средний и нижний. Все они располагались вдоль центрального проспекта города, на расстоянии пары километров друг от друга.

Нижний был самый популярный. Он располагался на пешеходной лестнице, в середине которой был небольшой, ровный участок тротуара, на его краю и располагались стритовщики. Также эту лестницу от проезжей части отделяла глухая, широкая стена, выше человеческого роста. Она была облицована мраморной плиткой и на ней располагались вазоны с цветами, фонари и прочие элементы городского декора. Отчасти это и делало нижний стрит самым востребованным: стена глушила звук машин с дороги и создавала акустику, усиливающую и звук гитары, и голос.

Средний стрит, там где были мы с Машей, располагался на пешеходной аллее напротив университета. Близость дороги и большое количество студентов среди прохожих, которые хоть и искренне поддерживали стритовую движуху, но мелочью были не богаты, делало это место менее популярным для аска.

Ну и верхний. Располагался почти в самом начале проспекта, относительно не далеко от городского мемориального комплекса, являющегося одной из ключевых достопримечательностей города. Соответственно, людей много, шума много, ментов много, а выхлопа мало, так как музыкантов почти не слышно, а суета стоящего на шапке мешает прохожим и раздражает. Туда уходили только если нижний и средний были плотно заняты. Туда же отправляли начинающих стритовщиков, постигающих азы аска, и залётных музыкантов, не имеющих отношения к неформальному движению, решивших разово заработать себе на пиво.

Были и другие, стихийные точки аска по городу. Кое-кто даже принципиально пытался открыть новые места, где никто раньше не стритовал, сорвать банк и стать основателем точки, с законным правом решения, кому можно на ней стритовать, а кому нет.

Так-то... Не посвящённому человеку стрит кажется обычным, простым делом: взял гитару, сел на лавку первую попавшуюся или в переходе встал - и лабай себе, пока не надоест. Нет, не всё так просто. В этом маленьком мире есть и правила, и конкуренция, и доходные/тухлые места.

Мы с Рыжим дошли до нижнего. Я ещё издалека узнал среди всех присутствующих там Сида и Кирилла. Сид на моё приветствие пожал плечами и буркнул: "Хуй знает, может и виделись". А вот Кирилл меня узнал. Рыжий представил остальных: ещё один Сид, Кадет, Кот и единственная девушка - Муся. Все, кроме Кадета, старше меня на несколько лет. Я сразу же спросил, как определяют в разговоре, о каком именно Сиде идёт речь? Оказалось всё просто: либо уточняют по имени, либо говорят "сид с ирокезом" и "сид без ирокеза".
Играл Сид с ирокезом, Сид без ирокеза и Кот подпевали, Кирилл был на шапке. Муся, как я понял из диалога, ждала свою "шапку" (аскера), после прихода которой, она изгоняла всех со стрита и занимала его. Кадет скромно стоял в сторонке и, как будто делал вид, что не имеет отношения ко всей компании. Я спросил у Рыжего, чего он так?

- Так он же из правых, если старшаки увидят его с нами, пизды дадут.
- Из кого?
- Блять, ну из скинов он! Скинхеды знаешь кто такие хоть?

Если честно, живого скинхеда я видел впервые. Ну да, всё как положено, мог бы и сам догадаться, кто он: куртка-бомбер, гады с белыми шнурками, джинсы с подкатами, стрижка под тройку. Правда, не смотря на образ, щупленький, скромный Кадет, будучи чуть ли не на год младше меня, едва ли был грозой мигрантов...

- А почему ему на стриту нельзя быть?
- Заёбы скиновские. Типа стрит - это попрошайничество, стрёмная тема. Ну и вообще неформалы - это позор, типа мужик с длинными волосами ходить не должен, пирсинг носить не должен, шмот носить только цивильный... Бабы должны быть женственными, естественными и прочая хуйня.
- И чё, прям гоняют неформалов?
- От настроения зависит. Могут просто доебаться, могут пизды дать, могут мимо пройти. В основном не трогают.
- А Кадет чё тут?
- Так он недавно забрился, до этого панком был, с нами зависал. Хоть и в правые записался, но стрит не бросил. Типа пока посвящение не прошёл - ещё можно...
- А чё за пос...

Нас перебил Кирилл:

- Так, пионеры, либо давайте на шапку вставайте, либо валите подальше, не создавайте лишнюю толпу!


