В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор...

Море – суровая стихия. Человечество познало это на своём опыте, как только впервые вышло в океан на скромных плотах и лодках. Штормы и бури не щадят никого. Не раз случалось, что стихия оказывалась куда сильнее, чем самые прочные суда. Когда же пришла пора попытаться покорить океанские глубины, море показало свою истинную сущность. С погружением вниз давление воды нарастает прямо пропорционально глубине. Если опуститься слишком глубоко, то это невероятное давление могут выдержать только особым образом сконструированные подводные аппараты. Военные подлодки делать такими нецелесообразно. Их приоритеты — это скрытность и скорость. Но желание спрятаться от врага в глубине никогда не покидало бравых подводников. Во время войн это регулярно спасало жизнь субмарине и её экипажу.


После Второй Мировой и начала холодной войны попытки погрузиться на боевых подводных лодках ещё глубже не переставали предприниматься. Ранее имевшиеся наработки, разработка новых сплавов и, наконец, установка атомных реакторов на подлодки сделали недостижимые ранее глубины более доступными. Однако малейшая ошибка или поломка при таких экстремальных погружениях могла стоить жизни всему экипажу вместе с кораблём. Атомная подводная лодка США «Трешер» испытала это на себе.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Атомная подводная лодка USS Thresher в открытом море, 24 июля 1961 года


АПЛ «Трешер» (USS Thresher (SSN-593)) была спущена на воду 9 июля 1960 года. На момент ввода в строй она являлась одной из самых совершенных и малошумных подводных лодок в мире. Удачное сочетание множества новых технологий и хорошие показатели при испытаниях привели к тому, что ВМС США заказали сразу серию этих подлодок. В общей сложности было построено 14 лодок этой серии и ещё 11 по несколько изменённым проектам. Стоит отметить, что это была первая серия АПЛ такого объема, заказанная к постройке в США после окончания Второй Мировой войны.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Спуск на воду USS Thresher, 9 июля 1960 года


Лодки этого типа были предназначены для охоты на советские ПЛ и на момент ввода в строй превосходили большинство из них по своим характеристикам. Естественно, СССР не мог на это не ответить, что привело к обострению гонки вооружений, а также к погоне за скоростью и бесшумностью подводных лодок на всё время холодной войны.

За время своей службы АПЛ «Трешер» провела испытания системы ракет с подводным стартом SUBROC, поучаствовала во множестве походов и учений. В своё последние плавание она вышла 9 апреля 1963 года.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

USS Thresher, 30 апреля 1961 года


Этот поход был испытательным. Его целью являлась проверка прочности корпуса на предельных глубинах, которые составляли около 360 метров. Испытания проходили в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код штата Массачусетс. В первый же день похода в 11.00 «Трешер» начала погружение сначала на четверть, а затем на половину предельной глубины. На поверхности процессом проведения испытаний и поддержкой связи с лодкой занимался спасательный корабль «Скайларк» (USS Skylark (ASR-20)). В первый день испытаний проблем не возникло, и «Трешер» осталась на ночь под водой. На следующий день она всплыла, восстановила связь со «Скайларком», после чего начала погружаться на околопредельную глубину.


Всё время погружения «Трешер» периодически связывалась с кораблём поддержки. В 07.47 лодка начала своё погружение. В 07.54 с неё было получено сообщение о полном порядке на борту, исправности всех систем и продолжении погружения. В 08.02 «Трешер» вышла на связь с глубины 120 метров, в 08.09 доложила, что достигла половины предельной глубины — 180 метров. В 08.35 поступило сообщение о достижении глубины 270 метров, а в 08.53 — о приближении к предельной глубине.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

USS Skylark


Однако на этом привычные сообщения о полном порядке закончились.

В 09.02 «Трешер» запросила курс «Скайларка», чтобы оставаться в пределах радиуса связи. В 09.10 лодка не ответила на вызов со «Скайларка», через минуту не ответила и на повторный. Затем, с интервалом в минуту, в 09.12 и 09.13 «Скайларк» получил обрывочные сообщения, которые впоследствии интерпретировались разными членами экипажа судна по-разному.


«Испытываю незначительные трудности… имею дифферент на корму… пытаюсь продуть цистерны…» (англ. … minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow…).

После получения этих сообщений акустики «Скайларка» зафиксировали шум, который идентифицировали, как поступающий в балластные цистерны сжатый воздух. В 09.14 лодка вновь не ответила на запросы со «Скайларка», хотя впоследствии высказывались предположения, что из-за постоянных вызовов связисты попросту могли не услышать сообщения с «Трешера».


В 09.16 было принято последние связное сообщение с подлодки — «900 N». По классификации кодов во флоте США это можно расшифровать как «почти полная потеря судна». Код события «1000» классифицируется, как полная потеря корабля. Скайларк в ответ отправил сообщение «Are you in control?» (Лодка управляется?), на что получил ответ «N» (N — negative, отрицательный ответ).


В 09.17 «Скайларк» принял последнее, сильно искаженное сообщение с «Трешера». Удалось разобрать только два слова «…предельная глубина…». После этого акустики «Скайларка» услышали шум, позже идентифицированный экспертами, как шум разрушающегося корпуса подводной лодки. Как впоследствии высказался один из экспертов, участвовавший в расследовании причин катастрофы, окончательное разрушение корпуса лодки произошло в 09.18.24 на глубине 732 метра и заняло не более десятой доли секунды.


