Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa"

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост

История создания


Боевой опыт полученный во время Первой китайско-японской войны 1894-1895 годов убедил IJN в недостатках философии "Молодой школы" , которая убеждала в необходимости торпедных катеров и быстроходных крейсеров вооруженных достаточно сильным оружием, что бы топить тяжело бронированные корабли. Япония обнародовала программу по модернизации и увеличению своего флота для подготовки к дальнейшим конфликтам. В рамках этой программы предполагалось построить в течении 10 лет, 6 линейных кораблей и 6 броненосных крейсеров. Деньги на постройку кораблей, были выделены за счет репараций, которые Китай выплачивал после поражения в Первой китайско - японской войне.


24 января 1899 г в Барроу, на верфи фирмы Виккерс, был заложен последний броненосец программы 1896 г, а спустя почти 4 года был спущен на воду эскадренный броненосец первого класса "Микаса". Броненосец вошел в строй 1 марта 1902 г., а в конце 1902 г. по окончании испытаний с японским экипажем


"Микаса" стал вторым эскадренным броненосцем, спущенным на воду на верфи Виккерса в течение последних двух лет девятнадцатого столетия и сорок седьмым военным кораблем, построенным "Naval Construction Works" в Барроу, оказавшись по окончании постройки самым большим и сильно вооружённым броненосцем Японии и одним из самых мощных кораблей мира.

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост

По своим водоизмещению, вооружению и размерам он был близок к броненосцу "Асахи", имея очень схожий силуэт, но существенно отличался от него системой бронирования и качеством защиты. Сначала предполагалось, что главную броневую защиту на корабле составит полный пояс из гарвеированной никелевой стали, изготовленной фирмой Виккерс, но позже уточнилось, что броня была поставлена крупповская, то есть ещё на 16% прочнее (по другим данным, на 20%). Корпус корабля более продуманно, чем у "Шикишима", делился многочисленными водонепроницаемыми переборками на отсеки, что улучшало конструктивную защиту при возможных повреждениях от торпедных атак или несчастных случаев, хотя это его не спасло от случайностей.


Карьера


После появления "Микаса" в составе японского флота броненосцы разделялись на четыре группы: в первую входил весьма хорошо защищённый "Микаса", во вторую "Асахи", "Хатсусе", "Шикишима", в третью - "Фудзи" и "Яшима", в четвертую - устарелые "Чин Иен" и "Фусо". Таким образом, к началу 1903 г. броненосный флот Японии из шести новых кораблей и двух устаревших уже был сосредоточен в ее водах, и на боевую подготовку до начала их вступления в войну оставался еще целый год. Корабль являлся флагманом адмирала Того.


В начале русско-японской войны "Микаса", был введен в состав 1-го отряда 1-го флота . Он участвовал в битве за Порт-Артур 9 февраля 1904 году, когда адмирал Того привел флот для первой атаки на корабли Тихоокеанской эскадры, стоящих на якоре недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что его внезапная ночная атака на русские эсминцы будет гораздо более успешной, чем это было на самом деле и ожидал увидеть их дезорганизованными и ослабленными, но русские уже ожидали их и были готовы к его атаке. Еще на подходе к Порт-Артуру японские корабли были замечены крейсером 2го ранга "Боярин", который патрулировал нейтральные воды и успел предупредить оборону русских. Того решил атаковать русскую береговую оборону из основного калибра, а огонь вспомогательного калибра направить на русские корабли. Это разделение огня оказалось плохой идеей, поскольку японские 8-дюймовые (203 мм) и 6-дюймовые орудия нанесли очень малый ущерб для русских кораблей, которые сконцентрировали весь свой огнь на японских кораблях, добившись большей эффективности. Несмотря на большое количество судов получивших повреждения с обеих сторон, потери в личном составе были минимальными, русские потеряли всего 17 человек, в то время как на японском флоте пострадали 60 человек, убитыми и ранеными. В "Микаса" попали 2 10-дюймовых снаряда во время перестрелки, ранив семерых членов экипажа.

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост

Корабль участвовал в операции 13 апреля, когда Того успешно выманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Степана Макарова с флагманским линкором "Петропавловск". Когда Макаров заметил пять линкоров 1-го дивизиона, он повернул назад в Порт-Артур и "Петропавловск" подорвался на минном поле заложен японским флотом предыдущей ночью. Русский линкор затонул менее чем через две минуты, погибли 667 человек, в том числе и вице-адмирал Макаров. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальнобойные бомбардировки, которые убедили русских, поставить дополнительные минные поля, на которых затонуло два японских линкора в следующий месяц.


Во время сражения в Желтом море 10 августа "Микаса" был в голове колонны японских линкоров и был одной из основных целей для русских кораблей. Во время боя в корабль попали около 20 раз, 2 из которых повредили кормовую 12-дюймовую орудийную башню, потеряв в этом бою 125 человек среди экипажа. В свою очередь "Микаса" сконцентрировал огонь на линкорах "Полтава" и "Цесаревич", хотя оба корабля были лишь слегка повреждены японскими снарядами, которые обычно не смогли пробить броню и взрывались при ударе. После боя "Микаса" нуждалась в ремонте всех башен главного калибра, а также замене треснувших бронеплит.


...по сведениям английского журнала "Engineer", оказывается, что флагманский корабль адмирала Того броненосец "Микаса" едва не погиб в сражении. 12-дюймовым снарядом на нём оторвало у самой ватерлинии один лист наружной обшивки, и через образовавшееся отверстие вода сильным потоком хлынула внутрь корабля И только благодаря абсолютному штилю можно было наложить пластырь и остановить течь.


