Экскурсия по ледоколу "Красин". Часть 1.
Часть 2 тут https://pikabu.ru/story/yekskursiya_po_ledokolu_krasin_chast...
Пять лет назад я написал этот пост для ЯПа, но тема тогда почему-то не очень зашла. В этом году я снова посетил Питер и с превеликим удовольствием прогулялся по тем местам где бывал ранее, в том числе дотопал и до «Красина». В общем решил я перепостить самого себя, но уже для аудитории Пикабу. Все писано мной собственнпалечно, часть материала взято из Википедии, фото по большей части собственные (несколько фото взяты с просторов). Продолжаем.
Ледокол «Красин» был построен в 1916 году (три года назад этот дедушка отметил 100-летний юбилей) на английских верфях по заказу ВМФ Российской империи. 1 октября 1916 года судно вошло в строй ВМФ Российской империи под именем «Святогор». Проект судна практически полностью идентичен проекту ледокола «Ермак», построенного в 1898 года.
По макету видно, что современный вид ледокола мало соответствует его первоначальному облику. В первоначальном виде вся палубная надстройка состояла из ходового мостика и штурманской рубки позади него. Нынешний вид ледокол приобрел лишь в 1956 году после глубокой модернизации
Ледокол на протяжении нескольких десятилетий был самым мощным ледоколом в мире. Основная его, рутинная, работа заключалась в проводке судов по Северному Морскому Пути, но есть в его истории и немало, по истине, героических страниц.
Во время первой мировой войны «Святогор» проводил суда с военными грузами в Архангельск, но его служба была недолгой, уже в 1918 году, для предотвращения прохода судов интервентов к Архангельску, ледокол «Святогор» был затоплен на мелководье Северной Двины. Интервенция была предпринята Англией — союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол (как оказалось для подъема судна нужно было всего лишь закрыть кингстоны и откачать воду из корпуса).
В 1921 году уже на тот момент Советское адмиралтейство предложило правительству Ангии выкупить ледокол. К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен. В 1927 году, в память о дипломате, решившим его судьбу, ледокол получил имя «Красин». И уже в 1928 году «Красин» прославился на весь мир, как спаситель итальянской арктической экспидиции Умберто Нобиле. Из всех спасательных судов под флагами шести разных государств наш «Красин» единственный сумел пробиться сквозь Пояс недоступности и спасти, оставшихся в живых, членов экипажа дирижабля «Италия».(данные события очень хорошо отражены в одном из моих самых любимых фильмов детства «Красная палатка»). На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени»
Во время Второй Мировой Войны «Красин» так же был мобилизован на защиту Родины. Ему была поставлена задача по проведению конвоев PQ-15 с лендлизовским грузом в Мурманск и Архангельск. На ледокол было установлено вооружение (зенитные пушки) и у судна появилась возможность защищаться от атак с воздуха. Так во время одной из атак на конвой PQ-15 на счету зенитного расчета ледокола «Красин» появилось два сбитых немецких самолета. В 1945 году ледокол был разоружен и стал, наконец, сугубо гражданским судном, которым остается и по сей день.
В настоящее время ледокол «Красин» является единственным в мире действующим ледоколом-музеем. Осмотрим его поближе.
1. С данного ракурса хорошо видна округлая форма его бортов – благодаря такому профилю корпуса ледокол, забираясь на льдину и проламывая ее собственным весом, раздвигает льды в стороны
2. Но есть и обратная сторона медали у такого козыря – очень плохая управляемость. Судно не слушалось руля, постоянно отклоняясь от курса
3. Корпус судна клепаный, электродуговую сварку тогда еще не изобрели
4. Поднимаемся по трапу
5. И попадаем на главную палубу судна, крытую тиковым дубом. С первых шагов по палубе проникаешься особой атмосферой героического судна, его богатой историей и традициями. Прямо по курсу в сторону носа судна видим запасной якорь весом 3,5 тонны. Два основных якоря абсолютно идентичны с ним
6. Посмотрим на него поближе. Можно даже потрогать, особо упорные пытаются отковырять кусочек на память
7. Проходим на нос судна
8. Рында! Ну разве можно пройти мимо такого чуда. В горящий на солнце корабельный колокол отбивают полуденный сигнал, который (сигнал), собственно, и носит название Рында. (при мне как раз отбили полдень)
9. Проходим дальше на правый борт. Видим спасательные шлюпки. Шлюпок на судне, так сказать, два комплекта. По каждому борту, и каждый рассчитан на численность, вдвое превосходящую экипаж. Сделано это для того чтобы в случае необходимости покинуть судно весь экипаж (56 человек) и возможно находящиеся на борту вынужденные пассажиры (арктическая экспедиция или ранее спасенный экипаж терпящего бедствие судна).смогли сделать это в полном составе с одного борта
10. Вид на шлюпки со шлюпочной палубы
11. Нас приглашают внутрь. Поскольку судно является действующим, поддержание порядка на нем происходи ежеминутно с исключительно флотским усердием. Все латунные части блестят как….как на судне…И горе сухопутной крысе по незнанию наступившей на коммингс
12. Но мы, таки, знаем морского закону, а потому аккуратно переступаем через него и попадаем на главную лестницу, которая проходит насквозь всю надстройку от трюма до ходового мостика
13. Спускаемся на нижнюю палубу
14. Тут нам показывают исторический фильм о «Красине». Я же начитавшись всего этого заранее просто бродил по коридору. Потолок кстати довольно низкий. Я со своими 190 см ходил втянув голову
15. Затем мы поднимаемся на главную палубу и нас приглашают в самое многозадачное по своему функционалу помещение – кают-компанию. Многозадачное потому что это одновременно и столовая для старшего офицерского состава и зал совещаний и клуб по интересам и место для торжественных мероприятий и много еще чего.
16. Во время общих собраний за этим столом собирался весь командный состав корабля. Во главе стола сидел капитан, в противоположном конце старпом, а между ними все офицеры в порядке старшинства. Во время качки в специальные пазы на столешнице вставлялись перегородки чтобы столовые приборы и прочие предметы не ездили по всему столу. Во время особо сильного шторма на стол стелили самоей действенное в таких случая морское изобретение – влажную скатерть
17. Если повернуть от входной двери налево можно попасть в зону отдыха, своеобразный «чилаут». Здесь можно было уединиться с собеседником и пообщаться на интересные приватные темы, почитать книгу, или послушать радиоллу. На фото виден макет того самого дирижабля «Италия» на котором Умберто Нобилле достиг Северного полюса
18. Поднимемся выше и заглянем в святая святых судна – каюту капитана. По площади она в общем-то не уступает кают-компании. Каюта разделена на три зоны, в которых капитан судна жил и работал (к слову сказать довольно комфортных для судна условиях). При входе попадаем в небольшую прихожую с зеркалом и вешалкой
19. Сразу за ней рабочий кабинет капитана. Здесь располагался его рабочий стол
20. И места для посетителей
21. Проходим дальше и попадаем в гостиную, это своего рода личная кают-компания капитана. Здесь он мог в более неформальной обстановке принимать гостей или заниматься какими-либо нерабочими «капитанскими» делами
22. Здесь как и в общей кают-компании стоит радиолла. Так же видно приспособление для удержания графина со стаканов во время шторма или качки
Продолжение в следующей части...