208

ВИКТОР ЦОЙ, АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ И КИНО

Евген Второй в молодости был в восторге от группы "Кино" и при случае до сих пор интересуется подробностями жизни Виктора Цоя у тех, кто знал его лично. Однажды Евген сумел задать несколько вопросов культовому человеку - Александру Липницкому - основателю и бас-гитаристу группы "Звуки Му", культурологу и вообще очень интересному дядьке.

ЧАСТЬ-1

- как Цоя изменила популярность?

- как на это реагировали другие музыканты?

- был ли Цой отзывчивым?

- насколько Цой был асоциальным?

ВИКТОР ЦОЙ, АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ И КИНО Цой, Фильмы, Рок, Интервью, СССР, История, Культура, Санкт-Петербург, Длиннопост

ВОПРОС: Насколько Виктор Цой был отзывчивым? Был ли какой-то случай, в котором Виктор удивил Вас своим поведением, отзывчивостью на чужое горе? Были ли какие-то поступки, которые удивили Вас своей человечностью?

ОТВЕТ: Ну, достаточно сказать, что в марте 1985 года именно Цой провожал в последний путь моего младшего брата. У меня есть фотография, где Цой поет несколько песен, любимых моим братом младшим Владимиром, с которым дружил, и приехал единственный, наверно, из ленинградского рок-клуба. Еще Сева Гаккель из «Аквариума», тоже мой ближайший друг, приезжал. Ну, вот Цой и Гаккель самые были отзывчивые к моей семье люди, так получилось, среди ленинградцев.


ВОПРОС: Насколько изменился Виктор Цой после того, как пришла слава? Появилась ли дистанция? Насколько близко Цой подпускал к себе людей? А если подпускал, то в каких случаях? Как он открывался и когда?

ОТВЕТ: Мания величия, безусловно, на короткое время посетила Виктора. То, что называется звездная болезнь. Как-то все вместе это совпало. Фильм «Игла», фильм «Асса», гастроли за границей, десятки тысяч людей на стадионах. Естественно, любому человеку в его возрасте это бы вскружило голову. Тем более, что популярность все-таки нахлынула довольно резко. Он не шел к ней так долго, как, например, там, Булат Окуджава или Владимир Высоцкий. И поэтому, конечно, на время вообще на группу «Кино» мы так взирали с некоторой иронией. Потому что мы знали, что это пройдет. Они, конечно, старались делать вид, что они такие же, как прежде, но, безусловно, вот это зазвездили.

Ну, например, я помню, как когда мы были вместе на гастролях во Франции, должны были французские телевизионщики снимать, по-моему, и Мамонова, и Цоя. Так вот, Мамонов опоздал тоже на полчаса, он тоже уже зазвездил, уже был фильм «Такси-блюз». А Цой так просто опоздал на час. Я думаю, что если бы еще 2-3 года назад какое-нибудь малейшее интервью с Джоанной Стингрей на домашнюю камеру, никто бы из них не опоздал.


ВОПРОС: Цоя, да и в целом рок-музыкантов периода СССР, часто называли асоциальными элементами. Хотя сегодня как раз понятно, что у них была ярко выраженная социальная активная позиция. Как Цою удавалось жить вне законов? Или это снова только легенда?

ОТВЕТ: Во-первых, я не согласен, что это была нормальная социальная позиция. Если вы говорите, что тогда Цой и вся наша компания воспринималась, как асоциальная группа людей, то мы такими и были. Потому что мы исходим из того, что социум советский был совершенно особым. И мы были в нем абсолютно асоциальными элементами. В принципе, мы сделали все, чтобы этот социум был разрушен, - вот. И приложили к нему все силы. И я, и Цой косили от советской армии, чтобы нас не послали, там, подавлять какое-нибудь восстание, типа пражского, пражской весны, или просто какую-то абсурдную авантюру в Афганистан. Или даже, как в начале 60-х, расстрел своих же сограждан в Новочеркасске. Понимаете, мы знали историю, поэтому мы были к тому социуму асоциальны.


ЧАСТЬ-2:

- Почему Цой разочаровался в зарубежных гастролях?

