Тяжелые танки Mk VI - Mk VII

Тяжелые танки Mk VI - Mk VII Танки, Первая мировая война, Танкисты, Англия

При разработке танка Mk VI попытались отказаться от спонсонов. В лобовой части установили одну 57-мм пушку (боекомплект - 130 выстрелов), так что водитель должен был бы работать вместе с наводчиком - снова влияние французских средних танков. Для круговой обороны служили 4 пулемета «Гочкис» с общим боекомплектом 10 000 патронов. Двигатель «Рикардо» сместили к борту, обитаемое отделение приподняли, компактно разместив экипаж.

Танк должен был иметь массу 33 т, экипаж 8 человек, длину 8,11, ширину 3,2 и высоту 2,75 м, толщину брони 14-6 мм, максимальную скорость 6,3 км/ч, запас хода 80,5 км, преодолевать те же препятствия, что и Mk V. Гусеницы планировали уширить до 750 мм. Подготовили заказ на 600 танков Mk VI для формируемого американского Танкового корпуса. Но заказ аннулировали, выбрав Mk VIII. А Mk VI не пошел дальше деревянного макета в натуральную величину.

В июле 1918 г. на заводе «Браун Бразерз» в Эдинбурге начали сборку танка Mk VII с регулируемой гидростатической передачей «Уильямс-Дженни». Заказано 75 танков, но собрали только 3. Гидравлическая «муфта Дженни» к тому времени была известна как регулятор скорости наведения в морских (опять морских!) башенных установках. Двигатель через шестеренчатые редукторы приводил в действие два гидравлических насоса, каждый из которых соединялся шлангами с гидромотором соответствующего борта. Выходной вал гидромотора соединялся с бортовой передачей. Конструкция насоса и гидромотора была в принципе одинакова - установленная на валу под углом шайба соединялась шатунами с продольно перемещающимися поршнями.

Регулирование скорости производилось изменением угла наклона шайбы насоса, реверс - ее наклоном в противоположную сторону, холостой ход - установкой перпендикулярно валу. Водитель получил штурвал, требовавший меньше усилий, чем рычаги механических трансмиссий. Гидравлическая трансмиссия позволяла плавно и в широких пределах регулировать радиус поворота и скорость хода, предотвращала остановки двигателя при переключении передач, но оказалась громоздкой, с меньшим КПД, дорогостоящей и очень чувствительной к износу.

Потребовался дополнительный радиатор для охлаждения масла в трансмиссии. Решетки радиаторов перенесли на крышу для уменьшения засорения и запыления. В крыше корпуса и рубки выполнили вентиляционные куполы. Танк оснастили также электростартером Ходовая часть - типа «Тэдпол», уже опробованная на единичных Mk IV и Mk V. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Увеличение емкости баков до 454 л увеличило запас хода до 80,5 км. То, что Mk VII не пошли в серию, объясняется меньшей стоимостью и большей надежностью уже выпускавшихся Mk V.

Семён Леонидович Федосеев, «Танки Первой Мировой», 2010г.