ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОДУКТИВНОСТЬ, НАВЫКИ И ПРИНЦИПЫ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ

Существуют основные принципы эффективной жизни, и подлинных успеха и счастья можно добиться, лишь научившись следовать этим принципам. Эти навыки основополагающие для уважающих себя людей, они обладают первичной значимостью, так как представляют собой систему принципов, на которых основаны счастье и успех.

У всех нас есть собственные парадигмы, их можно представить в виде карты местности. Понятно, что карта местности – это не сама местность. Это теория, объяснение или же модель чего-либо в зависимости от конкретной ситуации, в которую мы попали. От наших парадигм проистекают наши установки и наше поведение. То, как мы воспринимаем определённые вещи, становится источником того, как мы думаем и как мы действуем.

Для того, чтобы произвести в жизни хотя бы относительно небольшие перемены, достаточно заняться собственными установками и поведением. Если же необходимо значительное, качественное изменение, тогда придётся поработать над нашими основными парадигмами и совершить сдвиг этих парадигм.

Эффективность заключается в равновесии (балансе) Р/РС, где Р – желаемый результат, а РС – ресурсы и средства, позволяющие этот результат получить.

Навык 1. Проактивность.

Каждая из наших карт местности основывается на теории «раздражитель – реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, поставленными Павловым на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определённым образом реагировать на тот или иной раздражитель. Однако, наше отличие от собак заключается в том, что между раздражителем и реакцией у человека остаётся свобода выбора.

Первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, – навык проактивности. Он имеет особое значение, когда необходимо реагировать на раздражитель и пользоваться свободой выбора. Этот принцип предполагает, что наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения.

Сущность проактивный личности – это способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям. Реактивные люди движимы чувствами, условиями, обстоятельствами и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно отобранными и принятыми. На проактивных людей, конечно же, тоже воздействуют внешние факторы, но их реакция на этот раздражитель, сознательная или нет, является выбором, основанным на ценностях.

Определить степень нашей проактивности легко – требуется посмотреть, на что мы тратим основную часть своего времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений: здоровье, успех в карьере, служебные проблемы, финансовое состояние, любовные отношения, политические потрясение и так далее.

Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, и поместить их в круг забот. Если мы присмотримся к нашему кругу забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время как другие подвластны нашему влиянию. Те, что мы можем контролировать, можно объединить и поместить их в круг влияния внутри круга забот.

Проактивные люди фокусируют свои усилия на круге влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает круг влияния. Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Они фокусируют внимание на слабостях или проблемах других людей, на проблемах внешней среды, условиях и обстоятельствах, на которые они не в силах повлиять.

Проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки. Очевидно, что они находятся в нашем круге влияния. Это личные победы (навыки 1, 2 и 3). Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению наших методов влияния. Это общие победы (навыки 4, 5 и 6). Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют от нас лишь того, чтобы мы спокойно приняли эти проблемы и научились жить с ними, даже если это нам не нравится.

Необходимо отдельно рассмотреть две вещи из нашего круга забот, которые заслуживают серьёзного внимания: последствия и ошибки. Несмотря на свободу выбора своих действий, мы не обладаем свободой выбора последствий этих действий. Последствия (возможные ошибки) подчиняются естественному закону, они находятся в круге забот.

Если последствие нашего выбора нас не устраивает, мы называем этот выбор ошибкой. Проактивный подход к ошибке заключается в её быстром признании, исправлении и извлечении необходимого урока. Такой подход превращает неудачу в успех. Наибольший вред нам приносят не ошибки – чужие или собственные, – а наша реакция на них.

Навык 2. Конечная цель.

Начинать, представляя конечную цель, – значит начинать с чёткого осознания своего жизненного предназначения. Невероятно легко попасть в ловушку активности, расходуя всё больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, которую приставили не к той стене.

В большей или меньшей степени люди используют этот принцип в самых разных жизненных ситуациях: прежде чем построить дом, вы создаёте его детальный план; прежде чем отправиться в путешествие, вы определяете место назначения и наилучший маршрут; вы пишете текст своей речи, прежде чем произнести её.

