Цивилизация людей-скорпионов - случайно найденный соперник шумеров
Схватка змеи и орла из месопотамского мифа об Этане и орле, фрагмент вазы, Джирофт, 2500-2300 до н.э.
В 2001 году на международном рынке древностей, казалось бы, из ниоткуда, начали появляться загадочные артефакты. На продажу были выставлены уникальные ювелирные изделия, оружие, керамика тонкой работы, сосуды для питья и игровые доски, отличающиеся необычным мастерством и великолепными инкрустациями из сердолика и лазурита.
Эти необычные произведения представляли собой сложную символику животных, как диких, так и одомашненных, изображенных сражающимися между собой или с человеческими фигурами, причем люди всегда торжествовали. Там были прекрасно выполненные сцены с пасущимися животными, храмов или дворцов.
Данные, предоставленные интернет-сайтами и аукционными домами, продающими эти загадочные предметы, были скудными и, в лучшем случае, расплывчатыми. Их происхождение часто указывалось как “из Центральной Азии”. Сначала предполагалось, что изделия были работой опытных фальсификаторов, но по мере того, как в последующие месяцы на рынке появлялось все больше, ученые начали предполагать, что они могут быть подлинными. В 2002 году на рынке появилось еще больше подобных вещей.
ㅤ
Изображение 1. Южный курган, Конар-Сандал, Джирофт, фото Mhsheikholeslami
ㅤ
Иранская полиция раскрыла эту тайну позже в том же году. Скоординированное расследование привело к аресту нескольких торговцев и конфискации большого количества артефактов. Эти предметы готовились к отправке из Тегерана, Бандар-Аббаса и Кермана покупателям по всему миру. Следователи обнаружили, что следы ведут в долину реки Халил, примерно в 40 км к югу от Джирофта, небольшого города на юго-востоке Ирана, недалеко от Персидского залива.
Но откуда взялись эти таинственные артефакты? В то время ученые не знали ни о каких раскопках в этом районе, но когда они присмотрелись повнимательнее, то нашли простое, но удивительное объяснение.
В начале 2001 года наводнение привело к тому, что река Халил вышла из берегов и размыла окружающие земли. Слои отложений были смыты, и обнажились остатки древнего кладбища. Местные жители и мародеры быстро осознали важность находки и принялись собирать и продавать найденные артефакты.
ㅤ
Изображение 2. Человек-зверь держит леопардов. Фрагмент вазы из хлорита. Мотив «хозяина зверей» переплетается с образом Гильгамеша. Ок. 2300 до н.э., Джирофт.
ㅤ
Полное значение открытия стало яснее после того, как археологи провели официальные обследования местности и обнаружили, что эта недокументированная культура существовала почти 5000 лет назад в бронзовом веке. Мародеры разграбили тысячи могил в некрополе, забрав артефакты и повредив место раскопок, но археологи были полны решимости изучить то, что осталось.
Они приехали из университетов по всему миру, чтобы присоединиться к иранской команде, которая должна была защитить как можно большую часть открытого объекта и провести раскопки в близлежащих районах, чтобы узнать больше об этой древней культуре и ее народе.
Продолжавшиеся несколько сезонов раскопки близ Джирофта начались в феврале 2003 года под руководством иранского археолога Юсуфа Маджидзаде. Команда Маджидзаде определила главный некрополь. Считается, что большинство первоначальных находок и артефактов были сделаны на этом месте. Почти в километре к западу от некрополя археологи выбрали для дальнейшего изучения два больших явно искусственных кургана, возвышающихся над равниной.
Примерно в 1,5 км друг от друга два кургана были названы южный Конар-Сандал и северный Конар-Сандал. Оказалось, что в них находятся остатки двух крупных архитектурных комплексов. Северный курган включал в себя культовое сооружение, в то время как в южном находились остатки укрепленной цитадели.
У подножия курганов, погребенные под многометровым слоем отложений, находились остатки небольших зданий. Считается, что эти два кургана когда-то были частью единого городского поселения, простиравшегося на километры по всему плато.
