Эссе "Повесть о Повести о Конце Света" Часть 3: Разбор боёв. Плюсы и минусы

Вторая часть.

Разбор боёв

«Повесть» - весьма необычное произведение, как минимум тут никогда не будет турнирной арки, а потому и её разбор будет необычным, хотя бы тем, что я не буду разбирать персонажей, вместо этого я буду разбирать бои и заложенные в них контексты и в рамках этого рассматривать героев произведения.

ПЕРВЫЙ БОЙ
Тор vs Рёфу

Один из наиболее скучных в плане подтекстов и контекстов боёв. Просто два воина, которые всю свою жизнь искали достойного сражения, но натыкались лишь на слабаков из-за чего страдали от депрессии столкнулись друг с другом и начали бить друг другу рожи в своё удовольствие. В более глобальном смысле призвана показать читателям и Богам, что люди не столь и различны, а также то что люди могут сравняться с богами. Более того, хоть Тор и победил он признал Рёфу достойным противником и армию, последовавшую за своим командиром представил как жертву во имя Рёфу.

ВТОРОЙ БОЙ
Зевс vs Адам

А вот и первый настоящий бой. Именно начиная с него, вы скорее всего влюбитесь в «Повесть», и именно в нём всеми красками начинает играть подоплёка боёв, которая с этого момента, в большинстве случаев имеет два уровня: локальный – своеобразное личное противостояние идеологий и взглядов бойцов, и глобальная – в которой сталкиваются уже идеалы всех Богов и Человечества, а также их взгляды друг на друга и самих себя.

В данном бою продолжаются основные глобальные мотивы первого боя – Человек способен сравниться с Богом. Он способен его ранить и, хоть это ещё не известно, но он, вполне возможно, способен его победить. А вот что благодаря Адаму известно совершенно точно – Человек способен совершить невозможное, например, продолжать сражаться уже после смерти[1]. Также это продвигает общий конфликт Человечества и Богов, так как одно дело, когда к человеку, пусть и одному конкретному проникся уважением Тор, да сильнейший бог севера, но даже не лидер своего пантеона, и совсем другое когда это сделал глава Совета Богов.

Что касается личного противостояния, то он тут идёт скорее фоном и завязан на том, что Адам и Зевс являются в некотором роде отцами своего народа[2]. Но если Адам – это Гигачад, который готов сражаться насмерть просто потому что нужно защитить своих детей[3], то Зевс – это меметичный отец года, которого кроме битья рож ничего не волнует. И это первый раз, когда моральная победа, оказалась не на стороне победителя боя, ведь воля Адама продолжила жить и вдохновлять следующих бойцов и всё человечество.

ТРЕТИЙ БОЙ
Посейдон vs Сасаки

Переломное сражение, ставящее логичную черту под первой четвертью Рагнарёка. Если первый бой показывает, что люди способны сравнятся с богами, второй – что человек способен на невозможное, то третий логически их продолжает и показывает что человек способен на невозможное – победить бога.

Результат этого двоякий. С одной стороны некоторые из наиболее разумных богов, и тем более тех, кто уже успел схлестнуться с человечеством, в числе которых Зевс, понимают, что это битва, и каждая сторона должна быть готова к тому что в битве можно погибнуть. Эти Боги уже осознали силу людей и голос разума кричит им, что Посейдон просто оказался слабее. В то же время, смерть Бога, тем более Посейдона, который даже иными Богами воспринимался как тот кто стоит выше многих из них, не может не вызвать гнева у Богов, среди которых каждый первый – не в меру  высокомерен и горделив.

Что касается личного противостояния, то тут нетленная классика: битва таланта против упорного труда и высокомерия против, ну пусть будет, скромности.

Итог этого противостояния также весьма классический – упорный труд побеждает талант, который был, в основном пущен, на самотёк, а излишне высокомерный персонаж пошёл на корм рыбам.

ЧЕТВЁРТЫЙ БОЙ
Геракл vs Джек-Потрошитель

Всё ещё один из лучших боёв, как с точки зрения экшена так и в отношении подоплёки. Для зрителей, при чём как для нас, так и для представленных на трибунах всё переворачивается вверх дном: представитель Богов – бывший человек, символ героичности и справедливости, который хоть и выступает за Богов, но намерен спасти человечество, а боец со стороны людей – монстр, чудовище и психопат, наиболее известный в мире серийный убийца. Люди на трибунах и мы с вами испытываем диссонанс от происходящего, ведь большая часть людей, если не все, когда начинали знакомство с «Повестью», давали себе слово, что будут болеть за представителей человечества, тем более что в прошлых боях, кроме первого, где бойцы мало друг от друга отличались, представитель человечества смотрелся более выигрышно в плане моральных качеств. Но болеть за Джека в данном бою – сложно. Все знают, что перед нами монстр, да, он был взращён самим человечеством, позволившим существовать обществу где даже такой чистый и добрый ребёнок как Джек в детстве может быть сломлен и превращён в безумного маньяка. А ещё все знают, что местный Геракл – герой без страха и упрёка, который настолько честен, что раз за разом попадает в подлые ловушки своего оппонента, чем вызывает сочувствие. И так и происходит и Боги и Человечество, болеет за Геракла, в то время как лишь немногие понимают, что Джек – просто сломленный человек, да возможно один из худших, но всего лишь человек.

