Все что вы хотели знать о Снегурочке, но боялись спросить
Давно хотел обратиться к теме сказок, но не знал, с чего начать. Казалось бы, есть о чём написать, но сказки — это невероятно сложный клубок, за который непонятно, с какого конца браться. Недавно я наткнулся на пост в Telegram, где автор попытался проследить появление Снегурочки в отечественной культуре, и решил, что стоит попробовать написать про неё.
Сразу нужно отметить, что о Снегурочке известно действительно немного, и, когда я начал работать над этим текстом, стало понятно, что она имеет к традиционной сказке лишь косвенное отношение. Например, если ограничиться поверхностным поиском по Википедии, уйти вглубь веков не получится. В славянской мифологии Снегурочка отсутствует, а её следы ведут к народному фольклору середины XIX века, где они обрываются. Однако, основываясь на косвенных данных, можно попытаться заглянуть глубже — в сторону архаики, что я и попытаюсь сделать в конце статьи.
Сегодня, услышав слово «Снегурочка», мы представляем девочку в зимнем пальто — спутницу Деда Мороза, возможно, его внучку или дочку (по крайней мере в её детской версии). Этот образ был сформирован в советское время, когда создавались новые светские традиции, призванные заменить религиозные, но требовавшие яркой и живой мифологии. Снегурочка стала своего рода новым "демоном" советской мифологии. Почему именно она? Скорее всего, потому что верхушка большевиков проявляла серьёзный интерес к древности, где, по предположению Маркса, могли скрываться зачатки примитивного коммунизма. Снегурочка, будучи достаточно маргинальным персонажем городской мифологии времён царской России, вполне смогла эту древность представить.
Дело в том, что до Советской эпохи Снегурочка существовала лишь в устном народном творчестве. Из небытия её вывел А. Н. Афанасьев, впервые упомянув в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу». В этой книге он описывал верования, обряды и мифических персонажей славян через их связь с природными явлениями. На основе одной из народных сказок о Снегурочке в 1873 году А. Н. Островский написал пьесу в стиле романтизма. В ней Снегурочка многое позаимствовала от афанасьевского "стихийного" подхода, но в то же время сохранила свойственную народному творчеству архаику (несчастливый конец, например, чем не признак архаики)
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
Здесь, под занавес пьесы, мы видим нечто похожее на античную вакханалию с жертвоприношениями, блэкджеком и снежными девами. Именно поэтому в царское время, когда христианская традиция была сильна, образ Снегурочки оставался маргинальным: от него за версту веяло чем-то первородным и хтоническим. Островский вообще тонко уловил связь Снегурочки с языческой традицией.
Но какой была Снегурочка до того, как Афанасьев и Островский возродили её в городской мифологии? Каким был её изначальный облик в крестьянской среде?
Народное устное творчество представляет собой своего рода "бульон", где веками "варятся" обряды, ритуалы, сказки и мифы, переходя друг в друга и порой рождая новые формы. Однако такие формы, как в случае со Снегурочкой, часто оказываются неустойчивыми.
До XIX века, судя по немногочисленным сказкам, записанным в северных деревнях, восстановить, какой была Снегурочка до её "переезда" в городскую мифологию, сложно. Проведём небольшой анализ:
Сказочные сюжеты и их параллели
В сравнительном указателе сюжетов сказка о Снегурочке обозначена номером 703. Вот её каноническая версия:
Старик и старуха лепят куклу из снега, которая оживает. С приходом весны или лета Снегурочка тает.
Однако в фольклоре встречаются и другие версии, где мотив исчезновения героини развивается иначе. Например:
Сюжет «Чудесная дудочка» (№ 780):
Снегурочка погибает от рук завистливых подруг, на её могиле вырастает тростник. Из тростника делают дудочку, которая поёт, раскрывая убийц. В итоге дудочка разбивается, и из неё вновь появляется живая героиня.
Сказка «Снегурушка» (1948г, село Ахлыстино):
Завистливые девочки убивают Снегурушку и закапывают её. На её могиле вырастает прутик, который становится чудесной дудочкой, оживляющей героиню. Убийцы наказаны — их отдают на растерзание зверям.