- Можно ли назвать Цоя классиком?

- Когда молчание "Кино" важнее слов?

- Правда о "Черном альбоме" и зачем придумали миф?


ВОПРОС: Вы однажды говорили, что Цой разочаровался в зарубежных гастролях после поездки в Италию и Францию. Потому что зарубежная публика не понимает, о чем поет группа, а значит, и нет смысла выступать перед ней. Однако, сегодня существует очень много фанатов группы в разных странах. И при этом нерусскоязычных фанатов. Парни и девушки из Кореи, Австралии, Японии, Канады, США начинают учить русский язык, чтобы петь любимые песни со своим кумиром. Как можно объяснить такое увлечение?

ОТВЕТ: Ну, группа «Кино», можно сказать - классики русского рока. И их статус воспринимается не сразу. Классическая поэзия, она же становится классической по истечению определенного времени. Пушкин же не при жизни стал классиком, и уж Высоцкий точно. Но сейчас это воспринимается, многие их песни, как абсолютно классические произведения русской словесности. Кто бы мог подумать, что погибший в 88-ом году прошлого века Александр Башлачев, не имевший за душой ни копейки и ходивший с котомкой просто, в которой были его стихи и переводы Джима Моррисона, будет признан классиком и в родном городе, на Вологодчине, и вообще в России. И его, как и Цоя, изучают лингвисты, филологи. Творчество Виктора Цоя, Башлачева, Высоцкого является объектом изучения во всем мире. Слависты Англии, Америки, Франции они все заняты защитой всяких диссертаций, докторских и прочих. Так что это совершенно заслуженный статус классика.


ВОПРОС: В своем фильме «Дети минут» Вы безуспешно пытаетесь разговорить участников группы кино – Юрия Каспаряна и Георгия Гурьянова. И замечаете, что они впадают в коллективный ступор при виде телекамеры, и сетуете, что и Вас в итоге постигает неудача. А вот, Виктор Цой в этом плане отличался или нет? Впадал ли и он в ступор?

ОТВЕТ: Нет. Я говорю не об этом. Не при виде телекамеры. А когда разговор их подводит к самому страшному событию в их жизни, они впадают в ступор. Что они этот рубеж психологически не могут перейти. Именно вместе. Потому что потом отдельно я разговорил прекраснейшим образом и Каспаряна, и он там есть в этом фильме, где он разоблачает эту историю с кассетой в разбитом автомобиле «Черного альбома». Да и Гурьянова я потом очень хорошо разговорил, и сделал с ним почти часовую передачу для радио в программе «Содержание». Просто вместе, когда я им ... они почувствовали, что этот вопрос будет первым, о том, как сложилась их жизнь после этого события 15 августа 90-ого года прошлого века, вот тут они замолчали. И мне кажется это очень важным кадром в моем фильме. Ничего лучше в нем нет. Потому что, когда Наташа Разлогова сумела их разговорить в своем фильме для Первого канала, мне это не понравилось, честно говоря. Особенно, потому что Гурьянову, мне кажется, он многозначительнее молчит, чем говорит в камеру. Притом, что он человек очень умный, но камеру он действительно не любил, и говорит часто всякую чепуху в таком каком-то ёрническом тоне. Вот. Так что я доволен тем, что они у меня промолчали вместе.


ВОПРОС: Вы развенчали миф с якобы сохранившейся после аварии кассетой с последними песнями Цоя. Ее на самом деле за день до трагедии увез Каспарян, который приезжал к Цою с портастудией. Но миф уже настолько прочно сидит в головах у людей, что вытряхнуть его очень непросто. Кто придумал этот миф? А надо ли вообще его развенчивать?ОТВЕТ: Я могу сослаться только на тот разговор, который у меня записан на камеру в программе «Дети минут». Можно верить Каспаряну. Потому что нет других участников основных, - ни Цоя, ни Айзеншписа нет. Значит, мы можем ссылаться на версию участника. Каспарян не из тех людей, кто вообще может солгать. Он очень такой честный и молчаливый при этом человек. Лишнего никогда не скажет. Я во всяком случае не подвергаю это сомнению. Но, как я уже сказал, Каспаряну тоже в камеру, что историю придумал Айзеншпис хорошую, которая действительно улучшила продажи альбома. Тем, кому по-настоящему нужна именно скрупулезная истина, они посмотрят мою передачу и всей поймут. Она весит в ю-тубе. А тем, кому не надо, пусть они и другими мифами питаются. Что, например, Цой где-то и живет до сих пор.