В цусимском сражении


27 мая 1905, "Микаса" вновь возглавил японский флот в Цусимском сражении. В начале боя корабль открыл огонь русскому флагману "Князь Суворов" , в 14:10 году к нему присоединился линкор "Асаши" и броненосный крейсер "Адзума". В течение часа японские корабли вели сосредоточенный огонь, на борту "Князь Суворов" начался серьезный пожар, был тяжело ранен командующий флотом вице-адмирал Рожественский, выведены из строя задние 12-дюймовые орудийные башни, и повреждено рулевое управление, из за чего броненосец вышел из строя вправо. Эскадра осталась без флагмана. Строй возглавил "Александр III". В это время "Микаса" как флагман и ведущий кильватерной колонны, попал под сосредоточенный огонь кораблей русского флота, в него попало 6 12-дюймовых и 19 6-дюймовых снарядов. Впрочем сильных повреждений броненосец не получил. В 18:04 12-дюймовый снаряд взорвался в стволе правой пушкой носовой башни, повредив орудие и выведя из строя левое орудие до 18:40 года. Ещё один 12-дюймовый снаряд взорвался в том же орудии на 2 часа раньше, не нанеся ни каких повреждений. Одна 6-дюймовая пушка вышла из строя после 19 выстрелов, из других повреждений корабельного вооружения была еще одна 6-дюймовая пушка, которая была выведена из строя удачным попаданием русского 6-дюймового снаряда в орудийный порт. За время боя броненосец выпустил 124 12-дюймовых снаряда, больше, чем любой другой корабль, кроме Асахи, результат которого 142 снаряда. В общей сложности, в "Микаса" попали более 40 раз во время боя, в том числе 10 12-дюймовые и 22 6-дюймовых снарядов, но ни один из них не нанес серьезных повреждений. Точного количества убитых и раненых на "Микаса" не известно. По японский источникам броненосец потерял 110 человек убитыми и 590 ранеными во время боя.

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост

Служба после Русско-японской войны.


Через шесть дней после подписания Портсмутского договора, положившего конец войне, в ночь на 12-е сентября 1905 г. "Микаса"после взрыва и пожара, затонул в Сасебо. Погибло 250 (по другим данным, 114 чел.), и оказались ранеными 340 человек. Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м, и первую неудачную попытку поднять его сделали 25 декабря того же года. Вторая попытка состоялась 16 января 1906 г., третья - 23 июня, но, увы, так же безрезультатно. Тогда спасатели приняли решение отказаться от применявшихся ими ранее способов подъема и окружить весь броненосец стенкой из свай, сделав тем самым импровизированный док, откачать из него воду и затем произвести необходимые работы по тщательной заделке корпуса корабля. После исполнения этой трудоемкой операции 14 августа 1906 г. была предпринята последняя четвертая попытка его подъема, увенчавшаяся успехом.


Главными повреждениями корпуса оказались пробоина длиной примерно 25 м в кормовой части и еще десять небольших пробоин с обоих бортов в других частях. Проведенное следствие опровергло предполагавшуюся версию о гибели корабля в результате намеренного его затопления частью личного состава в виде протеста против заключения мирного договора с Россией. Следственная комиссия предположила, что, вероятнее всего, корабль погиб от двойного взрыва кормового артиллерийского погреба, вызванного возгоранием боезапаса, и последующей за возгоранием детонации одной из торпед.

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост

После подъема броненосец восстанавливали до 24 марта 1908 г. и ввели в строй 24 августа 1908 г. На протяжении его восстановления в 1907-08 гг. "Микаса" был перевооружён. На нем установили 305-и 152-мм сорокапятикалиберные пушки британского производства, поставленные фирмой Армстронга.


Во время первой мировой войны "Микаса" нес службу по защите своего побережья, дежуря в Майдзуру, в 1914-15 гг., входил в состав второй дивизии второй эскадры в 1915-16 гг., а в 1917 г. его перевели в пятую эскадру. В 1918 г. броненосец снова находился в Майдзуру, возможно, проходя при этом ремонт. Принял он участие и в поддержке операций японских интервентов в Советской Сибири, придя в 1921 г. во Владивосток. 16 сентября 1921 г. линейный корабль "Микаса" в тумане, направляясь во Владивосток от северной оконечности Сахалина, сел на камни к югу от острова Аскольд (в 30 милях на юго-запад от Владивостока). Положение было столь опасным, что спасение считалось невозможным, и только десятью днями позже, 26 сентября, благодаря сильному шторму его удалось снять с камней, отвести в док во Владивосток под конвоем броненосца "Фудзи" и броненосного крейсера "Касуга".


Хотя "Микаса" и три его предшественника были еще вполне сильными кораблями и имели достаточно исправные механизмы, вскоре и они оказались непригодными для службы в первой линии. По условиям Вашингтонского договора 1922 г. в том же году "Микаса" исключили из списков флота и разоружили.


12 ноября 1926 г. "Микаса" превратили в корабль-памятник. Его завели в специально вырытый и заполненный водой котлован у акватории порта Йокосука, который затем засыпали землей до ватерлинии. Там его попытались привести в первозданный вид, и с 26 ноября 1926 г. до 1945 г. броненосец сохранялся как реликвия. После второй мировой войны на броненосце демонтировали орудия и надстройки, но оставшийся корпус разобрать оказалось непросто, и так он простоял до 20 января 1960 г. Затем его снова начали восстанавливать. 27 мая 1961 г. эти работы закончили и "Микаса" снова стал памятником японскому флоту и адмиралу Того в битве при Цусиме. На нем до сих храниться рулевой штурвал "Варяга"

Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост
Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост
Эскадренный броненосец японского флота "Mikasa" Броненосец, Флот, Корабль, История, Море, Япония, Легенда, Микаса, Длиннопост