Серия О художниках и картинах

Эдуар Мане и его муза

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Мадмуазель Викторина в костюме матадора" (1862) музей Метрополитен, Нью-Йорк


В неряшливой и явно потрепанной жизнью женщине, заканчивавшей свои дни в одном из городков недалеко от Парижа, меньше всего можно было заподозрить закатившуюся звезду Прекрасной эпохи. Бывшую уличную артистку, кафешантанную певичку, просто проститутку или алкоголичку – возможно, но ведь одно другого не исключает. Викторина Мёран прожила долгую и яркую жизнь, которая позже не раз попадала на страницы романов и была экранизирована.

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

Викторина-Луиза Меран, ок. 1865 из альбома фотографических портретов , принадлежащих Эдуарду Мане


О детстве Викторины известно мало что. Родилась в Париже в 1844 году. Отец был гравером, мать модисткой, дядя скульптором. Викторина хорошо играла на гитаре и скрипке, давала частные уроки музыки, пела в кафе-шантанах. Последнее в то время считалось для девушки занятием сомнительным, но все же не самым плохим. Из-за малого роста имела кличку Креветка. Также в 16 лет начала подрабатывать натурщицей в студии Томаса Кутюра, и, возможно, она изучала искусство на его курсах для женщин. Вот, собственно, и все, что известно о ее юности. В 18 лет она познакомилась с художником Эдуаром Мане. Тот был на 12 лет старше нее и уже имел жену и сына. Так начался их творческий и любовный союз. Первой картиной, где для Мане позировала Мёран считается «Уличная певица» (1862).

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Уличная певица" (1862)


Самой известной картиной, прославившей девушку как модель, стал написанный в 1863 году «Завтрак на траве». Первоначально полотно называлось «Купание». Мане планировал показать картину на Парижском салоне, где он уже с успехом выставлялся, но ее отклонили. По инициативе императора Франции тем временем была открыта альтернативная выставка – Салон отверженных, куда поместили то, что отвергло жюри салона официального. Выставка вызвала даже больший ажиотаж, и «Завтрак на траве» стал самым примечательным экспонатом. Благонамеренная публика разнесла картину в пух и прах. Критиковали и нарушение пропорций, и за непристойный сюжет, и за слишком дерзкий взгляд модели. Ее даже несколько раз пытались испортить.

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

Эдуар Мане "Завтрак на траве" (1863) музей Орсе, Париж


На следующий раз художник выставил на Парижском салоне другую скандальную картину – «Олимпия». Обнаженной натурой публику было не удивить, но обычно ее пытались вписать хотя бы для приличия в античные сюжеты. К тому же Олимпиями тогда называли самых дорогих куртизанок – двойная дерзость. Когда стало известно, что модель – еще и любовница Мане, ее репутация была окончательно испорчена.

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Олимпия" (1863) музей Орсе, Париж


В то время она работала моделью для Эдгара Дега и бельгийского художника Альфреда Стивенса, которые были близкими друзьями Мане. Мане продолжал использовать Меран в качестве модели до начала 1870-х годов, когда она начала брать уроки рисования. Поскольку ее привлекал более академический стиль живописи, против которого выступал Мане, Меран и Мане отдалились друг от друга. Хотя, может, все куда прозаичнее: модель с годами  подурнела. Последняя картина Мане, на изображена Меран - «Железная дорога» (1873).

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Железная дорога" (1873)


Художницей Викторина, вероятно, была талантливой, ведь ее работы во время Парижского салона выставлялись 6 раз – чаще, чем работы Мане. Увы, почти ничего из ее работ не сохранилось. Последним художником, которому позировала Викторина, был в 1890 году Норбер Гонетт. Меран была принята в Общество художников Франции в 1903 году при поддержке Шарля Германа-Леона и Тони Робер-Флери, основателя Общества.


Вот несколько ее сохранившихся работ

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Вербное воскресенье" (салон 1885 г.)

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

Автопортрет (1876) Бостонский музей изящных искусств

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Огниво"


А вот знаменитая натурщица на картинах Мане

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Викторина Мёран" (1862)

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Женщина с попугаем" (1866) музей Метрополитен

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Гитаристка" (1866)

Эдуар Мане и его муза Живопись, Искусство, Картина, Художник, Длиннопост, Картина маслом, Эдуард Мане

"Игра в крокет" (1873)


Другие рассказы о западном искусстве тут:


Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)

Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)

Кто есть кто в британском искусстве

О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)

И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)

Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)

И снова картины в деталях

Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)

И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях

Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)

Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)

«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)

Котики как искусство. Душевные картины бельгийской художницы (Генриетта Ронер-Книпп)

"Вкусные" картины в деталях (Клара Питерс)

мой дзен