ВИКТОР ЦОЙ, АЛЕКСАНДР ЛИПНИЦКИЙ И КИНО Цой, Фильмы, Рок, Интервью, СССР, История, Культура, Санкт-Петербург, Длиннопост

ЧАСТЬ-3:

- Кто познакомил Цоя с Айзеншписом?

- Почему Цой снимался в кино?

- Получился бы из Цоя комедиант?

- Почему песни Цоя всегда будут популярны?


ВОПРОС: Короткая, без слов, но ярчайшая роль в «Ассе», главная роль в «Игле»... «Советский экран» признал Виктора Цоя лучшим актером 1989-ого года. Цой действительно был очень органичен для киноиндустрии?


ОТВЕТ: Спросите у Сергея Соловьева, насколько Цой кинематографичен. Потому что это особый дар режиссера художественного кино, увидеть в человеке вот эту кинематографичность. Вот я могу сказать, что у меня в семье две красавицы бабушка Татьяна Окуневская, актриса знаменитая. И мама, ее дочь, - увы, обеих нет в живых. Но в жизни они конкурировали по красоте. А в кино мою маму, кто только не пробовал снимать, - вот близко нет того очарования, которое есть вот у Окуневской, которую на улице увидел режиссер, - и всё. Вот поэтому, я думаю, что у Цоя это было. Раз он так успешно отснялся во всех кинопроектах, в том числе и «В конце каникул» он очень органичен. Вот и даже маленький эпизод в «Йаххе", да. Просто он, так получилось, что в двух своих больших, можно сказать, киноработах - в «Ассе» и в «Игле» у него такая героическая, героическая просто по сценарию, роли - и там, и там. Поэтому он таким запомнился. Но мне кажется, он блестяще бы сыграл в комедии. У меня в третьей серии, если вы посмотрите «Дети минут». Они сидят втроем Каспарян, справа Цой, по центру слева Африка. Болтает все время и говорит хохмы Африка, как самый разговорчивый. А Цой, я почему оставил эти кадры, их довольно много... Потому что Цой там невероятно хихикает все время. Ему невероятно смешно, и он как раз настолько обаятельно улыбается, что я вот ради этого оставил. Чтобы люди увидели, какой он веселый, легкий и красивый человек.


ВОПРОС: Можно ли сказать, что Цой первым из рокеров попал в тяжелый мир шоу-бизнеса – и отсюда пошли первые телохранители, которых не было ни у кого тогда? Даже у БГ.

ОТВЕТ: Да я бы не назвал это жесткий шоу бизнес, - просто шоу бизнес. Потому что до встречи с Айзеншписом «Кино» уже были популярной группой и уже собирали стадионы. Но Юрий, которого я и познакомил, как известно, в саду Эрмитаж с группой «Кино» и в частности с Цоем, поставил это дело на коммерческий конвейер, который уже, конечно, заставляет музыкантов, что называется, кряхтеть и работать. Уже тебе работа эта не в радость. Поэтому Цой помрачнел, конечно, в последние годы. Именно в связи с тем, что из этого конвейера трудно вырваться. Потому что это большие деньги, которых до этого не было. Так что это такая обоюдоострая история. С одной стороны, деньги дают свободу. А с другой стороны, постоянное зарабатывание этих денег тебя порабощает. И настроение вот этой лучезарности, которая есть на съемках Джоанны Стингрей, оно уже редко потом встречалось. Особенно переживал Георгий Гурьянов, который вообще богемная личность. И, по-моему, эти гастроли не очень любил, он и летать не любил, а тут приходилось. Ну, и Цой просто уставал.


ВОПРОС: Можно ли сказать, что Цой, по меткому выражению Сергея Лысенко, это эталон русской рок-звезды?

