Эдуар Мане и его муза
"Мадмуазель Викторина в костюме матадора" (1862) музей Метрополитен, Нью-Йорк
В неряшливой и явно потрепанной жизнью женщине, заканчивавшей свои дни в одном из городков недалеко от Парижа, меньше всего можно было заподозрить закатившуюся звезду Прекрасной эпохи. Бывшую уличную артистку, кафешантанную певичку, просто проститутку или алкоголичку – возможно, но ведь одно другого не исключает. Викторина Мёран прожила долгую и яркую жизнь, которая позже не раз попадала на страницы романов и была экранизирована.
Викторина-Луиза Меран, ок. 1865 из альбома фотографических портретов , принадлежащих Эдуарду Мане
О детстве Викторины известно мало что. Родилась в Париже в 1844 году. Отец был гравером, мать модисткой, дядя скульптором. Викторина хорошо играла на гитаре и скрипке, давала частные уроки музыки, пела в кафе-шантанах. Последнее в то время считалось для девушки занятием сомнительным, но все же не самым плохим. Из-за малого роста имела кличку Креветка. Также в 16 лет начала подрабатывать натурщицей в студии Томаса Кутюра, и, возможно, она изучала искусство на его курсах для женщин. Вот, собственно, и все, что известно о ее юности. В 18 лет она познакомилась с художником Эдуаром Мане. Тот был на 12 лет старше нее и уже имел жену и сына. Так начался их творческий и любовный союз. Первой картиной, где для Мане позировала Мёран считается «Уличная певица» (1862).
"Уличная певица" (1862)
Самой известной картиной, прославившей девушку как модель, стал написанный в 1863 году «Завтрак на траве». Первоначально полотно называлось «Купание». Мане планировал показать картину на Парижском салоне, где он уже с успехом выставлялся, но ее отклонили. По инициативе императора Франции тем временем была открыта альтернативная выставка – Салон отверженных, куда поместили то, что отвергло жюри салона официального. Выставка вызвала даже больший ажиотаж, и «Завтрак на траве» стал самым примечательным экспонатом. Благонамеренная публика разнесла картину в пух и прах. Критиковали и нарушение пропорций, и за непристойный сюжет, и за слишком дерзкий взгляд модели. Ее даже несколько раз пытались испортить.
Эдуар Мане "Завтрак на траве" (1863) музей Орсе, Париж
На следующий раз художник выставил на Парижском салоне другую скандальную картину – «Олимпия». Обнаженной натурой публику было не удивить, но обычно ее пытались вписать хотя бы для приличия в античные сюжеты. К тому же Олимпиями тогда называли самых дорогих куртизанок – двойная дерзость. Когда стало известно, что модель – еще и любовница Мане, ее репутация была окончательно испорчена.
"Олимпия" (1863) музей Орсе, Париж
В то время она работала моделью для Эдгара Дега и бельгийского художника Альфреда Стивенса, которые были близкими друзьями Мане. Мане продолжал использовать Меран в качестве модели до начала 1870-х годов, когда она начала брать уроки рисования. Поскольку ее привлекал более академический стиль живописи, против которого выступал Мане, Меран и Мане отдалились друг от друга. Хотя, может, все куда прозаичнее: модель с годами подурнела. Последняя картина Мане, на изображена Меран - «Железная дорога» (1873).
"Железная дорога" (1873)
Художницей Викторина, вероятно, была талантливой, ведь ее работы во время Парижского салона выставлялись 6 раз – чаще, чем работы Мане. Увы, почти ничего из ее работ не сохранилось. Последним художником, которому позировала Викторина, был в 1890 году Норбер Гонетт. Меран была принята в Общество художников Франции в 1903 году при поддержке Шарля Германа-Леона и Тони Робер-Флери, основателя Общества.
Вот несколько ее сохранившихся работ
"Вербное воскресенье" (салон 1885 г.)
Автопортрет (1876) Бостонский музей изящных искусств
"Огниво"
А вот знаменитая натурщица на картинах Мане
"Викторина Мёран" (1862)
"Женщина с попугаем" (1866) музей Метрополитен
"Гитаристка" (1866)
"Игра в крокет" (1873)
Другие рассказы о западном искусстве тут:
Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)
Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)
Кто есть кто в британском искусстве
О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)
И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)
Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)
Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)
И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)
Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях
Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)
Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)
«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)
Котики как искусство. Душевные картины бельгийской художницы (Генриетта Ронер-Книпп)
"Вкусные" картины в деталях (Клара Питерс)
мой дзен