Эксперименты ЦРУ по "промыванию мозгов"

Эксперименты ЦРУ по  "промыванию мозгов" ЦРУ, Холодная война, Психология, Наркотики, Исследования, Длиннопост

Исследованиями в области воздействия на мозг и психику человека разведывательные службы США начали активно заниматься со времён второй мировой войны. Хотя, такие разработки как, например, применение в военных целях гипноза, были начаты значительно раньше. Так, ещё в начале 1930-х годов руководитель отдела психологии Колгейтского университета Дж. Эстабрукс систематически сотрудничал с военными властями США в качестве советника.

Перед ним были поставлены конкретные задачи. Во-первых, найти способ воздействия на человека, чтобы под влиянием гипноза он мог совершить убийство. Во-вторых, под влиянием гипноза запрограммировать в сознании человека или группы людей необходимость в случае экстремальных условий совершить террористический акт, пренебрегая собственной жизнью и чувством самосохранения.

Исследования активизировались с началом второй мировой войны. Известно, что в 1943 году медики СС и гестапо проводили эксперименты с применением препарата мескалина, получаемого из эссенции пейотового кактуса. Опыты проводились над заключёнными, в первую очередь русскими, в концентрационном лагере Дахау. Цель — найти средство подавить волю, парализовать психику человека, изменить его поведение в нужном направлении. Опыты с мескалином проводил Курт Глетнер. В результате экспериментов одни подопытные становились буйными, другие — злобными, третьи — подавленными, но запланированных изменений психики добиться не удалось.

В это же время Управление стратегических служб США занималось подобными вопросами. Эксперименты велись с наркотиками, под воздействием которых человек мог бы говорить правду о том, что ему необходимо было скрыть. Программой руководил доктор Винфред Оверхолсер, директор госпиталя св. Елизаветы в Вашингтоне.

Весной 1943 года группа Оверхолсера усиленно исследовала ряд препаратов: мескалин, барбитураты, скополамин. Не обошли вниманием и марихуану. Эти эксперименты проводились в тесном сотрудничестве с группой проекта «Манхеттен» (разработка ядерной бомбы).

Поначалу марихуана не оправдывала возлагаемых надежд — испытуемый не становился «искреннее» и никак не соглашался выдавать секреты. Выход нашли случайно — смешали марихуану с обычным табаком и закрутили в сигарету. И этот дедовский способ дал результат. Курящий человек приходил в состояние невменяемости. У него возникала потребность в общении, появлялась болтливость, а, следовательно, и возможность раскрыть секреты. Сегодня миллионы любителей «покурить травку» даже не подозревают, что  возможность «расслабиться» им подарили американские «рыцари плаща и кинжала».

После победы над нацизмом американские спецслужбы вывезли из Германии многие документы, относящиеся к вопросам секретных исследований поведения человека. Во время Нюрнбергского процесса правительство США снарядило специальную группу медиков и учёных, которым было вменено в обязанность: тщательно и подробно (не раскрывая при этом интереса перед другими делегациями) фиксировать все, что относится к данной тематике.

Полученный материал оказался весьма обширным. Сразу же было создано «Подразделение 19», которое возглавил бостонский промышленник Стэнли Ловелл. Эта спецгруппа организационно входила в состав другой структуры — Национальной комиссии по оборонительным исследованиям. Группе вменялась в обязанность — используя полученные немецкими и японскими учеными результаты, за короткий срок создать всевозможные препараты для особо засекреченной американской агентуры, находившейся за пределами США. Началась активная разработка оружия специального назначения: химических, биологических и психологических средств воздействия.

Проект «Синяя птица» / Blue Bird

Летом 1949 года в ЦРУ, которое стало преемником упраздненного УСС, было создано Управление безопасности под руководством полковника Шеффилда Эдвардса. Его основной задачей стало создание небольших мобильных групп по ведению допросов. Допросы проводились не только с подсудимыми, но и с кандидатами в разведслужбы. В своем составе каждая группа имела психиатра, психолога-эксперта по проверке с помощью «полиграфа» и техника.

Этот проект в высших эшелонах ЦРУ получил кодовое название «Синяя птица». 20 апреля 1950 года директор ЦРУ контр-адмирал Роскоу Хилленкоттер утвердил представленный проект, и с этого дня он получил силу закона для всех сотрудников. Таким образом, было официально санкционировано применение в разведывательной деятельности детекторов лжи.