ОТВЕТ: Он не так говорит. Он говорит, - для меня Цой эталон звезды, - вот. Это разные вещи, - не рок-звезды, а именно звезды. Что он настолько был, как считает Лысенко, безупречен и в своей музыкальной деятельности, и в жизни. Искренен. Вот, наверно, это имел в виду Сергей, когда он говорил это в моем фильме. Просто какая-то в нем была, вот действительно эталонная, как показывает, как эталон вот этот золотой, кусок четко очерченного металла.


ВОПРОС: Почему песни "Кино" популярны и актуальны до сих пор?

ОТВЕТ: Ну, я старался понять для себя самого причину такого эвергрина, - вечно зеленого влияния песен Цоя и на последующие поколения, и на моих детей, которые тоже слушали вовсю. Наряду с песнями "Битлз". Можно сказать, что русские дети, если в детстве ты им поставишь песни "Битлз" и группы "Кино". Они выделят и то, и другое из всего остального. Так у меня вот в семье, во всяком случае, было. Вот. Значит, песни группы "Кино" обладают такой какой-то вечной ценностью для юных душ, какой-то искренностью, какой-то бодростью. И, видимо, даже каким-то новаторством, да. У них какая-то есть звенящая такая первобытная любовь, стихийность, неистовство молодой крови, вот. То же самое, что в лучших песнях Башлачева. А объясняется это во многом стечением обстоятельств становления группы "Кино" и в частности Цоя. Потому что попав в компанию к талантливым панкам по жизни, представителям настоящей контркультуры, то есть лидерам "Автоматических удовлетворителей" Андрею Панову "Свину", Евгению Юфиту со всей их компанией. И там повеселившись, как следует, набравшись такого панковского веселья, я бы даже сказал, вызывающего поведения... Потому что никогда не забуду, - это тоже написано в книгах... Когда мне позвонил Троицкий, после прогулочки в метро московском с "Автоматическими удовлетворителями" аж в 1980-ом году, и Цой уже тогда приехал с ними, он много, в общем-то, повидавший хиппарь, но такого я, он заикался, я просто до сих пор в таком шоке от их выходок в метро. И Цой во всем этом участвовал. Их забирали за то, что Цой тащил какую-то дохлую утку. А прохожие за это советские, советские прохожие тут же вызывали милицию, чтобы вот таких вот негодяев, которые где-то замучили птицу, вот... Или потом, да и при этом очень удачно, опять-таки попав под покровительство сначала Майка, потом группы "Аквариум", где были замечательные люди... И у них, безусловно, у них был и педагогический дар передавать человеку, который на 10 лет младше, свой музыкальный опыт. Все это вот сплелось в какой-то замечательный такой ну, хороший такой летний салат, где все ингредиенты были. И временно подружившись с Джоанной Стингрей, откуда тоже было много информации, хороших инструментов, настоящих струн... Все как-то у них совпало.

Дубликаты не найдены

+9

Цой был рупором эпохи. Такой себе Маяковский 90х. Но его музыка, как и стихи меня не впечатляли. Нет. Это было очень свежо и энергично. Её можно было слушать, но кайфовать от неё было нереально.

Многие её считали музыкой ПТУшников.

Мы больше слушали теплое ламповое Воскресенье, Мелик-Пашаева, Аракс, Шанхай, Наутилус из отечественных групп.

Собственно, до сих пор не могу понять массовый культ Кино.

Но, в принципе, это дело вкуса.

+7

По детей поддерживаю: мой засыпал под Уотерса с Гилмором и КИНО, вырос - так далёк он от этого современного кала... Закончил школу по классу фортепиано, потом приходит в августе и говорит: хочу опять в музыкальную школу! Мама просто осела: учился из-под палки, "четверки" еле вытягивал, и опять?! Не, хочу ещё гитару, говорит. Закончил. Своя группа была какое-то время, счас радует, когда он в гостях и у родителей друзья собрались - то мастера папетсов исполнит, то сияние безумного бриллианта, а то и порядковый номер вспомнит. Реально, видимо, что в младенчестве усвоил, то и дальше в жизни вести будет..

