Узбекские "заработки"

Как сказку рассказываю)) В далёкие советские времена, когда лозунги, фильмы о патриотических комсомольцах, об ударниках труда, грандиозной стройке века "БАМ," не сходили с экранов ТВ и страниц передовых газет. Особо продвинутые студенты искали себя не только в таежной романтике, но удовлетворяли свои амбиции в " заработках" на узбекской ниве "шабашного" производства. Конечно, существовали некоторые нюансы, которые надо было учитывать. И эти нюансы заключались в следующем: В 80-е годы прошлого столетия практически весь Узбекистан, точнее Каракалпакия, жил по системе кланового сообщества. Или перевести по-русски - " по понятиям" В небольших городах и поселках, как таковых магазинов в привычном нами исполнении не было. Были частные дома, в которых размещался так называемый магазин. Хозяин дома, он же продавец, он же грузчик, он же дворник, он же закупщик, и он же кладовщик. Все вышеперечисленные должности записывались - нет, не на хозяина магазина. На первого секретаря обкома, горкома, райсовета (мёртвые души) - туда, на чьей земле находился объект реализации продуктов. Цены регулировал сам хозяин магазина. Особо не наглел, но "копейку" клал себе в карман регулярно. И потому "магазинщик" в любом посёлке хозяйства Рашидова имел очень высокий статус положения в обществе. Как делались деньги в Каракалпакии. Допустим есть бригада ( строители) есть объект строительства или капитального ремонта. Бригадир приходит к хозяину объекта. Как обычно, это председатель совхоза. Договаривается. Допустим надо поставить амбар для хранения хлопка. Условная смета чистого заработка рабочим где-то 5000к. Бригадир говорит - можно смету пересмотреть, ввиду "очень непростых" условий строительства. От выделенной чистоганом суммы рабочим - 50% наличными председателю, то есть вам. Чудесным образом смета вырастает до 30 000к. Арифметика очень проста. Но это еще не все дивиденты. Характеристики, благодарственные письма от щедрой души очередного председателя, с барской руки раздавались рабочим студентам. Конечно, услугами рабочих пользовались и частники. Как рассказывает мой родной дядя. - Пригласил, как то нас начальник районного РОВД сделать навес во дворе для дасторхана. Три человека бригадир выделил для этой шабашки ( с учетом того, что заработанные деньги пойдут на продукты для бригады. Немного отступления. Узбеки в основном очень понтовитые граждане. Если нанимают рабочих, они громко командуют, обязательно чтобы соседи слышали. Это повышает его статус "бая". Так вот, ребята выполнили свою работу быстро, качественно, за день. Начальник накрывает достархан. Чай, лепешки, плов и конечно " Арак и чишма" ( узбекская водка и яблочное вино в которой не меньше 30% осадка) По традиции сначала чай, потом плов и по желанию спиртные напитки. От алкоголя ребята отказались ( пить такое пойло, только под приговором) Но как отпустить таких исполнительных рабочих без достойного угощения - это не в правилах узбекских традиций. И потому выносит им этот милицейский начальник кальян. Говорит - это не просто кальян, это диалог со всевышним. Но кто ж в те годы знал, что начальник районного РОВД угостит их первосортным афганским каннабисом. В дорогу дал еще огромный кусок баранины, лепёшки, разных круп, и деньгами не обидел. Когда доползли наши герои до дома, раз пять по дороге теряли полутушку барана.
Иногда в совхозе крутили фильмы, очень в тренде у узбеков индийские сценарии, в русском переводе. А вот так называемые " журналы" ( это коротенькие предфильмовые ролики) иногда показывали ташкентского производства. Так вот, в этот день как раз и показывали в сельском " доме культуры" подобный фильм. Вы когда-нибудь смотрели мультик про виннипуха на узбекском языке - рекомендую. Лично я, после слов медвежонка ктыр, быр, дыр - дыр - дыр нормально его воспринимать не могла. А что уж говорить за троих молодых аболтусов обкуренных разной дрянью. Выгнали их возмущенные зрители. С тех пор мой дядя десятой дорогой обходит все, что связано с гашишем. Ты говорит представь картину - упал я значит на дороге и говорю ребятам, еле шевеля языком и хлопая себя по ляжкам - ноги, ноги я Мересьев. Потом ночью черти вроде как за ноги держали и крутили вокруг себя. Нет, на всю жизнь желание отбило.

Лет двадцать уже дядя живет в Германии, жена немка, дети уже в университете. Иногда приезжает в гости. Вот и рассказывал эту историю про бурную юность. Все написанное мной из рассказов моего дяди. Говорит вкусней плова и лепешек чем в Турткуле не ел никогда. Огромная дыня по 50 коп. за штуку. И так как мелочи узбеки не признавали, покупаешь сразу две дыни или арбуза.

P /S видео жаль не могу вставить "песня виннипуха на узбекском языке" есть в ВК. Так как пишу этот рассказ на древнейшем планшете. Сори за рукожопость)))🤐