В свете софитов

С этого я начну серию записей об осветительной и прочей огневой бытовой технике времен развитого стимпанка и дизельпанка. Она может выглядеть безумно, но остается вполне реальной. Заодно это слегка меняет представление об "отсталом газовом и керосиновом свете, бесславно отступающим под натиском электрификации". Потому, что конкуренты были очень сильными (а электрический свет - откровенно слабым) Переработано и дополнено.

Ч1. Большие дети.

На грани 18 и 19 веков в руки к ученым попадает новая игрушка - газосмесительная горелка на водород-кислородной смеси. Она давала стабильное бесцветное пламя температурой под 2800 градусов - и физики с химиками немедленно начали поджигать и плавить все, до чего дотягивались руки. И шо? Водородное пламя бесцветно и светить не может, да и полосочки в спектроскопе тоже не светят и не греют...
В начале 1820-х британский ученый(тм) Гёрни заметил, что оксид кальция в бесцветном пламени водородной горелки начинает светить белым светом. Вот примерно так:


Эффект заинтересовал и Герни, и других физиков. Почти сразу же Берцелиус обнаружил подобный эффект у солей циркония, а Томас Друммонд, увидев демонстрацию света оксида кальция у Фарадея, вдруг понял: ЭТО ИДЕЯ!

Ч2. В свете софитов

Идея Друммонда была проста, как лом. Раз оксид кальция светится в пламени водородной горелки - значит так и нужно светить! В смысле, водородной горелкой на кусок этого самого оксида. Именно такой осветитель он и предложил в 1827 году.

Для городского и вообще какого-либо освещения подобное устройство было дорого и сложно, но вот в театрах освещение сцены "Друммондовым светом" вполне прижилось. Государственные и пожарные надзоры были еще беспомощны, а все большие пожары были еще впереди, так что новый яркий светильник еще несколько десятков лет оставался на сцене. Яркость списывала все недостатки включая пожароопасность и взрывоопасность водорода. Наверное.

Да, кстати, свистеть в театрах не принято потому, что свист в эти отдаленные времена означал - да, газовую тревогу!

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube


Обратите внимание, горелка друммондова света ставится перед роликом так, чтобы раскалялась именно часть ролика, обращенная к фокусирующей линзе. Никаких рефлекторов в те времена толком не было.

В общем, в такой форме калильное освещение прижилось только в театре (где и стало непосредственной причиной изобретения "железного занавеса" лет через 50).

Очевидно, у Друммондова света была пара крупных недостатков:

1. Это водород. Газ редкой падлючести и взрывоопасности. Вырабатывался на специальных установках или в переносном генераторе типа автогена. В любом случае, водород следовало заменить на что-нибудь еще.

Водород можно было бы заменить, например, светильным газом. Это смесь водорода и угарного газа, способная гореть ярким пламенем. Светильный газ вырабатывался на специальных газовых заводах, был ядовит, взрывоопасен - но очень популярен в городах - потому, что ничего лучше для освещения не было. Беда в том, что светильный газ горит очень так себе и с водородом ни в какое сравнение не лезет.

Или ацетиленом. Ацетилен тоже отлично горит ярким пламенем - но по взрывоопасности и падлючести превосходит даже водород. Впрочем до начала массового производства карбида лет через 70, об ацетилене говорить нечего. Он есть, но в промышленных количествах его нет.

Можно даже природным газом, но это уже совсем фантастика - кто будет тащить через сотни километров газ, который толком и светить-то неспособен, да и греет тоже слабенько?


2. Это сама конструкция светильника, сложная и, опять же весьма проблемная.

Во-первых, сама горелка. Для работы кислородной горелки нужен подвод газа и кислорода. Hа час горения одного светильника требуется около 75 литров кислорода и около 150 литров водорода. Это нормально для лаборатории, но слишком дорого для городских фонарей. Кроме того, у большинства кислородных горелок есть пренеприятнейшая способность к "обратному удару", когда пламя проскакивает в горелку и с шансом отправляется по шлангу в сторону баллона с газом. А значит, кроме всего остального нужны еще специальные клапаны или гидрозатворы, чтоб обратный удар не дошел до топлива.

Казалось, бы, все просто. Атмосферная инжекторная горелка, правда же, попаданцы? Она проста, к обратным ударам практически не склонна (иначе газовые плиты так и не появились бы), требует подачи только топлива и вообще замечательна во всех отношениях. Вот только пресловутая бунзеновская горелка появится только лет через двадцать. В 50-х годах, почти одновременно с керосином. И до фонарей она дойдет лет еще через эндцать. А самое главное: температура пламени атмосферной инжекторной горелки заметно ниже кислородной, так что ни о каком ярком свете оксида кальция или циркония речь идти вообще не может.

3. Соотношение газов нужно точно регулировать, причем в реальном времени. Здесь техническая мысль 80 лет вертелась, как могла. От газовых подушек с калиброванными гирьками -, как простых, так и спаренных

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube

Иногда оснащенных регулировочным механизмом из говна и палок

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube

Это, кстати, позднее изобретение, уже начала ХХ века, когда появились прочные газовые баллоны. Ранний друммондов свет работал от химических генераторов по типу бидончика "автогена" у сантехников.

И вплоть до специальных помп с цилиндрами разного диаметра для накачки нужного соотношения водорода и кислорода

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube


Это очень позднее устройство, времен заката друммондова света - но все равно сложное и хреновое.

В общем, наилучшие результаты регулировки показывало только одно устройство - "интеллектуальный сервитор".