После получения последнего сообщения «Скайларк» в течении полутора часов курсировал над местом погружения подлодки, пытаясь выйти с ней на связь, и только в 11.04 передал сообщение о предполагаемой аварии.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Корабли ВМФ США ведут поиски АПЛ «Трешер», 15 апреля 1963 года


ВМФ США развернул обширные поиски на месте предполагаемой гибели подлодки. Для этого было привлечено множество кораблей, а также получена поддержка от Военно-морской исследовательской лаборатории (United States Naval Research Laboratory (NRL)), предоставившей свои средства глубинного поиска. Утром 11 апреля приказ присоединиться к поискам пропавшего «Трешера» получили и две подводные лодки — USS Seawolf (SSN-575) и USS Sea Owl (SS-405). 12 апреля 1963 года судно-лаборатория Rockville выдвинулось в район поисков, за ним последовали USS Allegheny (ATA-179), SS Mission Capistrano и USS Prevail (AM-107). Вместе они начали тщательное обследование области в 10 квадратных миль при помощи сонаров. Прибывшие впоследствии суда RV Atlantis II, Robert D. Conrad (T-AGOR-3) и USNS James M. Gilliss (T-AGOR-4) исследовали указанные ими места на наличие обломков. Батискаф, имевшийся на судне USNS James M. Gilliss, обнаружил обломки, позднее идентифицированные как части корпуса «Трешера». Однако неполадки с техникой на борту батискафа привели к проблемам во время его погружения, и во избежание аварии он был выведен из поисков.


Точно определить место гибели пропавшей подлодки и исследовать обломки удалось лишь на следующий год. В 1964 году купленное и переоборудованное специально под поиски «Трешера» судно USNS Mizar (MA-48/T-AGOR-11/T-AK-272) за два дня работы сумело точно установить место гибели. Останки «Трешера» обнаружились на глубине примерно 2600 метров. Их рассеяло на площади почти в 134000 квадратных метров. Спускаемый батискаф сделал множество фотографий, а судно Recovery ASR 43 подняло на поверхность большое количество обломков.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Фотография обломков, сделанная на месте гибели «Трешера»


Проведенное на основании полученных данных расследование пришло к выводу, что причиной катастрофы стала трещина в сварном шве трубопровода для забортной воды, используемой для охлаждения реактора. Машинный отсек начал заполняться водой, что вызвало цепь коротких замыканий и аварийную остановку реактора. В пользу этой версии говорит и то, что после оглашения результатов расследования ВМФ США провёл массовую проверку качества сварки на подводных лодках: почти 14% из них были признаны негодными к эксплуатации. Был задержан ввод в строй 31 строящейся подводной лодки, а также началось внедрение строгой системы анализа и инспекции по безопасности – SUBSAFE. Эта программа, запущенная в 1963 году, привела к тому, что после её ввода в эксплуатацию ВМФ США потерял только одну лодку, USS Scorpion (SSN-589), причина гибели которой остается на текущий момент неизвестной.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Остатки гидролокатора АПЛ «Трешер», 24 августа 1963 года


Вместе с тем большая часть данных о поиске, расследовании и результатах анализа обломков всё ещё остается засекреченной, что приводит к спекуляциям на тему «истинной» причины гибели АПЛ «Трешер» различных экспертов и конспирологов.


Так, к примеру, аналитик управления военно-морской разведки США Брюс Рул, специализирующийся на акустике, опубликовал свою версию произошедшего. Основываясь на данных со «Скайларка», а также системы Atlantic SOSUS, чьи данные были строго засекреченными на момент расследования гибели подлодки, он пришёл к выводу, что причиной катастрофы была не некачественная сварка, а неисправность электрооборудования, питающего насосы охладительной жидкости реактора. Из-за этого сработало аварийное отключение реактора, что привело к потере электропитания на всей подводной лодке. Продувка балластных цистерн не удалась, так как в трубопроводах из-за нарушения согласованности систем лодки начали образовываться ледяные пробки. Что и привело к погружению ниже предельной глубины.


В пользу этой гипотезы говорит то, что если бы, как говорится в официальной версии гибели АПЛ, произошли разгерметизация и затопление отсека, то этот шум, особенно на такой глубине, был бы зафиксирован «Скайларком». Кроме того, в сообщении с «Трешера» о затоплении отсека никогда не сообщили бы, как о «незначительных проблемах».


В 2020 году ВМФ США заявил, что в связи с пандемией коронавируса он приостанавливает публикацию документов, касающихся инцидента с АПЛ «Трешер», из-за ограниченности ресурсов и низкой приоритетности. Даже на сегодняшний день, спустя более чем полвека, большая часть этих документов всё так же остаётся засекреченной.


9 июля 2021 года ВМС США всё же рассекретили часть данных, полученных с USS Seawolf, принимавшей участие в поисках. Согласно документам, акустики USS Seawolf фиксировали шумы 23,5 кГц и 3,5 кГц, а также металлические удары в предполагаемом месте гибели «Трешера». В тот момент их интерпретировали, как исходящие от возможно выживших членов экипажа затонувшей подводной лодки. Однако капитан USS Seawolf запретил приближаться к источнику шумов и приказал прекратить активное использование сонара, чтобы не мешать другим участниками поисков. Впоследствии на закрытом заседании было постановлено, что зафиксированные звуки «… не соответствовали тому, что могло исходить от людей…».

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

USS Seawolf, Сан-Франциско, август 1977 года


Авария на АПЛ «Трешер» стала вторым в мире по числу жертв инцидентом с подводными лодками, повлёкшим за собой гибель экипажа. Все находившиеся на борту 129 подводников и членов исследовательского персонала погибли. «Трешер» также стала первой АПЛ, потерянной в море.

В 1963 году затонула американская АПЛ «Трешер». Истинные причины катастрофы неизвестны до сих пор... США, Море, Расследование, Флот, Подводная лодка, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS