«Ты помнишь, как всё начиналось?»

Мои читатели знают, что я – бывший учитель русского языка и литературы. А как я к этому пришёл? Как всё началось?


Когда мне было 8 лет, в конце 1970-ых мы получили квартиру и переехали в новый район. Местность незнакомая, друзей нет, только и оставались книги. Я записался в библиотеку им. Крылова и появлялся очень часто. По странным правилам на руки можно было выдавать до 5 книг. Я набирал пачку тоненьких ещё книжек числом до 9-10. Библиотекарь внушала, что столько нельзя. Я пожимал плечами, несколько штук складывал обратно на полки и с разрешёнными пятью уходил домой. Там падал на диван, без передышки проглатывал все пять и досадовал, что не разрешают больше. На другой день заявлялся пред очи библиотекарши и отдавал прочитанное. Она удивлялась – действительно ли я прочитал все, а не посмотрел только картинки. Я с лёгкостью пересказывал некоторые сюжеты и шёл к полкам за следующей партией.

Со временем книги становились толще и брать приходилось меньше. Кроме того, мать периодически покупала новые, да появившиеся друзья дарили книги на праздники. Когда мои собаки грызли корешки книг, надо ли говорить, что я огорчался гораздо больше, нежели по поводу съеденных башмаков.

Кстати сказать, у меня была приличная скорость чтения. Как-то одноклассники соревновались, кто быстрее вслух прочитает отрывок. Я, протараторив слова, легко оставил всех позади, кто-то даже смотрел на меня с удивлением. Ну да… Через годы я сам столкнулся с такой проблемой…


Уже в 11-12 лет я в разных книгах замечал слова, которые читались наоборот: оно, поп, дом мод, Алла, Анна, мадам, шалаш, наган, тут как тут. Я завёл тетрадь, куда стал записывать такие слова НАОБОРОТ, а потом слова, которые различались ОДНОЙ БУКВОЙ: дом-дым, сон-сын, розы-росы, мышка-мишка, коса-роса, галка-палка, горе-гора, нора-нога и многие другие. В «Приключениях Буратино» я увидел уже не слово, а целую фразу: знаменитую «А роза упала на лапу Азора».

Потом я узнал, что это называется ПАЛИНДРОМ: «Осело колесо», «Ты, Саша, сыт», «А ремень не мера», «Около Мити молоко». Это сейчас в интернете куча примеров, а 35 лет назад мы с друзьями искали информацию в журналах «Мурзилка», «Юный техник», «Техника – молодёжи» и других.

И меня это зацепило: я стал интересоваться словообразованием, мне стало интересно – а какие ещё ИНТЕРЕСНЫЕ случаи таит в себе русский язык? Например, КАК переводятся на русский язык значения ИМЁН: Виктория – победа, Виктор – победитель, Андрей – мужественный, Алексей – помощник, Александр – защитник, Владимир – владеющий миром, Константин – постоянный, Михаил – равный богу, Светлана – светлая и так далее. Когда меня спрашивают, почему я стал учителем, я молча пожимаю плечами или сваливаю всё на судьбу.

А началось всё так. В апреле 1985 года к нам в школу пришли две девушки и спросили, кто желает пойти на экскурсию в педагогическое училище. Я в то время заканчивал 8 класс, надо было думать, куда поступать, и я с Сашкой Рахимовым из параллельного класса завербовался в путешествие. Перво-наперво, мне понравилось, что было недалеко ехать - всего 4 остановки, да и то на любом транспорте. Далее, я проникся симпатией к самому зданию: светлое, уединённое, двухэтажное. А потом нас повели по кабинетам. Мы с Сашкой только челюстью щёлкали.

Приехал домой, всё рассказал матери, решили попробовать. Поднатужился, сдал вступительные экзамены: математику и диктант на четвёрки...

Не я выбрал профессию – профессия выбрала меня!


Или повернулось колесо моей судьбы, или всё к этому шло, а только проучился я в родном училище 4 года. Четыре года молодости! Взросления! Набирания опыта! Жизни! С тоской вспоминаю теперь это время...

С началом учёбы я с радостью обнаружил, что нас с Сашкой запихнули в одну группу, за что я до сих пор благословляю тех, кто приложил к этому руку.

На первом курсе училища на нас обрушилась лавина материала. Мало того, что мы зубрили всё по программе 9 класса, нас стали пичкать специальными предметами. Мы возвращались домой к 2-3 часам и почти сразу садились за домашние задания. Достряпав всё понемножку до 8 вечера, мы выматывались, как рабы на плантации. Я лично ложился спать в 9 вечера, как младенец, после программы "Спокойной ночи, малыши".

Как добропорядочный студент, я посещал все лекции и за 1 курс не пропустил ни одного урока. А дальше я всё больше и больше превращался в настоящего студента: делал шпаргалки, зубрил темы, иногда хамил учителям, сбегал с мероприятий и некоторых уроков, помогал и мешал согруппницам, да много ещё чего. Разгружали с Сашкой фургон с продуктами и воровали пирожные; как «единственные мужчины» таскали мебель; нечаянно ломали окна и парты; мыли полы и баловались на уроках; дирижировали на музыке и стреляли из винтовки на НВП; ходили на физкультуре в бассейн и играли в теннис и шахматы…

Но я расслабился. Итак, за 4-й курс у меня одних только прогулов набралось с недели три. По болезни я почти не пропускал – я просто прогуливал нелюбимые предметы. Например, после урока физкультуры я, наплевав на все правила, с физруком зависал над шахматами. И когда преподаватель философии спрашивала «Где ваши парни?», девчонки язвительно отвечали: «Они там в шахматы играют…» Думали – нас наругают. А учительница улыбалась и говорила: «Это хорошо, пусть играют». Девки впадали в ступор…

Тогда я ещё не знал, что буду работать так долго, да и ещё раздумывал - начинать вообще или нет. Но я забежал вперёд.


Какая учёба без практики? А она, родимая, началась с самого первого курса. Сначала мы ходили в детский сад, играли с детьми. Мне, парню 16-ти лет, это было вообще не понятно… Я просто стоял в углу и ждал, когда эта чехарда кончится. На 2 курсе партизанили в школе за группой продлённого дня. На 3 курсе давали пробные уроки, которые есть в начальной школе: математику, русский язык, чтение, природоведение, труд. Как сейчас помню: первый урок у меня была математика в первом классе, тема "Дециметр". Еле соображал сквозь туман.

Потом я с последней парты фотографировал Сашку, он - меня. Так что есть вещественные доказательства нашей практики. Кстати, перед каждым уроком надо было написать план, показать методисту, обсудить, дополнить, переписать, показать учителю и снова методисту.


Тогда же стал пробовать свои силы в сочинительстве – писал коротенькие юмористические рассказы. И тут Судьба сделала мне главный подарок: я попал в Литературный Клуб «Ямб». Это отдельная история, возможно, когда-нибудь я обнародую воспоминания о нём. Учитель и наставник Владимир Григорьевич Краснер учил молодое поколение понимать и уважать литературу. Именно он посоветовал мне отнести несколько рассказов в газету «Дружные ребята», благодаря чему в начале 1990-ых у меня уже было несколько публикаций. Именно Краснер настаивал на втором образовании – высшем. И поскольку из всех наук именно русский язык и литература были любимыми, в 1992 году я поступил на филологический факультет. Вновь студенчество, вновь лекции и сессии. В группе я был самый старший и самый опытный: многие девушки пришли со школьной скамьи, а я отработал в школе уже три года. Есть воспоминания и о том, как мы сдавали экзамены в университете – мемуары на Пикабу «Как я сдавал экзамены».

Я уже неоднократно писал: когда в начальной школе мои ученики закончили 4 класс, начальство меня вместе с ними перевело в среднее звено – в 5 класс преподавателем русского языка и литературы.



И я запускаю челлендж: «А ты помнишь, как всё начиналось?»

Мужчины и парни, которые пришли в учителя:

- истории и географии,

- математики, химии, физики,

- физкультуры и труда.

Пишите в КОММЕНТАРИЯХ или публикуйте СВОИ ИСТОРИИ:

КАК ВЫ пришли в свою профессию в школе?