Вы хотите про СССР?

Жили мы в двухэтажном бараке на втором этаже, сам дом был переделан из купеческого каменного дома, просто надстроили второй этаж из опалубки и засыпали ее опилками. Из удобств было электричество и два канала по телеку. В туалет надо было ходить за 150 м, там стояли деревянные туалеты на несколько домов и помойка, просто яма с деревянной коробкой. В общем коридоре у всех стояли столы и на них керосинки, готовили все вечером на этих керосинках, так что нечем было дышать, в каждой комнате была печка голландка, для нее я все лето колол дрова. Баня была одна городская на весь город, очень неприятное место, обычно мы ходили к кому-то из знакомых помыться, кто жил в благоустроенном доме. Нам повезло, наш дом признали аварийным и нам дали квартиру, это было счастье, "аварищикам" т.е. нам давали квартиры на последнем или первом этаже. В новом доме не работало отопление и подтекала крыша. Поэтому мы всю зиму сливали воду из отопления по вечерам чтобы не замерзнуть. Соседнему дому не повезло там до сих пор живут люди, которые заехали туда в 80-е.

С продуктами был дефицит, чай кофе только по наборам на банку кофе две банки консерв, как-то в городе выбросили мясо сайгаков, помню потом пару дней народ ходил с большими кусками этого мяса, по 10-15 кг. Туалетная бумага появилась только с талонами, до этого в туалет ходили с газетами или как у нас с журналом коммунист, его заставляли выписывать родителей. Как-то я был на молочной ферме, более грязного места я не видел, там ходить можно было только в сапогах, однажды наш класс повели на экскурсию на молокозавод, там показывали линии по розливу молока, это было что-то из нержавейки с подтекающими фитингами, оттуда молоко лилось на пол, там его никто никогда не убирал запах стоял ужасный. Дядя работал в совхозе на сидре, он всем знакомым запрещал его покупать, т.к. готовился он крайне антисанитарно, гнилые яблоки с землей закидывали в чан для брожения потом работники не переодеваясь туда залазили. У нас в городе все знали и особо эту шипучку не покупали. До сих пор ненавижу советский майонез провансаль вот этот вкус горчицы и уксуса, как я понимаю сырье скисало быстро и туда больше нормы добавляли уксуса.

Сколько помню всю жизнь подрабатывал, в самом детстве собирал и сдавал бутылки обычно это были из под портвейна агдам или 777, благо пункт приема был на нашей улице, там же был вытрезвитель, я насмотрелся на пьяных людей там, часто пьяные просто валялись на улице. Как стал старше ходил на железную дорогу разгружать вагоны, это были вагоны с арбузами или дынями, это еще было до кооперативов, почему-то частники с южных республик нанимали государственные вагоны и привозили свою продукцию на продажу, после жд ее везли сразу на рынок. Потом как началось кооперативное движение начали возить фурами сразу на рынок и бахчу я уже разгружал там. Потом в каникулы устроился на завод, отработал месяц заработал 180 р очень много и не мог их потратить, нечего было купить, купил какое-то пальто с бобровым воротником надел его три раза ходить в нем тяжело, мама потом его продала на рынке. За одеждой ездили в Москву к родственникам, там ходили по магазинам в основном из стран Восточной Европы типа магазин Прага и что-то покупали из импортной одежды отстояв в очередях.

На волне перестройки местные власти в городе отдали три детских садика под кооперативы, рядом с одним жила моя бабушка, кооператив делал какую-то пургу по современным меркам - солнцезащитные ленты для авто под стекло.

Да, давали хорошее образование в школе, плюс кружки и секции, но между тем была и подростковая преступность - районные банды, в чуждой район было опасно ходить и группировки постоянно дрались между собой. В одной из драк было более сотни человек с каждой стороны с цепями, арматурой. Сам не видел, рассказывали, потом в 90-е они все превратится в организованную преступность, была наркомания, но еще не так явно как в конце 90-х и начале 00-х. Песня "Армия жизни" Алисы как раз про это.

С середины 80-х начали появляться беженцы из республик, это были русские и татары, мои родственники из Баку еле унесли ноги, квартиру у них отжали за копейки, этих копеек хватило на барак в городе.

Да, можно было построить свой дом и городе и деревне, но запрещали строить двухэтажные дома, и были ограничения по площади. За этим следило ОБХСС. Дачи давали 6 соток но домик на даче должен был быть небольшой площади и без печки. При этом сами партийные товарищи себя не ограничивали в дачах. Правда с середины 80-х это ограничение сняли.

На волне борьбы с партийными привилегиями юношеской библиотеке отдали партийный особняк это трехэтажное здание за высоким забором с бассейном и сауной в подвале и винтовыми лестницами и окнами в пол, там был цветник и скверик. Я такие особняки видел до этого момента только в американских фильмах.

Да в то время кто-то жил хорошо - руководители и партийные руководители, обычный народ жил достаточно бедно. Только в 80-х когда приняли программу развития Нечерноземья в России что-то начали строить и благоустраивать, а так как с 20-х годов жили в деревянных домах переделанных под бараки так и живут, сейчас правда провели газ воду и канализацию куда смогли. При этом солнечных республиках и строили двухэтажные дома и торговали на рынках и даже руководители были из княжеских семей, типа Абашидзе в Аджарии, и рабство был в той же Сванетии. И колхозы были номинальные. Отсюда образ из советского кино - богатый грузин, армянин и тд. Песня Полька Аукцыона про это "Выходят дамы из машин В сопровождении грузин."


Так что закончив школу в начале 90-х, я уехал из родного города подальше за пару тысяч километров поступать в ВУЗ. Но могу сказать что в 90-е было еще хуже.

PS В качестве поскриптума цитата обласканного советской властью грузинского "философа":

Существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы – грузины – нет.

Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских.
Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен. Внутренняя поверхность раковины отражает образ самоуважения грузина, его чувство собственного достоинства.