Велесова ночь
(роман-фэнтези)
(продолжение)
ГЛАВА ПЯТАЯ
ВСТРЕЧА СТАРЫХ ДРУЗЕЙ
«Ты погуляй, покуда… Нам потолковать надобно с глазу на глаз», — попросил Святозар кудесника. Тот поклонился и молча пошёл по своим делам. Волхв пропустил в хижину Ивана, затем вошёл следом. Движением пригласил сесть на скамейку, сел напротив и принялся пристально разглядывать доктора.
- Ну здравствуйте, Иван Сергеевич, — обратился Святозар, — Вот вы значит какой?
- Какой? — не понял Иван.
- Совсем не такой, каким вас Светлана описывала…
- Светлана?..- изумился Иван. Он решительно ничего не понимал, как ни старался. Мозг готов был вот-вот взорваться и забрызгать помещение.
- Позвольте представиться? — продолжил верховный, — Доктор исторических наук, профессор Святозаров Сергей Николаевич.
- Профессор Святозаров? — изумлённо промолвил Иван, — Тот самый Святозаров? Но как?.. Тот Святозаров, который научный руководитель Светланы?..
- Да, тот самый, к кому ушла ваша жена. Уж простите меня?
- Но это был её выбор…
- Да я ничего не говорю, тем более уже столько лет прошло, — как бы, попытался оправдаться доктор, — Вы и здесь, в таком качестве!? Поверить не могу!
- Уж придётся поверить, милейший Иван Сергеевич… — заверил его Святозар.
- А Светлана? Она тоже здесь, с вами?..
- К сожалению, Светлана скончалась… — грустно ответил Святозар.
- Когда?
- В конце 1998 года, в ноябре.
- Как это произошло? — поинтересовался Иван.
- Чтобы вам было понятно, начну с самого начала… На этот туман мы со Светой наткнулись, чисто случайно, ещё в 1982 году. Впоследствии, рассчитав периодичность, и выяснив все зако- номерности, поняли какую научную ценность для истории, как науки, может иметь это явление, но решили, до поры, не раскрывать тайну. Мы стали регулярно проходить на эту сторону и, под видом странников изучать жизнь древних славян, как говорится, из первоисточников. Мы готовили настоящую «бомбу» для научного мира, но… грянула перестройка, Советский Союз стал всё больше скатываться в хаос, все кинулись судорожно зарабатывать деньги на чём угодно, наука стала никому не нужна. К 1990-му году всё стало, на глазах, разваливаться, а в 1994-м наш институт переформировали, начались сокращения и увольнения. Меня, как профессора не тронули, а вот Светлана попала под сокращение. Мы даже бедствовали, работы не было, пере- бивались гонорарами от моих работ, но вскоре и их издавать перестали. Я ушёл из института и устроился грузчиком на рынок… А в 1996-м году у Светы обнаружилась опухоль мозга. Она очень тяжело болела, а в 1998-м её не стало. После похорон, я продал нашу квартиру и ушёл в туман, пользуясь своими знаниями очень быстро добился высокого положения.Теперь я верховный волхв Святозар. Ну а вы как всё это время жили?
- После того, как Светлана меня покинула, депрессуя по этому поводу, я постепенно скатился от банального бытового пьянства до запоев, стал пропускать дежурства, опохмеляться на работе. В один прекрасный день терпение сотрудников лопнуло, меня уволили по статье с московской скорой. Пока были деньги, я мало о чём задумывался, продолжал пить, начал заводить сомнительные знакомства, а когда деньги закончились понял, что дальше так жить нельзя… Узнал, что на одной из областных скорых серьёзный кадровый дефицит и устроился на работу туда. Ни женой, ни детьми с той поры не обзавёлся, живу один в старой квартире… На работу ездить конечно не очень удобно (приходится рано вставать, чтобы успеть на первую электричку), а в остальном всё обыденно.
- Я после смерти Светы больше туда не возвращался… А как там постперестроечная жизнь? Лучше стала? — поинтересовался Святозар.
- Да какое там, Сергей Николаевич! — возмутился Иван.
- А что так?..
- Только хуже стало! Во власть пришли то ли недоумки, то ли диверсанты: цены взлетели неимоверно, образование разрушили, всё оптимизируют: то укрупняют, то разделяют, природные ресурсы продают, а народу от этого ни горячо, ни холодно. Поговаривают, что пенсионный возраст будут увеличивать, экономика в руинах, а по телевизору звучат бравурные речи, что мы на подъёме. Чистый смех на лужайке. Из народа идиотов делают, будто мы ничего не видим и не слышим, итоги выборов постоянно подтасовываются, и при чём, в наглую. на глазах у всех!
- Да… не весело…
- Да что уж тут весёлого?.. Даже грозятся ввести лицензию на сбор в лесу грибов и ягод! — вздохнул Иван.
- Даже так?.. Да, хорошо, что Света этого не застала, она очень переживала развал Союза… — грустно изрёк волхв.
- Да шутка ли?.. Три поколения в мясорубку пустили! Я знаю, что дебилов не так много на Земле, но у нас они так умно расставлены, что встречаются на каждом шагу и, преимущественно во властных структурах! Будто готовят страну к сдаче Западу без единого выстрела!
- Ну вы так не кипятитесь… Я, как историк, знаю, что в России неоднократно случались смуты, из которых она всегда выходила победительницей, хотя и не без крови…
- Вот это-то и угнетает, Сергей Николаевич, ведь погибали всегда лучшие, а подлецы выживали и во власть лезли.
- Ну чисто по писанию: … и живые будут завидовать мёртвым… — задумчиво произнёс верховный.
- Уже завидуем!..
- Ну а сами что думаете делать, я имею ввиду вашу троицу? — поинтересовался Святозар.
- Да думаем туда вернуться, закончить все дела и обратно сбежать из кошмара, раз там уже жизни никакой нет. Вон у Алёшки с Валентином здесь уже и семьи образуются, да и знания наши могут тут пригодиться, и люди здесь добрее и умнее.
- Это верно- и добрее, и умнее, хотя и грамоте не обучены, — подтвердил Святозар, — Завтра, после полудня жду вас троих на большой совет. Придёте на капище и всё решим…
ГЛАВА ШЕСТАЯ
БОЛЬШОЙ СОВЕТ
По возвращении от Святозара, Иван сообщил Алёше, а тот Валентину, что на завтра, пополудни верховный ждёт всех троих на большой совет. Известие было принято спокойно и даже с некоторой радостью, потому что внушало уверенность в завтрашнем дне. Друзья собрались у сторожки привратников за кружечкой чая из трав, обсуждая предстоящую встречу с вер- ховным:
- Очень замечательно, что Святозар не стал волынить, а сразу решил все вопросы закрыть! — заметил Алёша.
- Что же в этом замечательного? Растолкуй? — задал встречный вопрос Антоныч.
- Ну, не знаю, Антоныч, хоть какая-то ясность появится… — стушевался Алёша.
- Ну а если эта ясность будет не в твою пользу, что тогда? — наседал помощник кузнеца.
- Не расстраивай юношу, Антоныч, — осадил Иван, — Парень только жить начинает: через два дня поднимаем его будущего тестя, ему предложение делать придётся, потом жениться… А ты малому «крылья режешь», — засмеялся Иван.
- Сергеич, да я ничего плохого не имел ввиду. Пусть только не «делит шкуру неубитого медведя», — оправдался Валентин.
- Ладно, что гадать? Одно знаю точно, что Святозар не враг нам… — успокоил собравшихся Иван.
Услышав приближающиеся шаги, друзья повернули, как по команде головы в сторону звука. Из сумрака ночи, к костру вышла Велена:
- Доброго времени всем, — поприветствовала женщина.
- И тебе, Велена не хворать! — приветствовал Иван, — Попьёшь с нами взвару?
- Благодарю, мудрый лекарь, но я за мужем пришла… Детки кличут к столу отца, совсем разбаловались, ничего без его слова не хотят слушать, — улыбнулась женщина.
- Ничего себе! — удивился Алёша.
- Когда мамку не слушают- это непорядок! — доктор повернулся к Валентину, — Ступай, отец, наводи порядок в семействе, да завтра не опаздывай, подойдёшь и вместе пойдём на совет.
Валентин поднялся со своего места, глядя на женщину такими влюблёнными глазами, что у Алёши остановилось, на какое- то время, дыхание, а у Ивана в глазах предательски блеснули слёзы.
- Вот это любовь, Сергеич!!! — восторженно промолвил Алёша, провожая долгим взглядом приобнявшихся Велену и Валентина, — Ну ни фига себе, Иван Сергеевич! Я не узнаю нашего Антоныча!
- Алёшка! Да ты на себя посмотри?
- А что я?..
- А ты думаешь, что у тебя всё выглядит иначе?
- Конечно иначе! — запростестовал Алексей.
- Ой! Святая простота! Да вы, влюблённые, все на один манер!.. Как видите предмет своих обожаний, так глаза горят, руки трясутся, дыхание частит, а сердце колотится так, что слышно за версту!
- Что, правда?..- смутился Алёша.
- Кривда, блин! — рассмеялся Иван.
- Да ну тебя, Иван Сергеевич, опять подкалываешь! — отмахнулся Алёша.
- Всё! Больше не подкалываю… Иди ворота запирай, да пойдём на стену. Пора на дежурство…
- На следующий день, в полдень, наши герои, без опоздания, пришли на капище.
При входе их встретили молчуны верховного, после личного досмотра, один из охранников проводил всех троих в хижину Белослава. Внутри, полукругом сидели старцы и о чем-то бесе- довали вполголоса, по бокам от них стояли молчуны в надвинутых до уровня глаз капюшонах. Увидев троих входящих, старейшины прервали разговор и повернулись в их сторону.
Трое вошедших, не сговариваясь, выстроились в шеренгу, одновременно поклонились в пояс, а Иван, от лица всех, приветствовал старцев:
- Здравы будьте на многия леты, мудрые старцы! Мир вам в вашем доме!
- И вы здравы будьте, страннички! — ответил за всех Святозар, указал на лавку в стороне, — Присядьте вон там, покуда мы будем дознание делать…
Святозар сделал знак молчуну, тот ненадолго вышел, потом вернулся, ведя связанного Ясномысла, усадил его на чурбак, перед старейшинами и, с поклоном, отошёл в сторону. От увиденного нашей троице стало, как-то, не по себе, но виду никто не подал, продолжая сохранять каменное спокойствие (что и говорить… скоропомощная выучка), за спиной узника стал один из молчунов. Верховный, о чём-то пошептавшись с кудесниками обратился к Ясномыслу: - Расстроил ты меня, Ясномысл… Очень расстроил… Мне подробно всё рассказали и кудесники, и люди, а замысел твой я понял сполна. Вина твоя велика и перед Богами, и перед людьми, а потому ответ ты держать будешь перед всеми волхвами. Тебя я забираю с собой, на совет волхвов, там будем решать твою судьбу, — Святозар сделал знак молчуну, — Отведи его и позови к нам Ворона. Молчун поставил на ноги Ясномысла, и, буквально, выволок его из избушки, вскоре пропустил вперёд себя атамана ватажников.
- Присядь, Ворон, — Святозар указал на чурбак, где недавно сидел бывший волхв.
Атаман поклонился старцам, присел на указанное место.
- Дела твои мне ведомы, — начал верховный волхв, — и просьбы твои знаю… Наказы мои выполнял исправно, многих бед не допустил, потому просьбу твою исполню… Только опричь исполни последний мой наказ: ватагу свою отпусти, чтобы духу их здесь не было… Сказывай им что хочешь, но молодцы твои должны покинуть эти места. После придёшь ко мне, а в Велесову ночь уйдёшь в туман, — верховный кивнул на друзей, — вон с ними. И дай мне слово, что к старому не возвернёшься, ни то я и там тебя достану, а кара моя, ты знаешь, будет очень жестокой!
- Клянусь, отец родной! — атаман упал на колени, начал биться лбом об земляной пол, слёзы градом катились по его щекам, он на четвереньках подполз к верховному и попытался по- целовать его ноги, но бдительный молчун резким движением усадил Ворона обратно на чурбак.
- Проводи, — распорядился Святозар.
Молчун подхватил под локоть Ворона и вывел его на улицу. Настало время нашей троице вкусить благодать от мудрости верховного волхва:
- Ну что же… Теперь с вами… — Святозар взглянул на наших героев, — Вы, в своём Мире какому Богу молитесь?
- Вообще, в нашем Мире почитают Христа, но мы Его не жалуем, — ответил за всех Иван.
- А что так?..- поинтересовался верховный.
- У каждого есть свои основания, — уклончиво ответил доктор.
- Ну, дело ваше, — проговорил волхв, — Ну а к нашей вере как относитесь?
- А что, правильная вера! — опередил Ивана Алёшка.
- Алёшка! Не встревай! — одёрнул его доктор.
- Ты, лекарь, не спеши молодца осаживать, он тоже сказать хочет, — усмехнулся Святозар, — Продолжай?..
- Вера правильная! — продолжил Алёша, — К природе близкая, к земле, Боги никого своими рабами не называют… Разве это плохо?
- Тут ты прав, вера наша идёт от Рода и находится приРоде, а Род- создатель всего сущего и рабов у нас нет, — поддержал его Святозар.
- Так вот я и говорю, что очень всё правильно - по уму.
- Ну ладно, с тобой, молодец, всё понятно, — остановил Алёшу волхв и обратился к Антонычу, — Ну а ты что думаешь по этому поводу, кузнец?
- Извини, но я, пока, только помощник кузнеца- подмастерье…
- Воля твоя… — поправился Святозар, — Так что ты по этому поводу думаешь?
- А что мне думать? За меня Сварог, Велес и Семаргл подумают, а я Их волю исполню!
- Да ты, я гляжу, образован? — изумился волхв.
- А у меня жена образованная, и шурин подкован, — ответил Валентин.
- Вот оно даже как? — рассмеялся Святозар, — Да, страннички, удивили, так удивили! И что это вас Ясномысл так невзлюбил?
- Видимо, он посчитал, что мы для его планов помеха, — вступил в беседу Иван, — Только, когда шатун Лесьяра поломал, мы просто сделали свою работу с Алёшей, когда Молчан с Валентином Ясномысла увидели, Валя сделал свою работу. Мы не знали, что Ворон на нашей стороне, а если бы он и не был на нашей стороне, мы бы всё сделали, чтобы спасти деревню, да Ясномысла тебе на блюде принесли вместе с Вороном и его ватагой.
- Ой ли? — усомнился Святозар.
- Зря сомневаешься! Мы в Афгане и не такое делали с душманами! — подтвердил Антоныч.
- При этих словах Святозар очень серьёзно посмотрел на Валю.
- Верю, Валентин…
- А что такое Афган? — заинтересовался Возгарь.
- А Афган, дорогой Возгарь - это то место, куда никому из смертных попадать не стоит, а Валентин и Иван там побывали и вернулись живыми.
- Так они волхвы? — изумился Возгарь.
- Нет… Иван- лекарь, а Валентин- воин…
- А Алёшка?..- не унимался кудесник.
- А Алёшка- дурень… — спокойно констатировал факт Святозар.
- Извините! Господин верховный Волхв! Это почему я дурень?! Я с этим категорически не согласен! — возмутился Алексей.
- А и ладно! Да шучу я, Алёша, шучу… — примирительно сказал волхв, — Не обижайся…
- Ладно, не буду обижаться, — согласился Алексей.
- Вот что!.. Пока я тут с вами балагурил, то всё думал что же с вами дальше-то делать? — обратился к кудесникам, — Ну а вы что молчите? Скажите своё слово?..
- Первым нарушил молчание Белослав, - Я так думаю, что Алёша и Валентин хотят обзаводиться семьями…
- Почему хотят?..- возмутился Валентин, — Я уже обзавёлся!
- Вот я и говорю, а один даже уже обзавёлся, — продолжил Белослав. — Стало быть, они не собираются никуда уходить. Вот здесь и кроется основная неурядица…
- В чём?..- поинтересовался Святозар.
- А твоё обещание Ворону, что отправишь его с чужаками в туман? — напомнил Белослав.
- А в чём проблема? — заговорил Иван, — Все мы прекрасно знаем, что когда в туман заходишь отсюда, то там проходит год, а когда возвращаешься обратно, то проходит всего день, или два… Я не понимаю, что вам мешает подождать нашего возвращения до завтра?..
- Не это, Иван, меня беспокоит! — Святозар взял слово, — Слишком часто стали с той стороны приходить попаданцы. если так и дальше пойдёт, то весь кошмар переместится к нам, а мне этого не очень хочется… Мне уже хватило ватаги Ворона!.. Надо думать как закрывать проход, чтобы ни туда, ни от туда никто не просочился.
- А место перехода только одно, других нет? — заинтересовался Валентин.
- Наше-одно… - ответил Святозар.
- Где могут ещё быть переходы? — продолжал спрашивать Валентин.
- Это мне не ведомо… — ответил Святозар.
- Это не есть хорошо… Но я попробую проанализировать эту зону… Может удастся её закрыть направленным взрывом, ну или колючкой затянуть… — задумался Валентин.
Все присутствующие глубоко задумались над возникшей проблемой и над возможным её решением. Первым ответ нашёл Валентин:
- Святозар, сколько в глубину туман?
- Метров триста… — ответил Святозар.
- А в ширину?..
- Метров сто…
- Так вот, что я придумал! — с энтузиазмом начал Валентин, — С той стороны, где-то метров за десять от границы тумана, мы растягиваем колючую проволоку с предупреждающими знаками, типа: «Проход запрещён! Стреляют!» и я делаю растяжки, которые подрываю при уходе в туман, а с этой стороны, опять же, метров за десять делаем серьёзный завал деревьями, который пройти будет очень трудно. Таким образом мы заткнём эту брешь в обороне нашего Мира от скверны. Ещё я думаю, что тот взрыв просто разрушит портал…. Ну как вам идея?
- А ты уверен, что в другом месте не появится такой же переход? — задумался Возгарь.
- Не уверен, но на нашем участке граница будет закрыта! — уверенно заявил Антоныч.
- А коли прознаем про другие переходы, то и туда послать десант не долго! — улыбнулся Святозар.
- Верно!!! — согласились все.