В действительности все не так, как на самом деле. Ежи Лец Часть 2

Продолжение.


Сказочный. Пионерлагерь назывался Сказочный, а не Голубые дали. После публикации первой части, что-то мучило меня и я стал копаться в семейном архиве и пересмотрел древние фотографии. А в Дали, я ездил ребенком и пионерил там две-три смены. Однако вернемся в Сказочный. Вот он.

В действительности все не так, как на самом деле. Ежи Лец Часть 2 Авария, Катастрофа, Ликвидаторы ЧАЭС, СССР, Длиннопост

Это было прекрасное, тихое место, про которое я мало что помню. Я видел его только в сумерках, так режим работы был довольно жесткий. Нас поднимали в 5 утра. Пол часа на еду и умыться и в 5.45 автобус покидал территорию. Дорога занимала около 3-4 часов. По дороге 2 блок поста с проверкой бейджей ( каждый носил что то типа пропуска на шее). В зону просто так попасть было нельзя. В августе ( по слухам ) в зоне были задержаны корреспонденты западных масс медиа. Местных в приделах зоны ( 30 км) не было вообще. Все было пусто. Людей вообще нет. Во дворах машины стоят, белье на балконах, кое где лампочки горят и ни одной живой души. Даже собак и кошек. Рабочий день до 6 часов и снова на обратный автобус. Это были хорошие комфортные машины Львовского автозавода. На обратном пути армейский дозиметрический контроль. Армейские химбаты. Мои бывшие коллеги.

В действительности все не так, как на самом деле. Ежи Лец Часть 2 Авария, Катастрофа, Ликвидаторы ЧАЭС, СССР, Длиннопост

Я считаю, что этим ребятам было хуже всего. На улице жара 25-30 градусов, нечем дышать, а они экипированные  полностью в химзащиту пытаются отмыть машину от радиоактивной пыли и грязи. Я знаю что это такое и я врагу не пожелаю такой работы. За час работы ты полностью становишься мокрым. Пот плещется в противогазе, глаза выедает, очки противогаза запотевают. Ты ненавидишь всех и вся и единственное твое желание  ,это скинуть с себя всю эту резину и просто  упасть под дерево и нечего не делать и не о чем не думать, а просто смотреть в высокое голубое небо.

Процедура выглядела следующим образом. Транспорт доходит до точки контроля. Подходит боец с ДТ-5В ( армейский измеритель уровня радиации)  и начинает проверку загрязнения. Если уровень зашкаливает, то машину отправляют на мойку или по армейскому, на деактивацию. Пассажиры выходят и стоят в ожидании. Сколько это продлится не знает никто и надо просто ждать.  Для очистки  задействуют армейские машины типа АРС- 14 ( авто разливочная станция ). Эта машина  имеет шесть рукавов и специальные круглые щетки для того чтобы удалять радиоактивную грязь с поверхности и различных труднодоступных мест. После этого снова контроль. Если уровень снова высокой, то машину посылают на вторую очистку. Её снова моют и скоблят. Если вторая очистка не помогла, то на машину выписывается стоп-лист. то значит, что машину отправят на могильник, так как завтра ее в зону не пустят.

В действительности все не так, как на самом деле. Ежи Лец Часть 2 Авария, Катастрофа, Ликвидаторы ЧАЭС, СССР, Длиннопост

Один из Чернобыльских могильников. Обратите внимание на БРДМ ы и вертолеты. Их много. Они использовались как разведчики. Выбросы на реакторе (засыпанный реактор это скороварка ! )  были почти каждый день. Станция, как Везувий , ежедневно выбрасывала тонны радиоактивной пыли. Появлялись новые очаги заражения  и их надо было фиксировать. Вертолет облетал саму станцию. БРДМ  кружили вокруг  зоны и пытались установить изменившиеся границы пятен и корректировали карты. Исходя из этого, радиометристы определяли где и сколько можно работать ликвидаторам.  Могильников было несколько и их никто не охранял. Говорят  ( слухи ! ), что народ наведывался туда. Снимали дефицитные детали с машин. Сам этого не видел, однако поверить могу, если сломалась машина, не факт что запчасти быстро привезут. Особенно карбюраторы и оптику. Это был постоянный дефицит.


