Цитаты советских словарей: НАУКА
Краткий философский словарь под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. Издание четвертое дополненное и исправленное. Государственное издательство политической литературы. 1954.
— итог , совокупность знаний о природе, обществе и мышлении в ходе общественно-исторической жизни. Цель науки - вскрывать объективные законы явлений, давать объяснение явлений. Без познания объективных законов природы и общества нет и не может быть научного познания. Марксизм исходит из того, что наука - враг случайностей, ибо действительность может и должна быть изучена и познана не в ее случайных свойствах, а в ее необходимых и закономерных связях. Знание отдельных случайностей не дает науки, так как не случайности определяют ход развития в природе и обществе, а объективные законы, отрицание которых ведет к ликвидации науки. Задача науки за случайным, хаотичным найти и исследовать объективные законы, скрытые от поверхностного взгляда, и вооружить знанием этих законов людей в их практической деятельности. Во всех областях наука показывает нам действие основных законов в кажущемся хаосе явлений. Сила науки - в ее обобщениях. Она развивается и движется вперед вместе с развитием общества; прогресс ее заключается в том, что она все точнее и глубже познает действительность.
Наука возникает и развивается на основе производственно-практической деятельности людей. На каждом этапе общественной истории наука представляет собой достигнутую в данное время ступень осознания законов действительности; она направлена на освоение и использование сил природы. Маркс и Энгельс доказали, что в развитии науки определяющим является не логическое развитие проблем и понятий, но прежде всего потребности развития техники, материального производства. Если техника «в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс и Энгельс, Избранные произведения., т. II, 484). Например, гидростатика ХVI и ХVII вв. была вызвана к жизни потребностью регулировать горные потоки Италии. Особенно быстро начала развиваться наука о природе в связи с возникновением и развитием капиталистического способа производства. Буржуазии для развития промышленности нужна была наука. Однако в условиях капитализма наука противостоит рабочему классу как сила капитала, а научные открытия ведут не к облегчению труда рабочего, а к усилению эксплуатации. Если в эпоху господства капитализма естествознание под влиянием потребностей развития промышленности достигло огромных успехов, то в буржуазной общественной науке, непосредственно связанной с классовыми интересами буржуазии, с ее экономическим базисом, господствовал идеализм, извращающий действительные законы общественной жизни.
Только идеологи пролетариата Маркс и Энгельс создали подлинную науку о закономерностях общественного развития. Разработанное ими мировоззрение освободило и естествознание от той философской ограниченности (влияние идеалистической философиии метафизического метода исследования), которая свойственна ему в период капитализма.
Неограниченные возможности для развития всех наук созданы после победы социализма. Из всех классов современного общества наиболее заинтересован в движении науки вперед рабочий класс, который строя коммунистическое общество, использует все положительные достижения науки. Великая Октябрьская социалистическая революция и социалистическое строительство в СССР открыли новую эру в развитии науки. Впервые в истории человечества наука, освобожденная от власти капитала, была поставлена на службу трудящимся. Социализм и наука неотделимы. Установление социалистического строя означает огромный подъем науки. Социализм уничтожает все преграды, возводимые капитализмом на пути развития науки. Распыленность и кустарщина, анархия и стихийность, индивидуализм и разобщенность в научной работе, неизбежные в условиях капитализма, сменились в СССР планомерным и целесообразным использованием всех сил и средств науки для разработки актуальных проблем народного хозяйства, обороны и культурного развития страны социализма. Уже в первые годы существования Советской власти Ленин приступил к разработке широкого плана реорганизации всего народного хозяйства на базе новейших данных науки и техники (план электрификации). Благодаря социалистической организации науки в СССР уже теперь советская наука выдвинулась по ряду отраслей на первое место в мировой науке — в математике, изучении атомного ядра, космических лучей, стратосферы, высшей нервной деятельности, в биологии и т.д., не говоря уже об общественных науках. Советские ученые ставят на службу народу все завоевания науки; они обслуживают народ не по принуждению, а добровольно, с охотой. Руководимая передовым мировоззрением — учением марксизма-ленинизма, советская передовая наука по своим задачам, целям и устремлениям, по поддержке, какую она получает в советском обществе, есть наука всенародная. Не только в постановке задач, но и в их разрешении она не замыкается в себе, а опирается на опыт передовых советских людей — на практику и изобретательскую мысль работников индустрии, сельского хозяйства, экспериментаторов-животноводов, мичуринцев-растениеводов и т.д. Науку в Советской стране двигают вперед не только ученые, но и тысячи рабочих новаторов и колхозников-опытников. В нашей стране растет и ширится содружество деятелей науки с работниками производства, являющееся новым огромным стимулом к успешному развитию науки.
Наука в советском обществе отличается последовательным проведением принципа единства теории и практики. Новый опыт практической деятельности обогащает науку, двигает ее вперед, ломая устаревшие традиции. Одной из отличительных черт науки в социалистическом обществе является борьба против окостенения теории, против превращения ее в систему предрассудков. В науке часто происходит застой, вследствие того, что представители старшего и заслуженного поколения ученых ошибочно начинают рассматривать себя как «монополистов» науки. Подлинно передовой наукой является наука, которая создает широкий простор для проникновения в нее свежих, молодых сил, растущих ученых, людей практики, новаторов, ломающих устаревшие традиции в науке, создающих новые передовые традиции. Важнейшим методом преодоления противоречия между новым и старым в советской науке является критика и самокритика. Большую роль в развитии науки играют творческие споры и дискуссии. Марксизм учит, что никакая наука не может развиваться без борьбы мнений, без свободы критики. Это положение имеет огромное значение для борьбы против застоя, консерватизма, аркчеевщины в науке. Опыт проведения в СССР дискуссий (по философии, биологии, языкознанию, физиологии, политической экономии и др.) свидетельствует, что в процессе борьбы мнений, в процессе критики и самокритики наука добивается новых успехов: отбрасывается устаревшее, развенчиваются консервативные элементы, цепляющиеся за старое, отжившее, расчищается дорога всему передовому, новаторскому в науке.
Переход от социализма к коммунизму выдвигает перед советскими учеными грандиозные задачи, создает небывалые возможности для нового подъема науки и требует от советских ученых всех специальностей смелого и творческого решения всех самых разнообразных научных проблем. Коммунистическая партия поставила перед советскими учеными задачу — в ближайшее время превзойти достижения науки за пределами нашей страны. Над решением этой задачи успешно трудятся советские ученые. Наука в СССР, став достоянием широких народных масс, является орудием строительства коммунизма.
***
Политический словарь под редакцией Б.Н. Пономарева. Издание второе. Москва. Государственное издательство политической литературы. 1958 год.
НАУКА — система достоверных знаний о законах развития природы и общества; одна из форм общественного сознания.
Наука возникает и развивается в соответсвии с требованиями общественной практики, главным образом материального производства. Прогресс ее заключается в том, что она все полнее и глубже познает действительность. В составе наук следует различать:
1) накопленные и проверенные факты;
2) проверенные и доказанные практикой законы, формулы, теоремы и т.д.;
3) основанные на фактах и ранее открытых законах научные предположения, которые могут быть подтверждены или опровергнуты дальнейшим развитием науки;
4) общетеоретические выводы из законов, их философское истолкование;
В общей системе достоверных знаний о законах окружающего мира различают специальные науки, каждая из которых изучает какую-либо отдельную форму или ряд связанных между собою форм движения материи. Специальные науки делятся на три группы: на естественные науки, изучающие законы развития природы (астрономия, биология, физика, химия и т.д.), и науки о познании.
Наука существует и развивается всегда в условиях определенного способа производства. Поэтому ее развитие определяется не только ростом производительных сил, но и развитием производственных отношений.
История науки знает немало примеров того, как устаревшие производственные отношения тормозили разработку и использование открытий науки или, наоборот, новые производственные отношения создавали дополнительные благоприятные условия для быстрого развития науки и его широкого использования.
Победа Октябрьской революции создала новые условия для развития науки в СССР, поставила ее на службу интересам народа. Научные работы ведутся не только в специальных научных учреждениях, но и на крупных промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах. Содружество ученых с работниками производства является огромным стимулом к развитию науки. Советское государство создало большую сеть научно-исследовательских институтов и учреждений, обеспечило широкую подготовку научных кадров. В вузах и научных учреждениях страны занято 240 тысяч научных работников — в 24 раза больше чем до революции. Проникая во все сферы общественной жизни, наука в социалистическом обществе становится великой созидательной силой. Триумфом социалистической науки и техники стал запуск Советским Союзом в 1957 искусственных спутников Земли.