Рыжий взял шапку и дал мне. Я стал припоминать прошлогодние советы Кирилла и начал подходить к прохожим. От волнения, кроме стандартной фразы "Бросьте монетку музыкантам на удачу" в голову ничего не шло...

Не знаю, сколько прошло времени, думаю не больше 10 минут. Кирилл, процедив сквозь зубы "пиздец, дерево", забрал шапку, отдал Рыжему и отвёл меня в сторону:

- Вот смотри, ты тут не делаешь ничего плохого или стыдного. Ты не просишь на хлебушек, на операцию или типа того, как нищий, никого не наёбываешь. Так чё у тебя ебало, будто ты маму потерял и обоссался? Музыканты играют для всех, создают настроение и не против небольшой благодарности, если кому-то понравилось, только у них не кофр от гитары под мелочь, а ты с шапкой. Вежливо с краю подошёл, поздоровался, улыбнулся, хорошего дня пожелал, намекнул на монетку. Монетку не только на удачу кидают, но и на хорошую погоду, на киллера для Децла, на хорошее настроение, на пиво... На дом для белочки, блять, которая к нам пришла, но ей негде жить, в конце концов! Фантазию включай, ну и думай, конечно, к кому как подойти. Обращаться не стесняйся: девушки-красавицы, милые дамы, молодые люди, товарищи, друзья - да что угодно, лишь бы вежливо. "Эй, мужик" естественно не пойдёт. Далее... Получай удовольствие. Тебе нравится песня? Так пританцовывай, подпевай, создавай атмосферу! А то выглядит так, будто ты в рабстве тут у нас ходишь. Да вон, на Рыжего глянь, такое же дерево, как ты, но хотя бы улыбается!

Кот, который всё это слышал, вздохнул:

- Эх, был бы щас Цыган, он бы класс показал. Вот был шапка, так шапка...

Я не успел спросить, что за Цыган. Пришла шапка Муси и она вежливо "всё, сьебались нахуй, бездари" попросила освободить стрит. Все собрались идти за пивасом, а мне хотелось поглядеть, как стритуют девчонки, поэтому я решил остаться. Кирилл сказал "правильно, учись", Рыжий пожал плечами "как хочешь, мы пошли". Остальным было, естественно, похуй.

Оставшись один, я присел чуть ниже стрита и наблюдал. Играла и пела Муся. Её голос был один в один, как у Дианы Арбениной из "Ночных снайперов". Собственно, их песни она и исполняла, в основном. Девушка на шапке, которую я видел в первый и последний раз (больше ни на стриту, ни в компании мы не пересекались), порхала как бабочка от прохожего к прохожему, делала шутливые реверансы и поклоны за каждую монетку.

В какой-то момент она встала на колено перед проходящим парнем и на всю улицу воскликнула: "Молодой человек, возьмите меня замуж!" - чем вызвала смех у всех прохожих. Муся мгновенно подыграла: "Товарищи, не проходим мимо, помогаем невесте собрать калым за жениха!" Парень, внезапно став центром внимания, разулыбался, покраснел и растерялся. Видя, что он не знает, как отреагировать, девушка встала с колена, обняла его и воскликнула: "Ну хорошо, милый, подумай, я буду ждать тебя здесь!" - и послала воздушный поцелуй на прощание.

Наука Кирилла наглядно демонстрировалась на моих глазах. Я с сожалением отмечал, что никогда не смогу чувствовать себя так же свободно и открыто среди сотен прохожих, как эта девушка. По-крайней мере, мне так казалось тогда...

Постритовав ещё час, девушки закончили. Шапка, вся раскрасневшаяся, жадно пила припасённую воду, а Муся зачехляла гитару. Проходя мимо меня, Муся махнула рукой на прощание, чем безмерно удивила, ведь мы даже словом не обмолвились. Её спутница удивила ещё больше: она неожиданно обняла меня, затем отстранилась, не отпуская объятия, и внимательно поглядела мне в глаза. Я чувствовал, как щеки залились краской, а улыбка расползлась сама собой. Девушка рассмеялась, чмокнула меня в щёку, произнеся: "На удачу!" - и, махнув рукой, побежала догонять Мусю, оставив меня стоять с улыбкой до ушей посреди улицы.

Уже намного позже я узнаю, что это была Флёр, девушка-автостопщица с Питера. Аскер с большой буквы. У нас она со своей компанией задержалась буквально на сутки. Питерские ребята гуляли по городу, а она решила покорить местный стрит.

Не зная, куда ушли Рыжий и вся компания, я поехал домой, переваривая новые впечатления и знания.