ㅤ
Изображение 3. Т.н. «сумочка» с парой геральдических львов. Культура Джирофт, 2600-2300 гг. до н.э., Национальный музей Ирана.
При раскопках Конар-Сандала и других объектов джирофтской культуры, были найдены похожие предметы из камня неясного назначения.
Археологи используют несколько временных условных названий для подобных артефактов: гиря, навесной замок или сумочка.
Предполагается, что эти вещи делали в культовых целях.
Изображение 4. «Сумочка» с демонами. Культура Джирофт, 2500-2300 гг. до н.э., Национальный музей Ирана.
На предмете изображена сцена из двух симметричных скорпионов.
Люди-Скорпионы имеют человеческую голову и руки, но их нижняя половина подобна птице с хвостом скорпиона. Служили богу солнца Шамашу и были могущественными защитниками от демонов.
В месопотамском «Эпосе о Гильгамеше» ужасающие мужчина-скорпион и женщина-скорпион охраняют ворота горы, где восходит солнце.
Изображение 5. «Сумочка» со сценой строения. Культура Джирофт, 2600-2200 гг. до н.э., Национальный музей Ирана.
На этой артефакте мы видим очень знакомое историкам стилизованное изображение фасада храма или дворца. Подобным образом изображали царский дворец древние египтяне.
ㅤ
Предварительные выводы Маджидзаде на основе имеющихся частичных данных произвели большое впечатление на научное сообщество. Некоторые ученые были обеспокоены тем, что первоначальное разграбление артефактов этого места затрудняет точную оценку их возраста и подлинности.
Первый этап раскопок на этом месте продолжался до 2007 года. Маджидзаде опубликовал выводы группы, которые предполагали, что городской центр был создан на месте Джирофта еще в конце V тысячелетия до н.э. В его оптимистичном заключении говорилось, что “регион Джирофт ... был основной населенной местностью городского характера в регионе в течение III тысячелетия до н.э.".
Его центр находился в долине реки Халил, где преобладали большие участки с монументальной архитектурой, значительными площадями ремесленного производства, жилыми помещениями и обширными внешними кладбищами. Появились первые осторожные высказывания о находке центра новой неизвестной ранее цивилизации.
Археологи нашли произведения искусства из кальцита, хлорита, обсидиана и лазурита. Жители этого города поддерживали тесные контакты с городами Месопотамии. Кропотливые раскопки южного Конар-Сандала показали, что цитадель была окружена монументальной кирпичной стеной и имела несколько строений, которые с помощью радиоуглеродного анализа находок были датированы между 2500 и 2200 годами до н.э.
ㅤ
Изображения 6. Глиняные таблички с нерасшифрованной письменностью цивилизации Джирофт.
В одном из входов в цитадель южного Конар-Сандала ученые обнаружили фрагмент обожженной глиняной таблички с надписью. В другом месте, примерно в 150 м к северу, были найдены еще три таблички, на которых были написаны тексты в двух разных системах письма. Кем бы ни были эти люди, у них была письменность.
Один текст выглядит похожим на линейное эламское письмо, используемый в городах соседнего Элама. Другой линейный шрифт ранее не встречался. Очевидный вывод из двух находок состоит в том, что люди Джирофта были грамотными.
ㅤ
Раскопки на участке Джирофт прекратились на семь лет и возобновились в 2014 году, когда иранские исследователи вернулись на место раскопок. Ученые из Италии, Франции, Германии и других стран приняли участие и в этих новых раскопках, которые позволили получить еще более подробную информацию о жителях Джирофта бронзового века.
Археологи были в восторге, обнаружив сложность и красоту найденных произведений искусства. Декоративная иконография, присутствующая на сотнях сосудов, богата искусно выполненной символикой и демонстрирует поразительное сходство с иконографией, связанной с месопотамской традицией. Изображения скорпионов перекликаются с изображениями людей-скорпионов в царском некрополе в Уре (середина 3-го тысячелетия до н.э.). Люди-быки Джирофта напоминают человека-быка Энкиду из эпоса о Гильгамеше. Параллели настолько очевидны, что выдвигается гипотеза о том, что две культуры могли бы иметь общее культурное наследие.