+1

Перемен, мы ждем перемен... И что удивительное дождались! Прекрасное было время,конец 80-х, начало 90-х!

раскрыть ветку 7
+3
Да. Много дверей было открыто.
раскрыть ветку 6
+11

Только за дверьми давление было совсем другое. А скафандры самые проумканные разобрали.

раскрыть ветку 1
+1

Вообще интересно было. Просто охуительно. Когда рухула эта халабуда с треском и грохотом, когда сидючи на тепленьких местах и засунувши языки в жопы электорат вдруг оказался на улице и увидел что Король голый. Что от хваленой "безопасности" и "уверенности в завтрашнем дне", от бравурных лозунгов и шапкозакидательства, что мы лучшие, что у нас всё передовое и современное. что мы живем в самой лучшей, счастливой и процветающей стране, что мы несем МИР окружающим нас народам не осталось НИЧЕГО. И окружающие нас народы как оказалось все поголовно нас ненавидят, презирают и боятся.

     И как в сказке народ не зря шептался что Король то голый, хоть тех кто это говорил ловили и прятали в психушки, ну явно ведь не в себе человек раз он не верит  в это, вдруг в один момент все увидели что он действительно голый. И уже можно было говорить что голый, сначала шепотом, потом со страхом погромче, а потом во весь голос. И оказалось что ни армии нет, ни милиции, ни всесильного КГБ. Они просто струсили и разбежались, а некоторые вдруг сами начали кричать.

      Никто и подумать не мог ещё полгода до развала страны что такое вообще возможно. И бац! Нет СССР. Буднично и просто, да так что и не понял никто и ничего.

раскрыть ветку 3
0

что ж вы так боготворите то эту алкашню и наркомана

раскрыть ветку 1
0

это вопрос или утверждение?

0
Я выросла на Цое. У родителей были плакаты, фотокопии с автографами. Как жаль, что я все это не сохранила. Для меня это детство, это мир, это человек который вводил меня в эту жизнь. Я никогда не была ярой фанаткой, не скупала торбы и футболки с их эмблемой и прочее. Но всю мою жизнь, когда я вижу упоминания о нем, высоком, красивом и с такими же текстами, которые просто вросли в меня с детства. Я не могу оставаться равнодушной.
А. 31 год
-1

Много лет прошло а Цой так и остался в нашей памяти певцом,бунтарем,антисоветчиком.Как все молодые люди в то бурное время

раскрыть ветку 17
+14
Не думаю, что Цой был антисоветчиком. Бунт против кондового уклада был, против конкретно СССР вряд ли.
раскрыть ветку 16
+4

Цитата:

"Потому что мы исходим из того, что социум советский был совершенно особым. И мы были в нем абсолютно асоциальными элементами. В принципе, мы сделали все, чтобы этот социум был разрушен, - вот. И приложили к нему все силы. И я, и Цой косили от советской армии, чтобы нас не послали, там, подавлять какое-нибудь восстание, типа пражского, пражской весны, или просто какую-то абсурдную авантюру в Афганистан. Или даже, как в начале 60-х, расстрел своих же сограждан в Новочеркасске. Понимаете, мы знали историю, поэтому мы были к тому социуму асоциальны."

раскрыть ветку 15
-3

... несколько вопросов культовому человеку - Александру Липницкому - основателю и бас-гитаристу группы "Звуки Му" ...
Што, блять, основателю?!

раскрыть ветку 1
0
Да. Считается так, - что Липницкий один из основателей.
-5

Но ведь Цой играл не рок.

раскрыть ветку 4
+2
А что же он играл?
раскрыть ветку 3
+3

Бард он.

Как здорово, что все мы здесь ждем перемен.

раскрыть ветку 2
-7
Да когда ж вы все его уже в покое оставите...
раскрыть ветку 3
+4

Не оставят. Да и ничего обидного не сказали.
Хотя я и не со всем согласен, но естественно не буду заочно спорить с Липницким

ещё комментарии
-11

Русского рока вообще не существует. Одно подражание.

раскрыть ветку 1
+2
Держи нас в курсе. Нам важно твоё мнение
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: