Творчество во имя науки

Леопольд и Рудольф Блашка, пожалуй, наиболее известны тем, что создали коллекцию стеклянных цветов для Гарварда. Но вместе они оставили свой след, создав тысячи моделей морских беспозвоночных, которые до сих пор представляют огромную ценность для большинства современных учёных.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Слева направо: фотография Пелагии (Pelagia noctiluca), медузы, найденной в Средиземном море; стеклянная модель Блашки; акварель Блашки. \ Фотографии: Дрю Харвелла и Музея естественной истории Женевы.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

В 1860-е годы, когда чешский стеклодув Леопольд Блашка начал лепить модели подводных существ, промышленная революция, рост населения и изменение климата ещё не нанесли тотальный ущерб морскому биоразнообразию. За три десятилетия, используя методы, которые до сих пор сбивают с толку экспертов, Леопольд и его сын Рудольф изготовили более десяти тысяч стеклянных моделей растений и жителей подводного царства, выполненных в мельчайших деталях. Часть из них была создана специально для образовательных целей в Гарвардском университете.

Этот осьминог (Octopus vulgaris) входит в обширную коллекцию стеклянных морских моделей Корнелла, изготовленную Леопольдом и Рудольфом Блашкой.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Это вдохновило мужчину на увлечение морской жизнью, и он начал создавать стеклянные модели существ и растений, найденных в море. Его сын Рудольф позже работал с ним над этими моделями. До своей работы в Гарварде они также снабжали многие музеи и университеты по всему миру стеклянными моделями для образовательных целей. Например, в Шотландии Национальный музей в Эдинбурге в настоящее время владеет почти сотней стеклянных моделей. Некоторые работы Блашка также существуют в Глазго, в Музее Хантера Университета Глазго и в Художественной галерее Келвингроув.

Сифонофор Apolemia uvaria.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Истоки популярности стеклянных моделей семейства Блашка можно проследить вплоть до девятнадцатого века, когда такие модели представляли особую ценность для науки. В этот период в музеях было принято включать модели предметов, а не только сохранившиеся версии самих вещей. С точки зрения образовательных целей некоторые рассматривали модели как столь же ценные, как и реальные вещи, и спрос на них рос.

В XVIII веке просвещение и французская революция привели к разрушению прежних социальных и религиозных институтов.

Тип морского слизняка, называемый пятнистым сакоглоссаном (Calophylla mediterranea), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

На их месте наука и образование появились как новые сияющие огни. В то время как представление о неизменном Царстве Божьем подвергалось сомнению эволюцией, естественный мир воссоздавался в таксидермии и диорамах в музеях по всему миру. Зоопарки, ботанические сады, аквариумы и музеи были заняты созданием своих собственных миниатюрных искусственных вселенных.

Морские слизни.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Однако до конца XIX века не было принято использовать стеклянные модели для обучения ботанике: растения либо сушили, либо создавали модели с использованием папье-маше или воска. Но выбор Блашкой стекла в качестве материала для своих моделей оказался идеальным для воспроизведения форм морских существ, включая кораллы, медуз, осьминогов, кальмаров, морских звёзд, морских огурцов и головоногих моллюсков.

Обыкновенная морская звезда (Астериас Рубенс), предоставлено Музеем естественной истории Ирландии.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Работа Леопольда над стеклянными моделями морской жизни была также отчасти ответом на необходимость найти способ отображения морских беспозвоночных для целей изучения. Беспозвоночные имели тенденцию разрушаться, как только они больше не находились в своей естественной среде обитания и не могли выжить вне воды, а попытки сохранить мёртвых были безуспешными, так как они быстро разлагались, даже если их консервировали в спирте. К тому же, такие модели могли показывать цвета существ, так как они имели тенденцию быстро исчезать, как только настоящие появлялись на поверхности.

Эта масштабная и увеличенная версия Perigonimus vestitus представлена на выставке хрупкого наследия в Музее стекла Корнинга. \ Фото предоставлено кафедрой экологии и эволюционной биологии Корнельского университета.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Стекольные заводы Блашки были важны, потому что они предшествовали эпохе подводной фотографии, поэтому их модели были лучшей возможностью увидеть изображения подводных растений и существ. Такие фигурки охотно скупали институты и школы, а также заядлые коллекционеры, желающие заполучить в свои коллекции то или иное существо.

Длиннорукий кальмар (Chiroteuthis veranyi).

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Один из самых больших стендов со стеклянными образцами (примерно шестьсот штук), принадлежит Корнельскому университету в США, где до недавнего времени он был почти забыт, спрятан на складе в аварийном состоянии. Но в начале девяностых годов прошлого века, будучи молодым профессором, доктор Дрю Харвелл, обнаружив «капсулу времени» морской биологии XIX века, начала каталогизировать коллекцию.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост
Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост
Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост
Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост
Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Стеклянный образец мескита (mesquite) на выставке, созданный Леопольдом и Рудольфом Блашкой, 1896 год, Гарвардский Музей Естественной истории.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

В последние годы исследователи начали сравнивать морские работы Леопольда с текущей морской жизнью, чтобы увидеть, не существует ли каких-либо видов, когда-то созданных дуэтом.

Lupinus mutabilis - стеклянный образец с деталями.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Кактусы.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Коллекция стеклянных растений и цветов Гарвардского Музея естественной истории.

Творчество во имя науки Стекло, Творчество, Биология, Ботаника, Просвещение, История, Длиннопост

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200720/46986/