Вот как музыканты умудряются одновременно и ноты читать, и на дирижера смотреть, чтобы видеть, в кого он палкой тычет?
Нет. Ноты редко запоминают вот прям наизусть. Только если очень сложное место. У нас оркестр например по 10 разных концертов иногда в месяц играет. 2-3 дня на концерт, физически нереально запомнить. Ноты просто читаешь, как книгу.
Ноты редко запоминают вот прям наизусть.
Хочется поспорить, но у вас то оркестр, а у меня нет)
Поэтому прост скажу, что я имел ввиду, что музыкант помнит большую часть произведения, а для остальных случаев, как раз и лежит перед ним нотная книга.
Иначе, и вправду, когда ж на дирижёра смотреть?)
"В приличных оркестрах на дирижёра не пялятся". На дирижёра не нужно смотреть постоянно. Все в партии( в нотах) написано и свои уши есть. На него смотрят в нескольких ключевых моментах, либо когда что-то пошло не так. Либо когда он специально усиленно привлекает внимание. Либо когда у музыканта огромная пауза в 100500 тактов, и лень считать, или сбился. Ноты учат наизусть только в очень сложных местах, которые требуют проработки. И то, не специально учат, а пока прорабатывают выучивается само. Иногда на подготовку новой программы, в которой больше часа музыки, отводится 2 дня. Успеваешь запомнить форму произведений (какие части за какой и тд), сделать пометки по штрихам и динамике(громче - тише) но ноты запомнить нереально да и не нужно.
Например вот этот анекдот просто проза жизни.
Гастроли оркестра, после вчерашнего концерта идёт репетиция перед следующим. Дирижёр говорит оркестру:"Значит так.Первая цифра у нас будет не на 4 четверти,а на три, 7-я на полтона выше, 8-я опять на полтона выше, из 15-йцифры уберите фермату из 12-го такта,темп в 16-й не адажио,а престо,в 18й зачеркните репризу и она на тон ниже." Музыканты все в шоке!Исправляют партии.Итут вокалистка спрашивает "А мне что делать?"Дирижёр:"А Вы ,милочка пойте как вчера!!!"
ПС: но все знаю, что петь она все равно будет как захочет и это бесполезно)))
Не тупой, просто в анекдоте много муз терминов) да, это про то, что проще всему оркестру подстроиться под вокалистку, чем ей объяснить что не так)
Я как раз термины-то все понял, меня уже от изменения с 4 четвертей на 3 передёрнуло :D ну фермата если честно, и хер бы с ней, но остальное полная дичь)
Да понятно что остальное для красного словца) но общее настроение верно передает. Особенно ферматы. Сегодня репетировали с одним - у меня прям в нотах отмечено где он ферматит, прям его фамилия на фермате... Спел без нее. Молодец)) а на концерте ведь точно ее споет)) и ещё парочку симпровизирует.
А вот из реальных. Оркестр в оркестровой яме. Ударник ушел в буфет тк ему в конце длинного произведения нужно было один раз очень громко ударить в гонг и все, больше игры нет. Вернулся - услышал что не успевает дойти до гонга, и запустил в него яблоком. Успел. Если интересно, почитайте Зисмана, "Путеводитель по оркестру ..." Очень забавная книжица, очень вкусно написанная.
СССР. Пришла комиссия на предмет прослушивания программы оркестра. После прослушки к дирижёру подходит человек в строгом костюме.
Человек:
- Скажите, а почему у вас барабанщик так редко играет. Стукнет и молчит, стукнет и молчит.
Дирижёр:
- Да понимаете, у него партия такая...
- Вы это бросьте, партия у нас у всех одна. А вот стучать надо чаще.
Ну тут много всего, люди вон целые книжки воспоминаний пишут на эту тему. Но из банального например кто-то вступил не в том темпе и все начинают разваливаться, тк половина идёт за солистом, а половина держит прежний темп. Или кто - то вступает не в свое время, а остальные ориентируясь по нему, тоже начинают не там и тд.. Когда с солистами оркестр работает, там вообще что угодно может пойти не так. Особенно с вокалистами. Например вокалисты любят на репетиции петь в одних темпах и с "зависаниями" в определенных местах, а на концерте - как на душу положит. Но это скорее про стандартные вещи. Про форс-мажоры проще анекдоты рассказывать)
Тебе надо вступить на 48 такте соло флейтиста. Он сидит за 8 рядов от тебя, а рядом литавристы и трубы гремят - ты его не видишь и почти не слышишь.
Солисты - это другое. Я соло играю тоже наизусть. Там совсем другая работа. А с пианисткой там вроде не поняли друг друга с оркестром, не договорились нормально какой именно концерт играют.
Дирижёра видишь как бы фоном. И на него не нужно смотреть постоянно. Только в ключевые моменты.
Они свои ноты наизусть должны знать. Просто следят за ними и дирижёром, чтоб попадать в его темп
Откуда вы берётесь, профи? Конечно никто наизусть не учит. Просто читаешь по ходу жизни. А на дирижёра не обязательно смотреть все время. Тут свои тонкости.
Всю жизнь на одно произведение положить? К 90 годам всю партию прочитать можно успеть. Но я таких не видал в оркестрах
Некоторые вещи, которые постоянно идут в репертуаре, действительно почти наизусть запоминаешь. Но не специально, просто само собой. "По ходу жизни" довольно устойчивое выражение. Странно что вы его так трактуете.
"по ходу жизни" знаю. Слово "прочитать" знаю. Значит "однократное прочтение текста от начала до конца". А у вас звучит так, что на это самое однократное чтение надо всю жизнь положить :)
Не прочитать, а "читаешь". Да, работая в оркестре, читаешь по ходу жизни свою партию. Только не одно произведение а множество разных. Никаких противоречий нет)