Пусть этот бой не сумел заставить нас болеть за Бога, но всё вышеописанное делает его одним из наиболее глубоких боёв, а ведь мы ещё даже не дошли до самой мякотки – личного противостояния.

И тут всё действительно прекрасно, так как авторы продолжают ломать выстроенные концепции. С одной стороны у нас Джек – человек, который никогда не видел любви, сломленный ещё в детстве, но державшийся благодаря единственной опоре – своей матери, но в конечном результате не просто потерявший её, но осознавший, что его опоры никогда и не существовало. С другой – Геракл, человек, который искренне возлюбил всё человечество, как кажется по началу, всё, кроме, наиболее тёмного его порождения – Джека. Действительно, изначально Геракл презирает Джека и это вписывается в мир последнего он привык видеть всё это вокруг себя, он привык видеть презрение, ненависть, высокомерие – он привык видеть тьму. Но ближе к концу боя Геракл, проникается болью Джеком, чуть ли не единственный вообще. Он любит человечество, в том числе с его тьмой, что завершает оформление личного конфликта – всеобъемлющая любовь к человечеству против самой тёмной, злобной и отвратительной его стороны.

Джек, видит в Геракле, то чего всегда был лишён – любовь, но для него уже слишком поздно, он желает всеми силами закрасить цвет любви другими цветами – злобой, страхом, отвращением, ведь в некотором смысле для него, само наличие этого цвета, цвета искренней любви – свидетельство ложности его пути[4]. Но всё напрасно, ведь в конце Геракл, который мог убить Джека, сведя бой к ничьей, просто обнял его. Это можно было бы трактовать как то, что Геракл, осознавая, что он уже в любом случае не жилец, а значит не сможет после своей победы заступиться за человечество, решил отдать победу людям, чтобы план Брунгильды сработал, но это разбивается об способности Джека. Вполне возможно, что Геракл принимал решение с оглядкой на это, но неоспорим факт, что он продолжил любить человечество, и продолжил любить Джека, как представителя этого человечества. И летящие в Джека камни, не только символ двуличности людей, которые мало того что породили монстра и отвергли его, так ещё и не выказали ему ни малейшей благодарности, когда этот монстр рискуя своей жизнью сражался за их будущее, но и символом морального поражения Джека, он ошибался, всю жизнь он ошибался и сейчас он сам это понимает, ведь его единственное желание – ещё раз увидеться с Гераклом.

ПЯТЫЙ БОЙ
Шива vs Райден Тамимо

Ну и от лучшего переходим к худшему. Знаете я вот распинался, что прошлый бой должен был заставить читателя задуматься о том, что со стороны Богво более правильный герой, нет не так, что со стороны Богов сражается герой и именно он заслуживает поддержки… вот только именно пятый бой сумел заставить меня болеть за Бога. Не как бы я всё ещё желал победы человечеству, ведь как-никак люди тут всегда на позиции андердогов, но бой был настолько вторичный и пустой, что даже слабая история Шивы сработала. А почему бы не сработать то? Но давайте по порядку.

Глобальный конфликт машет ручкой, хотя нет не машет, ведь он тут умер и похоронен под яблоней.

Локальный конфликт, с одной стороны полная копирка с первого боя, где ребята просто хотят от души побить морды, и это ещё сильная его сторона  ведь  с другой у нас противостояние я даже не знаю, гедонизма и ответственности?

Вот есть Райден, который всегда хотел просто драться во всю силу и на Рагнарёке он это получил. Всё. На этом можете о нём забыть.

С другой стороны у нас Шива, который напротив всегда хотел спокойной жизни, хотел танцевать и хотел помочь своему другу, но в этих попытках взвалил на себя ответственность за весь свой пантеон и теперь несёт её. Чёрт да у него, в отличие от Райдена даже есть связь с его группой поддержки. Вот и всё.

ШЕСТОЙ БОЙ
Зерофуку vs Будда

Естественно после такого нужна срочная реанимация и этот бой нам её обеспечит. Так как Будда – шикарен и это не обсуждается, это верно как для оригинальной мифологии, так и для интерпретации «Повести».