Таким образом, образ Снегурочки в народном творчестве выглядит достаточно жутким. В первой версии она буквально снежный голем — трансцендентное существо, появившееся от престарелых родителей (что отсылает к теме непорочного зачатия) и уходящее из мира, едва соприкоснувшись с человеческими чувствами. Этот переход — типичный элемент обрядов инициации, связанных с языческими верованиями. В других версиях Снегурочка — это человек из плоти и крови, напоминающий о своём снежном происхождении только именем. При этом переход из одного состояния в другое также происходит, но уже в противоположную сторону: сначала Снегурочка умирает, затем возвращается в мир живых.
Здесь можно было бы провести сравнительный анализ, чтобы увидеть, как Снегурочка соотносится с образами из сказок других народов. Но даже приведённых примеров достаточно, чтобы установить, что образ Снегурочки до середины XIX века — это подвергшиеся художественному переосмыслению обряды инициации и представления о цикличности времени, где антропоморфный снежный персонаж приходит из иного мира зимой и возвращается в иной мир летом.
Святочные гадания и фольклор
Все эти варианты на самом деле очень сильно перекликаются с сюжетом «Морозко» (как минимум система остается той же), где бедную падчерицу отправляют в лес, и она своим терпением преодолевает холод, возвращаясь домой с приданым. Часто рассказчиками подобные возвращения интерпретировались как символическое соединение с потусторонним женихом, что напрямую отсылает к святочным мистическим обрядам.
Обряды первой кудели и месячного очищения, зафиксированные на Русском Севере, предоставляют контекст, который помогает осмыслить мотивы, связанные с Снегурочкой. Например, девочка, во время первых месячных, должна была сидеть на снегу, пока горела сотканная ею пряжа. Соответственно, чем хуже и толще была пряжа, тем дольше приходилось сидеть, и наоборот. Эти ритуалы подчеркивают связь холода и снега с очищением, обновлением и переходом. Если вглядеться ещё глубже, то в подобных обрядах нетрудно увидеть заместительное жертвоприношение, что, по Рене Жирару (известный французский культуролог), может означать следующее — Снегурочка — реальная девушка, когда-то давно принесённая в жертву славянскими (не обязательно) пращурами, впоследствии мифологизированная. Но мы так далеко вглядываться не будем, потому что это чистой воды спекуляция.
Святочные гадания, популярные в деревенской культуре, тоже создают контекст для понимания образа Снегурочки. В этих ритуалах девушки не только вызывали суженых, но и вступали в условное взаимодействие с потусторонними сущностями. Испытания холодом, такие как надевание мокрого чулка и его замораживание, сопровождались контактом с демоническими персонажами, ряжеными или «дедами калеными». Во всех этих действиях звучал эротический подтекст — своего рода пробуждение женской природы, переход из состояния девичества во взрослое состояние, что также отражается в сюжетах о Снегурочке.
Таким образом, Снегурочка, как персонаж, изначально воплощала переходный обрядовый смысл. Она связана с очищением и инициацией, с мистическим контактом и циклическими элементами деревенской обрядности. В процессе своего развития образ вобрал в себя как архаические элементы, так и романтический подтекст, впоследствии успешно перешёл в современную нам мифологическую эпоху. Даже после утраты прежней мистической глубины в советское время, Снегурочка осталась символом преображения, дуальности жизни и смерти, человеческого и нечеловеческого, по крайней мере в своем более "зрелом" облике, как, например, в стихах Ахмадулиной (1958):
Как чисто с воздухом смешалась
и кончилась её пора…
Играть с огнём — вот наша шалость,
вот наша древняя игра.
…………………………………..
Но пуще мы огонь раскурим
и вовлечём его в игру,
и снова мы собой рискуем
и доверяемся костру.
Вот наш удел ещё невидим,
в дыму ещё неразличим…
То ли из него живые выйдем,
то ли навсегда сольёмся с ним.
Тут, согласитесь ощущение некой первородности, даже первобытности ощущается вполне отчетливо.
На этом свою попытку расшевелить образ Снегурочки заканчиваю, тем кто дочитал до конца большое спасибо за внимание.





Славянская мифология и сказки
499 постов3.6K подписчиков
Правила сообщества
1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.
2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.
3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.
4. Уважайте себя и окружающих.