И это было половиной проблемы. Вторая половина была еще занимательнее: в светильниках друммондова света светился здоровенный ролик из извести. Примерно такой:

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube



Такой ролик, накаляемый горелкой, выгорал неравномерно и требовал вращения специальным механизмом. Кроме того, неоднородности и даже сырость при таком объеме приводили к растрескиванию при нагреве. Прямо во время выступления оперной дивы. С этим точно нужно было что-то решать и на это ушли годы исследований, по итогам которых выяснилось, что РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ и в тонком слое светимость и оксида циркония, и оксида кальция заметно возрастают. В 1834 Тальбот создает первый прототип того, что впоследствии назовут "калильной сеткой" - бумажный стаканчик, пропитанный солями кальция. При нагреве бумага сгорала, а минеральный скелет начинал ярко светиться. Увы, прототип так и остался прототипом; друммондов свет до своего заката так и светил раскаленными роликами. На самом деле были попытки заменить ролики дисками и черт знает чем еще, но все они остались безуспешными.

И если в театре с этим можно было бороться или мириться, то сколь-нибудь портативный светильник друммондова света становился невыносимо громоздким. Надо было что-то делать.

Кому же нужен переносной прожектор на водороде? Нууу... Конечно, театры ТОГДА были намного менее илитарным времяпревождением, но для широких масс было и более известное развлечение: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЕМ. То есть, проекционным фонарем со стеклянными картинками, которые позже станут "слайдами".

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube

Картинки могли быть самыми разными - от обучающих и художественных до самых низкопробных ужастиков с адом и демонетками.

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube



Вот только...

Свечной фонарь или многофитильная лампа (типовые источники света в старых волшебных фонарях) этого самого света толком не давали. Ну никак не больше сотни свечей в самом совершенном варианте. А вот друммондов свет - если бы его засунуть в проектор... ну хотя бы чемоданного размера...
И хорошо бы, чтоб баллонов не было вообще, а лампа была не сильно больше масляного проектора. Но это даже на середину 19 века было ненаучной фантастикой. Но некоторые идеи появились:

Техническая мысль пошла в сторону светильника с подачей испаренного жидкого топлива - в кислородную горелку (без кислорода известь все еще не светила). Причем, не фитильную, с ее откровенно слабыми возможностями к подаче топлива, а лампу с испарением жидкого топлива и приготовлением топливной смеси.. ну не обязательно в горелке, кек. Если вы представили какой-то вариант керосинореза - забудьте. Никто не искал легких путей. Первые жидкотопливные калильные лампы произошли от весьма экзотических горелок на "карбюрированном воздухе".

Карбюрированный воздух - это воздух, насыщенный парами топлива. В устройстве, естественно, названном.. нет, не "карбюратором", а "сатуратором" (впрочем, фактически это был таки карбюратор). Чаще всего в переносных устройствах использовался барботажный карбюратор (воздух пробулькивается через топливо), более известный, как "бульбулятор". В качестве топлива использовался эфир, газолин (легкокипящие фракции нефти; петролейные эфиры) или бензолин (бентол, КМТА, "мулька" - бензол-толуольная фракция отходов коксохимического производства).

Переносной калильный проектор объединил самые заметные черты друммондова света и карбюрированного воздуха. На фонаре ставился топливный бак-"сатуратор" для эфира (газолина, бензолина...) и трубка для подключения кислородного баллона. В простейшем случае кислород пропускался сквозь эфир в баке и шел в горелку. Оно светило, но работало только на химически чистом топливе (диэтиловый эфир - никакого фракционного состава; только чистое вещество!)

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube



Если же использовать в таком сатураторе "натуральное" топливо типа газолина или бензолина - то сначала выгорят легкие фракции, потом пламя переобогатится, яркость света резко снизится, а известковый ролик будет испорчен.

Более совершенным был сатуратор с двойной подачей кислорода - часть бульбулировала сквозь топливо (которым мог быть уже и газолин или бензолин) а часть пускалась в чистом виде в горелку. В этом случае горелка работала на смеси карбюрированного кислорода и чистого кислорода - и сервитор мог в любой момент времени подрегулировать пламя.

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube
В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube


Получился вполне компактный переносной в чемодане проектор! Вон там в середине эфир-кислородный бульбулятор стоит как раз!

В свете софитов Освещение, Техника, Ретро, Длиннопост, Познавательно, Видео, YouTube


Жидкотопливный "друммондов свет" на эфир-кислородном, бензолин-кислородном или газолин-кислородном топливе продержались до первых 20 лет 20-го века. Несмотря на высочайшую пожароопасность светильника и самого топлива; несмотря на развитие альтернативных источников света - яркость друммондовых светильников превосходила калильные светильники первого, да и второго поколения, а удобство использования - атмосферные угольные дуговые лампы (ну, чтобы превзойти ЭТО, много сил не нужно; дуговые лампы были просто ужасны). Ирония ситуации была в том, что эпохи угольных атмосферных дуговых ламп и друммондова света практически совпали; появились они почти в одно время и исчезли тоже почти одновременно.

Да, с появлением ацетилена, кислород-ацетиленовые прожектора "с прочным телом накаливания" по яркости и мощности под миллионы свечей(!) всерьез конкурировали с последними угольными дуговыми прожекторами.

В любом случае для освещения друммондов свет совершенно не подходил ни в каком виде. Так что инженеры почесали репу и сказали: "Мы пойдем другим путем!" Но об этом в следующий раз.