Эффективность зависит не только от того, сколько усилий мы прилагаем, но и от того, в тех ли «джунглях» мы их прилагаем. Наиболее эффективный способ начать, представляя конечную цель, заключается в разработке положений личной миссии. Нам нужно понять, какими мы хотим быть, и что мы хотим делать, а также какие ценности и принципы положим в основу наших действий.

Для того чтобы составить положения личной миссии, мы должны начать с самого центра нашего круга влияния, где сосредоточены наши главные парадигмы – те призмы, через которые мы видим окружающий мир.

Помещая в центр нашей жизни верные принципы, мы создаём прочную основу для развития четырех жизнеобеспечивающих факторов. Жизнь, в центре которой находятся принципы, характеризуется мудростью, внутренней ориентированностью, источником которых являются точные карты, точное представление о том, что есть, что было и что будет.

Личная миссия – это не то, что можно написать за вечер. Она требует углубления в себя, тщательного анализа, продуманных выражений и множества переработок в поисках окончательного варианта. Могут пройти недели, даже месяцы, прежде чем вы полностью удовлетворитесь достигнутыми результатами, почувствуете, что у вас получилось исчерпывающее и сжатое изложение ваших сокровенных ценностей и устремлений. И даже тогда вы будете регулярно возвращаться к написанному, внося некоторые коррективы, по мере того как с годами будут изменяться ваши взгляды и обстоятельства.

Поскольку этот навык основан на принципах, он имеет широкое применение. Не только отдельные люди, но и семьи, коллективы и разного рода организации становятся значительно более эффективными, если они начинают, представляя конечную цель.

Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала.

Лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой: организуйте свои действия на основе приоритетов. Существует четыре уровня управления временем. Каждый его уровень основывается на предшествующем, давая нам все больше возможностей управлять своей жизнью.

Для первого уровня характерны записки и памятки, попытки как-то упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.

Второму уровню соответствует появление календарей и ежедневников. Это отражает попытку смотреть вперёд, планировать события и свою деятельность на будущее.

Третий уровень является отражением современной ситуации в сфере управления временем. К наследию предыдущих уровней добавляется важная идея расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел.

Сегодня многие перешли уже на четвёртый, совсем иной уровень. Теперь стало понятно, что термин управление временем на самом деле является неверным, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самим собой.

Таким образом, мы расходуем время одним из четырёх способов. Этот уровень можно представить в виде матрицы из четырёх квадратов.
1-й квадрат – важное и срочное,
2-й квадрат – важное и несрочное,
3-й квадрат – неважное, но срочное,
4-й квадрат – неважное и несрочное.

Эффективные люди держатся подальше от 3-го и 4-го квадратов, поскольку относящиеся к ним дела, пусть даже и срочные, не являются важными. Кроме того, эффективные люди уменьшают размер 1-го квадрата, проводя больше времени во 2-м квадрате. Всё, что мы делаем, происходит через делегирование – либо своему времени, либо другим людям. Если мы делегируем что-то своему времени, мы действуем в духе производительности, если же мы делегируем что-то другим людям, то действуем в духе эффективности.

Если правильно распределять дела на неделю, месяц либо любой другой отрезок времени, используя эту матрицу, можно добиться больших результатов в контексте эффективности.

Навык 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл».

«Выиграл/Выиграл» – это общая философия взаимодействия между людьми. Это одна из шести парадигм взаимодействия. Альтернативные парадигмы: «Выиграл/Проиграл», «Проиграл/Выиграл», «Проиграл/Проиграл», «Выиграл» и «Выиграл/Выиграл или Не связываться».

«Выиграл/Выиграл» – это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей друг с другом. «Выиграл/Выиграл» означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны и удовлетворяют обе стороны. Людям с установкой «Выиграл/Выиграл» жизнь представляется ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Мышление в духе «Выиграл/Выиграл» – это навык межличностного лидерства. Он предполагает использование в наших отношениях с другими людьми всех уникальных свойств человека – самосознания, воображения, совести и независимой воли. Он включает взаимное обучение, взаимное влияние и взаимную выгоду.

