«Яндекс.Еда» 130 лет назад: сервис доставки обедов в Мумбаи работает уже больше века
Система доставки обедов появилась в индийском Мумбаи в конце XIX века и до сих пор во многом превосходит современные сервисы. Почему? Это статья журналистки Adventure.com Лотти Гросс об индийских разносчиках-даббавала. Лотти удалось на один день погрузиться в их работу.
Мало кто может быстро сориентироваться в индийском хаотичном дорожном движении, кроме курьеров системы даббавала («дабба» означает обед, а «вала» — человека, который его везет). Они уже больше 100 лет ежедневно доставляют горячие обеды в дома и на работу. Феномен даббавалы изучали в Гарварде. Курьеров посещали королевские особы со всего мира. Два индийских разносчика даже присутствовали на свадьбе принца Уэльского и Камиллы Паркер Боулз в 2005 году. Путешественников эта профессия очаровывала десятилетиями. Я впервые прочла о курьерах даббавалы еще 10 лет назад, в путеводителе Rough Guide India. Было трудно поверить, что эта профессия сохранилась в современном мире, когда множество ремесел исчезает навсегда.
И все же здесь, в Мумбаи, я следую за 12 мужчинами в белых одеждах. Они толкают свои тележки сквозь суетливое движение часа пик. Я еду с ними всего 10 минут и уже в восторге. Система проста: курьер забирает свежий обед в доме повара, отвозит его в пункт приема, откуда контейнер с едой попадает на ближайшую станцию пригородного поезда и отправляется в центр сортировки, откуда еда, наконец, попадает в офисы.
Новички в профессии как минимум три месяца изучают сложную систему обозначений на крышках контейнеров с едой. Буквы, цифры и цветные наклейки обозначают точку, откуда забрали еду, станцию, куда нужно отвести обед, и курьера, который за него отвечает.
«Этот судок приехал из Дадара и отправляется в Чёрчгейт, видишь?» — говорит Рикеш, потомок одного из первых доставщиков и мой гид. Он указывает на символы и наклейки на крышке жестяного контейнера, который выгружают на вокзале. Я киваю, будто мне понятно все, о чем он говорит, хотя это совершенно не так.
Логистика играет важную роль в работе курьеров. Иногда для того, чтобы доставить контейнер с едой в отдаленный район, нужно сменить несколько электричек. Работники должны действовать очень пунктуально: одна ошибка — и целый бизнес-центр может остаться без обеда. Курьерам также необходимо знать, какая электричка куда едет и какой коллега подберет контейнеры. В стране, где расписание поездов почти никогда не соблюдается, это непростая задача. Существует даже выражение «indian time» («индийское время»), обозначающее нечто очень относительное.
Мы отправляемся со станции Дадара в приморский район Чёрчгейт. В электричке садимся в специальный вагон для курьеров. Мужчины, прежде всецело сосредоточенные на работе, в вагоне расслабились и стали общительными. За окном проносятся пригороды Мумбаи.
Время от времени заходят другие группы курьеров. На остановках разносчики отгружают некоторые контейнеры и забирают новые. Они следят, чтобы каждый обед ехал по правильному маршруту. «Мы только одна группа курьеров. В городе таких сотни», — рассказывает Рикеш, пока поезд тормозит, подъезжая к конечной.
Всего в Мумбаи более пяти тысяч даббавала-курьеров, которые ежедневно развозят 200 тысяч обедов. При этом только один из шести миллионов контейнеров приезжает не по адресу.
«Мы надежнее, чем Amazon», — улыбается Рикеш. Отчасти это штука, однако система доставки даббавала действительно местами превосходит современные аналоги. Так, индийский сервис доставки еды Swiggy пока не вышел в прибыль, несмотря на миллионы долларов инвестиций и сотни тысяч пользователей.
Почти каждый ресторан Мумбаи, что я посетила, предлагает онлайн-заказы, и курьеров на велосипедах можно встретить повсюду. Но почему «аналоговый» подход даббавала до сих пор успешен и популярен? «Люди предпочитают домашние блюда и опасаются заказывать что-то в ресторанах из-за плохой гигиены. С домашней едой не нужно беспокоиться за желудок», — рассказывает Рикеш.
Мы спешим через станцию Чёрчгейт и выходим на улицы центрального Мумбаи. Разносчики сортируют контейнеры на тротуарах. Небольшие цветные метки на асфальте обозначают, кто заберет еду и куда ее доставлять. Наконец, велосипеды нагружают обедами и мужчины всех возрастов от 18 до 80 лет разъезжаются по городу, чтобы доставить еду офисным работникам.
Неудивительно, что Рикеш чрезвычайно гордится системой даббавала. Он разносчик в четвертом поколении. Его предки были курьерами с момента появления профессии в 1890 году, когда Махадео Хаваджи Бачче основал доставку в Колабе, центральном районе Мумбаи. В профессии доставщика даббавалы мало что изменилось с тех времен, и принцип работы остается неизменным, но разносчики пытаются привнести в работу что-то новое. По словам Рикеша, в финансовом плане дела у курьеров системы идут лучше, чем когда-либо. Люди платят до 1500 рупий (1500 рублей, курс индийской рупии почти равен рублю) в месяц за ежедневную доставку. Есть возможность заказать услуги даббавала по СМС и в онлайне. Кроме того, за клиентской базой разносчиков охотятся все маркетологи. На контейнерах размещают рекламу всего на свете, и ежедневно ее видят 200 тысяч человек.
По словам Рикеша, сеть даббавала — это еще и экологичный и социально ответственный бизнес. В 2013 году система совместно с рекламным агентством McCann Mumbai запустила инициативу Share My Dabba («Поделюсь своей едой»), в рамках которой 16 тонн несъеденных продуктов, оставшихся в контейнерах, раздали тысячам беспризорных детей Мумбаи.
В отличие от европейских курьеров, которые месяцами протестуют против тяжелых условий труда и несправедливой оплаты, курьеры даббавалы довольны своей работой. Они могут зарабатывать до 20 тысяч рупий ( около 20000 руб или 260 $), что считается хорошей суммой для Мумбаи. Схема работы кажется старомодной, но она удивительно разумна и эффективна. Возможно, западной экономике стоит кое-чему поучиться у разносчиков из Мумбаи.
====
Несмотря на довольно сложную транспортную систему Мумбаи, разносчики очень редко доставляют контейнеры, термосы или пакеты другому адресату или с опозданием (одна ошибка приходится на 6—8 млн точных и своевременных доставок). Эта особенность даббавалы настолько уникальна, что ею заинтересовались ведущие бизнес-школы мира, изучающие логистику. Со временем работники даббавалы обрели мировую известность
====
В 2017-ом году неподалеку от мечети Хаджи Али установили памятник доставщику обедов.
Сделан этот шедевр из спаянных между собой нержавеющих шариков разного размера.
Глава Virgin Group Ричард Брэнсон
Британский принц Чарльз
Нидерландская королева Максима
Украинский ведущий попробовал себя в роли доставщика еды