Юноша с вольтеровской улыбкой

Согласно советским справочникам, Георгий Вицин родился 23 апреля 1918 года. В 1998 году его впервые решили поздравить с юбилеем едва ли не все средства массовой информации, даже президент страны направил ему телеграмму. Однако актер вдруг заявил, что юбилей его был еще в прошлом году и никаких поздравлений он принимать не намерен, никаких интервью на этот счет давать не будет.

Юноша с вольтеровской улыбкой СССР, Георгий Вицин, Актеры и актрисы, Фильмы, Советские актеры, Дзен, Длиннопост



Со временем выяснились многие подробности его рождения и жизни. Георгий Вицин появился на свет 18 апреля (по новому стилю) 1917 года в городке Териоки (ныне это Зеленогорск). Путаницу в дальнейшем внесла его мать: она "скостила" сыну год, устраивая его в оздоровительную "лесную" школу. А 23 апреля являлось днем его именин.

Более того, его фамилия изначально писалась тоже иначе — "Вицен", прадед Георгия Степан Вицен был поляком. Обрусевшие потомки изменили букву "е" на "ы" и стали Вицыными. Позже в документах Георгия Михайловича букву "ы" случайно заменила паспортистка. Так что с самого начала артист поневоле запутывал своих биографов и проживал не совсем свою жизнь. И был этому факту несказанно рад.

Отец будущего артиста Михаил Егорович вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Он был отравлен газами и прожил недолго. Все заботы по дому легли на плечи матери Марии Матвеевны. Сменив множество профессий, она устроилась билетершей в Колонный зал Дома союзов, куда часто брала сына с собой.

Георгий увлекся актерством, и уже с 12 лет начал выступать на школьной сцене, как правило, в амплуа отрицательных героев. Его первый успех — танец шамана. Вицин исполнил его с таким неистовством, что вдруг осознал: бороться со своими комплексами, со своей стеснительностью можно с помощью театра.

В 1933—1934 годах Вицин учился в Театральном училище при Малом театре, откуда был отчислен с формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу". Затем год занимался в Театральном училище при Театре имени Вахтангова, а в 1935 году перешел в театральную студию МХАТа 2-го, где учился у Серафимы Бирман.

Самая строгая и принципиальная актриса-педагог, она симпатизировала Вицину и постоянно делала ему замечания, воспитывала, ругала: "Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!" А однажды в каком-то этюде сравнила его с Михаилом Чеховым. Эту похвалу Георгий Михайлович помнил до последних дней.

Первые профессиональные успехи Вицина связаны с Театром имени Ермоловой. Играл он много. Любимые роли — Аркашка Счастливцев в "Лесе" Александра Островского и старик Морозо в "Укрощении укротителя" Джона Флетчера. "На Вицина" ходили зрители и даже сдавали билеты, если узнавали, что в этот вечер играет другой артист.

Георгий Михайлович любил сцену, систему Станиславского считал азбукой профессии. Но это не помешало ему однажды уйти из театра. Почему? Больше всего он ценил свободу, а в театре его угнетала жесткая дисциплина и плотная занятость в репертуаре.

Кино же благодаря Вицину приобрело совершенно новый типаж: интеллигент-лирик, способный на поступок ради чувств. Фильмы "Запасной игрок" и "Она вас любит" сделали Георгия Вицина любимцем страны. И вот следующая загадка. В реальности советские девушки вряд ли влюбились бы в такого чудака, а в зрительном зале они были полностью в его власти.

Еще одно уникальное умение Георгия Михайловича — скрывать возраст. Играя роль 18-летнего Васи Веснушкина в "Запасном игроке", на сцене артист перевоплощался в древнего старика Морозо. В реальности же Вицину было 37. А еще через десять лет он сыграл гимназиста Мишу Бальзаминова, и это был настоящий актерский подвиг.

В 1950-е годы Георгий Вицин снимался много и не только в кинокомедиях. Заметные роли он исполнил в фильмах: "Белинский" и "Композитор Глинка" (Николай Гоголь), "Убийство на улице Данте" (Питу), "Борец и клоун" (Энрико), "Дон Кихот" (Самсон Карраско), "Отцы и дети" (Ситников), "Василий Суриков" (Илья Ефимович Репин). Тогда же исполнил свою самую любимую роль — сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи".

Пока же режиссер Григорий Козинцев, восхищенный Георгием Михайловичем после совместной работы над "Дон Кихотом", приступал к "Гамлету" и намекнул, что пригласит его на пробу. Но вдруг… на экранах страны стартовал "Необычный кросс" пса Барбоса и троицы жуликов — Труса, Балбеса и Бывалого. Козинцев был не просто огорчен, он был возмущен и оскорблен.

Находясь на вершине популярности, Георгий Вицин окунулся в эксцентрику. Многие расценили его участие в комической троице как глупость. Но Вицин не был бы Вициным, если бы не умел заглядывать в будущее.

Он создал образ-маску, какой еще не было в советском кино. Маску "полуинтеллигента" (как он сам называл своих героев), трусоватого, жуликоватого, иногда выпившего, иногда благородного и всегда смешного. Это была маска актера Вицина. Авторская работа!

Георгий Вицин сам любил эту маску, любил образ Труса, комедийный жанр и своего главного режиссера в кино Леонида Гайдая. Но иногда играл и совершенно неожиданные роли и делал это блистательно: "Старая, старая сказка" (добрый волшебник), "Тень" (доктор), "Джентльмены удачи" ("Хмырь"), "Земля Санникова" (Игнатий), "Хаги-Траггер" (Генрих Янович).

Он часто снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы, дублировал зарубежные ленты, выступал на эстраде. Работу он совмещал только с чтением, никогда не посещая никаких фестивалей и праздников, избегая застолий.

В молодости он увлекался скульптурным портретом, хорошо рисовал, а с возрастом оставил и это. Книги и животные — две страсти его последних лет. И йога. Он просыпался, питался, дышал, делал гимнастику — все по этой системе. Может быть, поэтому оставался до конца в хорошей физической форме и почти без седых волос.

С начала 1990-х Георгий Вицин не снимался. Он решил, что отечественное кино больше не возродится и пришло время отдохнуть. От всего. Раз в неделю Вицин выходил на сцену с рассказами Михаила Зощенко, получал скромный гонорар и покупал на эти деньги корм для птиц и собак.

Его партнер по многим фильмам Леонид Куравлев однажды сказал: "Вицин не понадобился этому времени. Он его сам отверг, отринул. Такое время не нужно было Вицину с его философией, с его скромностью, с его умением боготворить самые основы человеческой морали и души, по которым надо жить дальше, и оформлены они десятью заповедями Христа. Вот он жил по законам Иисуса Христа…"