С постом дозконтроля связана интересная история, свидетелем которой я был сам. Во время очередной мойки нашего автобуса, мы с рабочими ( большинство из них я не знал, кто сел, тот и сел) стояли в тенечке , в чистой зоне и курили. Двое ребят подошли к дозиметристу и один из них, из кармана спецовки, достал что то ( было похоже на ручку ) замотанное в вощёную бумагу.

Проверь браток, вот нашли .... - сказал один из них. Усталый дозиметрист ткнул в направлении

находки свой зонд от ДП-5в ( прибор для изменения уровня радиации). Что было дальше, трудно описать. Дозик (так их звали ) отпрыгнул спиной вперед метра на два !  Он даже не кричал, он ревел : Выбрось эту х...ю , к е ---ой матери, придурок мамин ! Себя не жалко, людей пожалей ! Говорят же придуркам, не трогайте ничего, помрёте же долбо....ы !!!

Владелец неведомого предмета широко размахнулся, вощённая бумага свернула в лучах солнца и находка ( находка ли ? ) полетела в озерцо отстойника образовавшегося от воды после смыва.

Этот прибор ( ДП-5В) имеет стрелочную и звуковую (наушники) индикацию. Судя по всему, стрелка зашкалила, а зуммер в наушниках ( при больших дозах очень неприятный) вывел дозиметриста из душевного спокойствия. Что это было, мужики не сказали, но сидели очень расстроенные всю оставшуюся дорогу. Больше я их не встречал.

Быт. Никаких претензий нет. Мы жили в кубриках на 9 человек. Белье чистое. Ежедневный душ обеспечен. Питание сытное, хотя я совершенно ничего не помню. Завтрак засветло, я завтракал и дремал. Ужин, поздно, по приезду. За день ты так набегаешься в наморднике по площадке, что к вечеру, нет никаких сил или желаний. Тебе просто хочется спать и все. в нашем кубрике были шахтеры из Новокузнецка и два радиолога дозиметриста из Ленинграда.

Я спросил как то ( вечером в курилке, перед сном ), что все таки случилось ? То можешь объяснить мне причину взрыва так, чтобы я понял.

- Тяжело, но я попробую - ответил Ленинградец. Основная причина : Глупость, карьеризм и нарушение требований безопасности. А конкретно, на пальцах, дело было вот так...Он затянулся.

Они хотели к 1 Мая испытания на холостом ходу провести. Ну на скорую руку. За  это и премия и карьера начальнику , а может и орденок. 

- А конкретнее ? Что было ? Чтоб я понял - настырно  ( москвич ! ) , наседал я.

- Ну если на пальцах, да на скорую руку - ответил интеллигентный Ленинградец, - То схематично дело было так... Каждая АЭС , кроме того что она вырабатывает электроэнергию, она же ее и потребляет. Остановилась турбина, энергии на станции нет. Вообще. А энергия нужна, что бы работали насосы,которые гонят воду для охлаждения. И они решили протестировать, сколько они смогут получать электроэнергии на останавливаемой ( работающей на холостом ходу ) турбине. На затухании. Сколько реактор может питать сам себя, при внештатной остановке. Вытащили стержни ....

Он еще долго объяснял, но я так до конца и не понял. точно помню только одно :

- Понимаешь, тут так сложилось...они часто меры безопасности нарушали. Это было не первый раз. Защиту блокировали, чуть ли не спичками ! И им везло, обходилось все...А в тот день сложилось так, что реактор пошел в разнос. А это плохо лечится...

- Сами, все сами - он мрачно плюнул, затушил окурок, бросил в банку от болгарского лечо и пошел спать.


Я потом пытался читать литературу и признаюсь честно, до конца в причине аварий я так и не разобрался. Хотя, говорят, есть четырнадцать версий, выбирай любую по вкусу.

В действительности все не так, как на самом деле. Ежи Лец Часть 2 Авария, Катастрофа, Ликвидаторы ЧАЭС, СССР, Длиннопост

Будет третья часть. Про трудовые будни.

Наши 90-е

4.2K постов21.3K подписчиков

Добавить пост