Руководство ЦРУ поручило Эдвардсу вновь досконально изучить документы Нюрнбергского процесса, содержащие сведения о фашистских методиках пыток и допросов. Контрразведчики из Управления безопасности, у которых был опыт оперативной работы, но не было специальных знаний, и специалисты из Управления разведывательной информации по вопросам науки, у которых были специальные знания, но не было оперативного опыта, совместно изучали секретные документы.

ЦРУ поставило перед ними определенные цели: найти средства и добиться такой степени контроля над человеком, когда он будет исполнять приказания против своей воли и даже вопреки инстинкту самосохранения. Задача состояла в том, чтобы «запрограммировать» человека на определенные действия так, чтобы в нормальном состоянии он ничего не подозревал. «Программа» должна была включаться при предъявлении ключевого сигнала (условной фразы).

Общая схема «программирования» выглядела следующим образом.

Первый этап — депривация. Субъект на длительное время лишается сна, пищи, тепла, подвергается психологическому давлению.

Второй этап — наркотики. После того, как субъект достаточно утомлен и его самоконтроль ослаблен, ему дают наркотические препараты для повышения суггестивного (внушающего) эффекта.

Третий этап — сеанс гипноза. Кодирование субъекта на выполнение тех или иных действий.

Четвертый этап — амнезия (забывание).

Пятый этап — восстановление. Через некоторое время, когда человек отдохнёт, ему предъявляют условный сигнал. Субъект должен выполнить действия, которые заложил в него гипнотизёр. Если опыт оказывается неудачным, процесс повторяется сначала.

В июне 1950 года группа специалистов направилась не в Европу, как было задумано первоначально, а в Японию. В это время началась война в Корее и под рукой оказалось достаточно «материала» — корейских военнопленных, на которых должны были проверяться теоретические выкладки. Был дан приказ: ни при каких обстоятельствах не разглашать цель приезда даже американскому военному командованию.

Над военнопленными были проведены эксперименты с препаратом амитала натрия с бензедрином и другим стимулирующим веществом — пикротоксином. Параллельно велись опыты по вызыванию амнезии (стойкого нарушения памяти) и подавлению самоконтроля немедикаментозными методами. Однако ожидаемых результатов достигнуть не удалось.

В конце того же года программу «Синяя птица» возглавил сотрудник Управления безопасности ЦРУ Морзе Аллан. К тому времени стало понятно, что натренированный человек легко может обмануть полиграф. Поэтому Аллану было поручено сделать «суперполиграф», который можно бы было вмонтировать в кресло, диван, письменный стол и т.п., чтобы человек не мог даже предполагать, что сев, например, в кресло, он автоматически подключается к детектору лжи.

Под руководством Аллана был изобретен аппарат, названный «Электросном». Аппарат позволял привести человека в измененное состояние сознания, подвергая подопытного электрошоку или легкому сотрясению мозга. В принципе, «Электросон» был одобрен и рекомендован для применения. Правда, руководство ЦРУ сделало маленькую оговорку: «кадровых сотрудников ЦРУ на аппарате проверке не подвергать». Дело было в том, что, как определили специалисты, электрошок может вызывать амнезию, а это значит — вывести из строя сотрудника.

«Электросон» оказался превосходным инструментом для пыток — если регулятор электрошокового напряжения ставился на определенные деления, человек начинал испытывать мучительную боль. Именно это и заставляло многих «пациентов» заговорить.

Применяя на допросах целый комплекс технических средств, учёные ЦРУ, после многоразовых опытов над сотнями людей пришли к выводу — длительное воздействие электроимпульсов может довести «пациента» до состояния животного. Руководитель программы Аллен в своей докладной записке на имя начальника Управления разведывательной информации писал: «Если конечным результатом воздействия электрического тока будет превращение человека в животное, то, безусловно, возникнут возражения против таких методов. Надо искать иные пути».
Пути были найдены. В 1952 году ЦРУ, в рамках проекта «Синяя птица», выделило средства для разработки т.н. «нейрохирургических методов» воздействия на поведение человека. Было также внесено предложение: в процессе экспериментов применять ультразвук, вибрацию, высокое и низкое давление, использовать различные газы, жару и холод, яркость света и другие средства.

Продолжение следует_____>