Глобальный конфликт встречается с интересной ситуацией – Бог решил сражаться за человечество. Это был самый ожидаемый неожиданный поворот, так как Будда не Бог[5]. Более того Будда самый свободный из людей, его не сковывает ничего: ни чужая воля, ни собственные страсти – он Просветлённый. И тут самое время перейти к рассмотрению внутреннего конфликта.

Позволю побыть себе ленивым и описать это чужими словами: «Некто спросил Линь Цзы: "Что такое мать?" "Алчность и страсть есть мать, - ответил мастер, - Когда сосредоточенным сознанием мы вступаем в чувственный мир, мир страстей и вожделений, и пытаемся найти все эти страсти, но видим лишь стоящую за ними пустоту, когда нигде нет привязанностей, это называется убить свою мать!.."»[6].

Будда, свободен от страстей, предубеждений и, что немаловажно, от доктрин, потому он способен действовать самостоятельно. И потому он видит вещи такими какие они есть, например – понимает, что нельзя сделать человека счастливым, ведь только сам человек может создать своё счастье. В этом он полностью противопоставлен Зерофуку, который старался сделать всех счастливыми, но провалился из-за чего озлобился на мир и, в частности, на Будду, который показал ему ложность этого пути. При этом сам Будда, до последнего не питает к Зеро негативных эмоций и вместо того чтобы просто уничтожить его, на что ему с лихвой хватало сил, Будда делает то, что должен – уничтожает несчастье и учит людей своему пути, он пытается открыть ему глаза..[7]

Моральную битву Будда получает чуть ли не легче чем победу физическую, но это было бы слишком просто.

Хаджун vs Будда

Перед нами Мара – демон кошмаров, древний как экскременты динозавров, укоренившийся в славянской, европейской, буддийской и прочих мифологиях, более того корень -мара-, обозначающий его сохранился в огромном количестве языков: тут вам и кошМАР, и nightMARE. Конкретно это – Мара Папияс, в Японии также называемый Хаджун, и наиболее известен как Демон-повелитель шестого неба - демон-искуситель, возглавляющий царство богов и соблазнявший Будду Гаутаму. В оригинальных мифах Мара пытается соблазнить Будду и не дать ему достигнуть просветления. Тут же он играет схожую роль, пытаясь заставить Будду сдаться и усомниться в своём пути, не получилось.

Вообще бой с Хаджуном менее глубок, чем бой с Зеро, несмотря на то, что он длиться намного дольше. Мне кажется, что авторы придумали отдельно интересный конфликт с Зеро и отдельно интересную битву с Хаджуном и не смогли его в полной мере связать.

СЕДЬМОЙ БОЙ
Аид vs Цинь Шихуанди

Этот бой также скорее способен порадовать интересным боем чем интересными смыслами, но я поделюсь всем что смог наскрести.

Глобальный конфликт находится в состоянии стазиса, на самом деле, это происходит ещё с момента четвёртого боя, но если раньше были хоть какие-то подвижки с этого момента, глобальный только двигается по шкале уважение к людям – презрение и желание мести. Так бой Райдена повысил уважение, а смерть Старшего брата Богов – Аида вызвало желание мести.

Личный конфликт, также сбавил обороты, но не до уровня пятого Боя. У нас тут битва Старшего брата Богов и Короля королей. Один всегда был обожаемый своими собратьями, второй долгие годы терпел унижения, но всё равно не отвернулся от человечества. Оба связанны обещаниями. А Цинь ещё и продвигает своё понимание роли Короля. Бой без сомнения интересный, но иногда просто не в чем копаться.

ВОСЬМОЙ БОЙ
Вельзевул vs Теслы

А вот здесь есть о чём поговорить. Сразу обозначу что глобальный конфликт всё ещё не разморозился и перейду к самому главному.

Битва магии и науки и кое-что ещё. О, да! Я был в недоумении, почему для этого сражения выбрали Теслу, будем честны – эта фигура очень спорная, вокруг неё множество мистификаций, часть из которых возвели вокруг него, а часть возвёл он. Хотя от этого никто и не застрахован. Но все вопросы отпали у меня, когда я прослушал его затянутый и немного раздражающий монолог. Это не просто битва науки и магии, о чём кричат даже образ героев: автоматон и типичный чернокнижник с посохом. Это битва фатализма и отчаянья Вельзевула с верой в светлое будущее и неотвратимую силу науки Теслы. И никто не подходит на эту роль лучше чем открытый самым смелым фантазиям Тесла. И это уже третий случай когда моральная победа оказалась на стороне проигравшего битву. Так даже перед смертью Тесла провозгласил неизбежность прогресса.

ДЕВЯТЫЙ БОЙ
Аполлон vs Царя Леонида

Наиболее простой личный конфликт в принципе. Но в отличии от боя Шивы он хотя бы есть. Вроде как. С одной стороны у нас дикая первозданная и маскулинная природа Короля Спарты, а с другой возвышенность, граничащая с высокомерием. Оба бойца перегибают планку и несмотря на то что Леониду удалось приземлить Бога Солнца и прибавить ему недостающей простоты и грубости на деле мы имеем первую моральную ничью.