Суть подобных переговоров состоит в том, чтобы отделить человека от проблемы, сфокусироваться на интересах, а не на позициях, выработать взаимовыгодные варианты и настаивать на объективных критериях.

Представьте себе проблему с точки зрения другого человека. Выявите ключевые вопросы и заботы, имеющие отношение к проблеме. Определите, какие результаты обеспечат полностью приемлемое решение. Выявите новые возможные варианты достижения этих результатов.

Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым.

Умение общаться – самое важное умение в жизни человека. Но проблема многих людей в общении заключается в том, что они постоянно хотят, чтобы поняли и услышали именно их, абсолютно не желая понимать других. Поэтому, принцип «сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы.

Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. Они или говорят, или готовятся говорить. Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистрацию, отражение или даже понимание произносимых слов. При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но, кроме того, – и это гораздо важнее – вы слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете не только смысл, но и чувства. Вы «слушаете» поведение человека.

Поскольку мы слушаем, помня о своем прошлом опыте, опираясь на свою биографию, то реагируем обычно одним из четырех способов. Мы оцениваем – соглашаемся или не соглашаемся; выпытываем – задаем вопросы, исходя из нашей системы ценностей; советуем – даем рекомендации, отталкиваясь от нашего личного опыта; интерпретируем – пытаемся понять характер того или иного человека, объяснить его мотивы и поступки, основываясь на наших собственных мотивах и поступках.

Прежде чем поднимать проблему, прежде чем оценивать и советовать, прежде чем излагать свои идеи – постарайтесь понять. Это мощный навык эффективной взаимозависимости.

Когда мы по-настоящему, глубоко понимаем друг друга, мы открываем двери для творческих решений и третьих альтернатив. Различия между нами перестают быть непреодолимыми препятствиями к общению и развитию. Наоборот, они становятся ступенями, ведущими к синергии.

Навык 6. Достигайте синергии.

Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка – подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединённых вместе. Синергия – это суть лидерства, основанного на принципах. Попросту говоря, она означает, что целое больше суммы его частей.

Ключом к межличностной синергии является внутриличностная синергия, синергия внутри нас самих. Суть внутриличностной синергии воплощена в принципах первых пяти навыков (проактивность, осознание конечной цели, тайм-менеджмент, психология «выиграл/выиграл» и умение понимать), которые наделяют человека внутренней безопасностью, достаточной для того, чтобы, открывшись, не бояться стать уязвимым.

Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми – различия в менталитете, в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.

По-настоящему эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия и оценить богатейшие возможности, открывающиеся перед ним благодаря взаимодействию с сердцами и умами других людей. Опираясь только на собственный опыт, мы постоянно испытываем недостаток информации.

Синергия действенна. Синергия – это верный принцип. Она является высшим достижением всех предшествующих навыков. Синергия – это эффективность во взаимозависимой реальности. Это строительство команды, работа в команде, развитие сплоченности и творческого взаимодействия с другими людьми.

Навык 7. Затачивайте пилу.

Навык 7 – это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс – вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры – физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное.

Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на «затачивание пилы» – действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. В целях развития собственных РС мы должны сами оказывать на себя давление – до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится в полезную привычку – навык. Наши РС находятся в центре нашего круга влияния, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить их развития.

Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя. Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного «затачивания пилы» во всех четырех измерениях.

Физическое измерение предусматривает эффективную заботу о своем физическом состоянии: употребление правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные физические упражнения.

Обновление духовного измерения ведет к достижению лидерства, а значит, самым тесным образом связано с навыком 2. Духовное измерение – это ваша сердцевина, ваш центр, ваша приверженность собственной системе ценностей.

Постоянное, непрекращающееся обучение, тренирующее наш ум и расширяющее кругозор, ведет к жизненно важному интеллектуальному обновлению.

Обновление социально-эмоционального измерения, в отличие от других измерений, не требует специальных затрат времени. Мы можем осуществлять его в ходе обычного, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Но и для этого потребуются усилия.