Время и танки маршала Ротмистрова

Время и танки маршала Ротмистрова Великая Отечественная война, Танки, Курская битва, Прохоровка, Длиннопост

Будущий первый маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров родился летом 1901 года в тверской деревеньке Сковорово.

В 1919 году 18-летнего сына деревенского кузнеца призвали в «Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». Набравшись ратного опыта в боях против «колчаковцев» и «белополяков», Ротмистров по рекомендации своего комдива отправился на курсы красных командиров.

В 1921 году во время подавления «Кронштадского мятежа» он первым ворвался в крепость и невзирая на полученное ранение уничтожил пулеметное гнездо контрреволюционеров. За проявленный в бою героизм Павел Алексеевич получил свой первый орден «Красного Знамени».

В 1937 году комполка Ротмистрова отозвали из «Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии» и назначили на должность преподавателя тактики в «Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина».

Вскоре после прибытия в Москву, его исключили из партии за связь с «врагами народа».

Через три месяца «Комиссия партийного контроля» разобралась в персональном деле Ротмистрова, заменив исключение из рядов ВКП(б) на строгий выговор за притупление партийной бдительности.

Ротмистрова вернули в «Военную академию», и в 1939 году он блестяще защитил диссертацию посвященную применению бронетанковых сил в грядущей войне.

Подтверждать полученную ученую степень Павлу Алексеевичу пришлось в качестве командира танкового батальона на фронте с «белофинами» (1939-1940гг.). Подполковник Ротмистров изучал диспозиции противника, беседовал с танкистами, пехотинцами, артиллеристами и постоянно делал заметки в своем потертом блокнотике.

Его дельные советы серьезно повлияли на разработку генерального плана по прорыву «Линии Маннергейма». За мастерство, проявленное в боях, командование наградило танкиста орденом «Красной Звезды».

В мае 1941 года Ротмистров уехал начштабом в 3-й Механизированный корпус формировавшейся в «Прибалтийском особом военном округе». После начала войны его штаб два месяца с боями пробивался из окружения.

В сентябре 1941 года Ротмистров принял командование 8-й танковой бригадой действующей в составе «Северо-Западного фронта». Через месяц за самовольный отход бригады от Калинина его едва не расстреляли по приказу Ивана Конева.

В тот дождливый осенний день генерал Ватутин помешал будущему маршалу Коневу, поставить к стенке будущего маршала Ротмистрова.

Николай Федорович приказал реабилитированному комбригу отбить у немцев оставленные позиции, и тот блестяще выполнил эту задачу.

За героизм, проявленный в боях под Москвой, 8-я танковая бригада стала именоваться 3-ей гвардейской танковой бригадой, а полковника Ротмистрова наградили орденом «Ленина».

В сентябре 1942 года перед Ротмистровым опять замаячил расстрел. Поддерживая прорыв 1-й гвардейской армии к Сталинграду, его 7-й танковый корпус за три дня боев потерял 91% танков, из 180 машин в строю осталось 15 «коробочек».

Слава Богу все обошлось, 29 декабря 1942 года за мужество и стойкость проявленные при ликвидации «Котельниковской группировки немцев», корпус получил почетное наименование «Котельниковский».

22 февраля 1943 года Ротмистрову присвоили звание генерал-лейтенанта танковых войск и поручили командование 5-й гвардейской танковой армией.

Перед началом «Курской битвы» Павел Алексеевич сумел убедить лично Сталина в целесообразности формирования отдельных танковых армий, сыгравших впоследствии значительную роль в разгроме гитлеровских войск.

Во время боев на «Курской дуге» Ротмистров в сражении под Прохоровкой схлестнулся со 2-м Танковым корпусом СС под командованием обергруппенфюрера Пауля Хауссера.

Итоги этого эпического сражения стальных гигантов до сих пор оцениваются неоднозначно, но одно можно сказать точно план Гитлера по нанесению советским войскам тяжелейшего поражения, сравнимого с летней катастрофой 1941 года был сорван.

После «Прохоровки» командарма от гнева Сталина спасло заступничество начальника Генерального штаба Василевского.

В конце августа 1943 года 5-я гвардейская армия Ротмистрова сходу «вкатившись» в Харьков, заставила фрицев бросить хорошо оборудованные позиции.

За проявленное мастерство в управлении армией при освобождении Харькова, Пятихатки, Кривого Рога и Кировограда командарму присвоили звание генерал-полковника танковых войск.

Зимой 1944 года армия Ротмистрова сыграла ключевую роль в уничтожении двух немецких корпусов оказавшихся в «Корсуньском котле», за что полководцу первому в нашей истории присвоили звание Маршала бронетанковых войск.

После того как 29 феврале 1944 года в схватке с бандеровцами погиб командующий 1-м «Украинским фронтом» Николай Федорович Ватутин, звезда Ротмистрова начала гаснуть.

В июле 1944 года после значительных потерь понесенных 5-й танковой армией Ротмистрова отстранили от командования.

В августе маршала назначили заместителем командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА.

После войны Павел Андреевич возглавлял «Военную Академию бронетанковых войск».

В 1962 году ему присвоили звание «Главного маршала бронетанковых войск», а три года спустя вручили Звезду «Героя Советского Союза».

Павел Андреевич Ротмистров скончался 6 апреля 1982 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.