Наиболее поразительными из всех являются повторяющиеся, характерные изображения перевернутого быка с парящим над ним орлом и сражений между орлами и змеями. Эти два мотива присутствуют на многих сосудах, найденных в Джирофте, и, по-видимому, напоминают об одном из самых известных месопотамских мифов: об Этане, мифическом царе-пастухе города Киш, который упоминается в шумерском списке царей как первый правитель после всемирного потопа.
ㅤ
Изображение 7. Бронзовое оружие из Тепе Бампур. Середина III тыс. до н.э.. Культура Джирофт.
ㅤ
В мифе Этане нужен способ подняться на небеса, чтобы получить волшебное растение, которое позволит его жене родить наследника. Тем временем орел и змея борются. Когда-то друзья, стали смертельными врагами после того, как орел съел потомство змеи. Змея мстит орлу, оставляя его умирать в яме. По совету бога солнца Шамаша Этана спасает орла. В благодарность птица уносит Этану на небеса, чтобы забрать растение, необходимое ему для обеспечения преемственности.
После изучения огромной коллекции конфискованных археологических находок, Маджидзаде выдвинул интригующую гипотезу. Основываясь на своих наблюдениях и изучении древних месопотамских клинописных текстов, Маджидзаде решил, что цивилизация Джирофт - это Аратта, земля, которую восхваляли за ее богатство в многочисленных шумерских поэмах.
Маджидзаде указывает на географическое положение места, окруженного горами, обилие полудрагоценных камней и высокую степень цивилизации как на факторы, свидетельствующие в пользу идентификации Аратты. Скептики критикуют теорию Маджидзаде Нет никаких документальных доказательств того, что Аратта существовала где-либо за пределами шумерских поэм и что Аратта не была всего лишь мифом бронзового века.
ㅤ
Изображение 8. Каменная статуэтка орла с вершины зиккурата в Джирофте. Середина III тыс. до н.э.
ㅤ
Другие ученые заявляют, что вновь открытая цивилизация может соответствовать древнему царству Мархаши. Эта теория имеет некоторую доказательную основу. Это надписи царей Аккада, в которых описываются их славные подвиги во время борьбы с могущественным государством на иранском нагорье. В одном из этих текстов конфликт описан как: «Римуш [царь Аккада] победил Абалгамаша, царя Мархаши, в битве... Когда он завоевал Элам и Мархаши, он захватил 30 золотых рудников, 3600 (в значении много) серебряных рудников и 300 рабов мужского и женского пола».
Аккад и его могучая империя однозначно существовал между 2350 и 2200 годами до н.э. Поскольку Мархаши был современником Аккада, то Римуш мог воевать против него. Это вполне в пределах логистических возможностей аккадцев, которые доходили до берегов Средиземного моря и совершали походы в Маган на территории современного Омана. Для отдельного города-государства Урук, в более ранние времена, война в таком отдалённом регионе была затруднительна.
Культура Джирофт, также известная как Межкультурный стиль или стиль Хелильруд, представляет собой археологическую культуру раннего бронзового века (конец 3-го тысячелетия до н.э.), на территории провинций Систан, Белуджистан и Керман в Иране.
Важнейший археологический памятник культуры - это городище Конар-Сандал, недалеко от городка Джирофт в районе реки Халил. Другие важные места, связанные с культурой, включают Шахри-Сухте (Сожженный город), Тепе Бампур, Шахдад, Тал-и-Иблис и Тепе Яхья.
Предполагаемая независимая цивилизация со своей собственной культурой и письменностью, промежуточная между Эламом на западе и цивилизацией долины Инда на востоке. Возможно соотносится с известной по месопотамским источникам страной Мархаши.
Чтобы не нашли мародёры в 2001 году, это невероятно важное открытие. Возможно не менее важное, чем возвращение в нашу общечеловеческую историю шумеров.
ㅤ