Плюсы и минусы

К важнейшим плюсам произведения я бы отнёс:

Дизайны персонажей. Одна из лучших вещей, которая вообще есть в  данном произведении. Персонажи уникальны, интересны, запоминающиеся и насколько это возможно далеки от типичных для японцев дизайнов.

Бои. Настоящая жемчужина. За редким исключением все сражения строятся на многоходовках и невероятной адаптации героев под ситуации. За один только первый бой неожиданных поворотов больше чем в каком-нибудь «Наруто» во всём первом сезоне.

Подоплёки боёв. Как это свойственно аним – каждый бой не только обмен ударами, но и моральное противостояние. И зачастую победа в одном не гарантирует победу в другом.

Загадки. В произведении есть как нарративные загадки так и визуальные. Вы можете получить как удовольствие от расскрытия очередного куска пазла в планах персонажей, таких как Брунгильда или Один, так и от расскрытия дизайна очередного персонажа.

Разнообразие: Произведения затрагивает всю историю человечества и большой пласт мифологии народов мира, так что вы будете видеть множество совершенно разных героев, характеров, орудий и стилей сражения.

Говоря о минусах стоит отметить:

Исчезающее разнообразие. Да я сказал про разнообразие, но нельзя не отметить, что в последнее время оно немного урезается, так у Будды, Зерофуко, Аполлона и Леонида по сути своей одинаковое свойство оружия – трансформация. Да условия немного отличаются, но суть таже.

Неравномерность. Понятно, что нельзя все бои и конфликты выписать одинаково удачно, но тут это прям сильно выделяется. Так есть шикарные в плане подтекстов бои Адама, Джека и Циня, а есть бой Райдена. Длинные бои Сасаки, Циня и Будды, а есть короткие бои Леонида и Теслы. Эта неравномерность удручает.


[1] И что самое безумное, де-факто, он уже мёртвый почти победил самого Зевса.

[2] Да, на эту роль больше бы подошёл Один. Всеотец, как-никак, да и манга берёт множество элементов, пусть, в основном визуальных, из скандинавской мифологии.

[3] К слову, я вот сейчас глянул на перечень бойцов со стороны Богов и понимаю, что кроме Зевса, которому безбожно подыгрывали авторы, реально противостоять Адаму мог только наш двойной агент Будда, Хаджун, и заочно я бы дал такую возможность Одину. Какой-нибудь Посейдон, и тем более Шива, были бы уничтожены.

[4] Да, его спин-офф, немного меняет ситуацию, из-за дополнительной сцены с Анной, но суть это меняет мало, так как и там он её слова воспринял скорее как то, что ему есть кого пустить на фарш с красивым цветовым шоу.

[5] Кстати, на некоторых ресурсах, вплоть до англоязычной вики по «Повести» натыкался на утверждения, вроде: «Будда пошёл против просьбы Зевса и сражается за Людей, несмотря на то, что согласился на это (выступление на стороне Богов ранее). Мы понятия не имеем по какому принципу отбирались Боги для сражения на Рагнарёке, тому же Аполлону просто пришли и сказали: «Ты будешь сражаться». Так что про предварительно согласие Будды мы говорить не можем, а если речь идёт про то что было в кадре, так там Зевс просто попросил Будду выйти и сражаться в следующем раунде, про сторону не говорилось, так как это казалось само собой разумеющимся (К слову, если продолжать мысль о предварительном согласии то Будде ничего не мешало сказать, что-то вроде: «Я буду участвовать в Рагнарёке». Опять же без указания стороны). Будда согласился и сразился. Вот только сторону он волен выбирать сам.

[6] Это наиболее простой способ описать суть стоящего перед нами Будды, так как она использует собственно буддистские положения, причём положения одного из направлений чань-буддизма, Школы Линьцзи, которая стала основой для одной из двух наиболее популярных школ японского буддизма – Риндзай. Т.е. если авторы опирались на каноничные тексты, то с большой долей вероятности это был Риндзай, разумеется помимо Буддизма Чистой Земли, который является родственным всем направлениям дзен-буддизма.

[7] Для меня это чем-то напоминает бой Джека и Геракла, в плане того, что авторы опять сталкивают мировоззрение персонажей в контексте любви, только в этот раз любви к самому себе.

Четвёртая часть.

Аниме

36.4K пост7.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Соблюдайте правила Пикабу;

- NSFW контент запрещен, для него есть отдельное сообщество;

- Ставьте верные теги, подробнее читайте в этом посте.

- Пожалуйста, не оставляйте необоснованные негативные комментарии о тематике сообщества;

- По вопросам работы модераторов сообщества Вы можете обратиться к @admoders