Я учитель географии!
Заметки о школе и не только.
Часть 5. Профдеформационная . Как гореть, но не сгореть?
Наверное, у большинства из вас был в школе учитель или несколько, про которого говорили: У него горят глаза!
Обычно подразумевали под этим, что учителю хочется развиваться, на его уроках интересно. И вообще, такой учитель представляет собой живого человека, а не бледную тень самого себя.
Про учителей, наверное, чаще чем про кого-либо говорят, что им свойственно выгорание. Я работаю в школе 15 лет, это немного, конечно, по меркам некоторых, но могу рассказать о профессиональном выгорании (или том, что за него принимают) и как его избегаю я. Для начала определюсь, что я подразумеваю под этим словом. В моем понимании “выгорание” - это отсутствие желания развиваться в профессии, искать новое, даже в малом. Те, я больше про профессиональное, а не эмоциональное выгорание.
Очень часто слышу, что для того, чтобы этого не происходило, надо любить свою работу. Не согласен. Можно любить профессию, ходить и улыбаться и вместе с этим планомерно деградировать. У меня есть несколько “секретов” как избежать подобного.
Первый.
Вам должно быть интересно делать свое дело. Для этого вы должны предметно развиваться. Здесь подойдут любые варианты, которые будут насыщать вас новой информацией. Я предпочитаю книги. Потом вы на уроках начнёте использовать эту информацию, и это принесёт вам дополнительное удовольствие. У меня целая библиотека новых и букинистических изданий географической и биологической тематики. Я читаю книги по палеонтологии, геологии, истории географических открытий и пр. Ниже несколько последних купленных и прочитанных книг.

Конечно, не все книги "заходят"
Второй.
Нужно развиваться методически. Знакомьтесь с опытом других учителей, придумывайте что-то свое. Пробуйте и ошибайтесь. Никогда не думайте, что программа (перечень тем) важнее всего. Жертвуйте “мусорными” темами ради чего-то нового.
Из личного недавнего опыта: увидел в глазах детей интерес к истории Земли и провел отдельный урок по мезозою.
Старайтесь хотя бы раз в год ставить перед собой большую методическую задачу, на решение которой у вас уйдёт много времени. Другими словами - БОЛЬШОЙ урок.
Из моей практики: у учащихся 11 класса задание опережающее, проект по определённой стране, с минимальным планом. Задаю в январе-феврале, проверяем в мае. В мае стараюсь вообще их не грузить, у них и без меня много проблем :). Проектный продукт - что угодно, кроме реферата/презентации. Они тянули жребий, кому какая страна достанется, я тянул с ними. Я вытянул Испанию. Они подготовили много чудесного: настольные игры, невероятные лэпбуки, классные плакаты с придуманной инфографикой, сняли видеоролики (с хромакеем, озвучкой). Один ученик в видео про Грецию готовил греческий салат и рассказывал о географии и истории страны через ингредиенты :)
Я пытался не ударить в грязь лицом: к определённому дню делал игру по типу “Кто хочет стать миллионером”, делал лэпбук по Испании (география футбола), шил флаг, размером 5х3 метра, который висел на всю стену во время игры и пек печенье - чуррос.
Это, конечно, крайняя история, подобного размаха я не повторял, признаюсь.
Третье.
У учителя должно быть какое-то занятие в школе, кроме уроков: интересные факультативы, кружки, секции, внеурочки.
У меня подобного много.
Исследовательская деятельность (пишем работы для НОУ).
Туризм.
Стараюсь ходить с детьми в походы, начиная от ПВДшек, до 10дневных сплавов по рекам (ссылка на Ютуб-канал есть в профиле) . В ближайшую субботу идём с 7м классом в лес на весь день.

Скрины ютуб-видео последних походов
Школьное телестудия.
Мы создали ее с учениками сами (есть старый пост у меня об этом). Побеждали и были призерами международных, всероссийских и региональных конкурсов. Школа немного помогла с оборудованием, а затем наши пути разошлись из-за идейного конфликта с администрацией. Мне перестали платить за это дело, стали откровенно мешать, не отпуская детей для съёмок сюжетов. А с появлением "Движения первых" и вовсе негласный указ - вся активность только через них. Я поработал 4 года почти бесплатно (платили как за 1 урок в неделю) и в этом году перестал. Думаю, временно, есть проблемы со здоровьем, решил на чем-то сэкономить.
Итог.
Мне, конечно, “легко” говорить о том, как не выгореть, ведь все мои интересы в жизни, кроме семьи, связаны с географией - предметом, который я веду :) Я фактически живу в своей профессии. И мне это очень нравится.
А ещё, моя семья меня поддерживает, им это тоже нравится: захотел папа красивые камушки покопать и мы поехали 2500 км по Уралу на машине :)
Лига Педагогов
2.2K поста6K подписчиков
Правила сообщества
Можно:
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
...
Нельзя.1. Попрошайничать;
2. Рекламировать;
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;