Эрих Фромм "Искусство любить"

Эрих Фромм "Искусство любить" Искусство, Любовь, Эрих Фромм, Длиннопост

Любовь – понятие очень сложное и многозначное. Что только не называют этим словом, кто только не пытается дать любви четкое определение и очертить ее границы. «Искусство любить» - очень удачный шаг в этом направлении. Я твердо убежден, что каждому человеку не помешает прочитать эту книгу – возможно, для кого то она станет настоящим откровением, а кто-то другой увидит в ней то, что и сам давно осознал и понял. В любом случае, философия и мировоззрение Эриха Фромма в нашем мире товарно-денежных отношений – это как глоток свежего воздуха.
Обывателю быть может показаться, будто о любви он знает многое, про нее он: читал, переживал, обсуждал и смотрел кино. И как бы не было, книга откроет ему глаза на некоторые моменты и заставит переосмыслить весь опыт. Потому что ее основополагающая цель не развитие романтического мышления, а духовный рост и взросление читателя. Ибо самая великая любовь не спасет тебя, покуда есть в тебе внутренние изъяны. Если в тебе есть трусость, слабость, страх перед жизнью, отсутствие внутреннего единства со всеми людьми и готовности им открыться – не светит тебе ничего, кроме более-менее приятных поверхностных отношений в рамках потребительского общества и в лучшем случае того типа любви, который Фромм зовет «Эгоизм вдвоем».
По Фромму, любовь – это не случайное романтическое переживание, но акт силы, воли и отваги. Взросление личности и есть путь обретения силы наивысшего удовольствия – способности дарить свою силу другим. На мой взгляд, зрелость приходит тогда, когда ответственность за других воспринимается не тяжкой обязанностью, а большой радостью; радость же эта, любезно подсказывает нам автор, коренится в сознании собственной высокой жизнеспособности.
Фромм долго и подробно анализирует формы распада любви в современном обществе. В принципе, все эти формы можно свести к двум особенностям: неглубокий душевный контакт при глубоком желании защититься от одиночества. Прекрасно описание сентиментальной любви, когда партнеры могут переживать сильнейшие чувства и душевные потрясения, просматривая вдвоем фильмы, но при этом остаются чужими друг другу людьми. Так можно успешно прожить друг с другом лет шестьдесят и скончаться в счастливом браке, но так и не заметить, что рядом с тобой жило невероятно сложное и глубокое создание Бога, в которое можно погружаться, как в бездну, день за днем и год за годом. Обычно это, впрочем, соседствует с аналогичным непониманием собственной сущности и нежеланием подобных подводных прогулок. Вот ведь загвоздка: желание есть, и глубочайшее (как сказал мне один мудрый человек, главная потребность человека – жить в поле любви), однако то ли сил на это не хватает, то ли отваги, то ли и так всё вроде неплохо, а между тем все программисты знают: работает – значит, ничего не трогай и ничего не меняй. (Кстати, в самом начале книги Фромм подробно объясняет, как, Huxley-like, создается впечатление этого «неплохо» путем организации рабочего времени и досуга большинства граждан развитых государств.) Отваги на это нужно много, очень много, и чтобы по-настоящему встретиться с душой другого человека, надо сначала повстречать собственную и посмотреть ей в глаза: см. выше про внутренние изъяны. А честность далеко не всегда приятна, и рост приносит отнюдь не только удовольствие. Один радикальный психолог резюмировал коротко: к развитию побуждает боль, вызванная собственным несовершенством. Возможно, в свете этих рассуждений обретает смысл самое загадочное утверждение Фромма: сильное чувство обязательно пробуждает такое же сильное чувство в объекте симпатии. Я не уверен, что Фромм ясно понял, что сказал, хотя / а потому и стал сразу цитировать древнюю поэзию (за что вообще люблю психоаналитиков – они никогда не переоценивают значение логического восприятия в ущерб интуитивному, а поздние так и вовсе склоняются к восточной диалектике). Так вот Фромм, мне кажется, не об этом, а о том, что в подлинной реальности подлинный порыв никогда не остается без ответа.
PS - Единственная проблема всех, так или иначе считающие себя философами это то, что они гребут все религии [Глава – Любовь к Богу] под одну гребенку, это показатель высшей степени чванства, не профессионализма, либо обыкновенной лени.
TELEGRAM
Понравилась статья?
Нет отметокНет комментариев