Серия О художниках и картинах

Трудный путь в искусстве

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Ваза "Туман", 1899

Из воспоминаний известной меценатки княгини Тенишевой: «Вскоре после возвращения Бенуа из Петербурга с похорон отца он стал мне рассказывать о какой-то молодой, талантливой скульпторше из крестьянок, очень нуждающейся и подающей блестящие надежды, начал меня уговаривать взять ее на свое попечение, дать ей средства окончить свое художественное образование, говоря, что я этим не только сделаю ее, но и свою славу. Но все его красноречие на этот раз пропало даром… Потом, много лет спустя, мне пришлось очень пожалеть об этом решении. Однажды ко мне в Талашкино приехала одна дама, москвичка, близко знакомая со всем художественным миром Москвы и Петербурга. Она стала мне рассказывать о Голубкиной, скульпторше, вышедшей из народа, действительно настоящем таланте-самородке. Она теперь живет у родных в уездном городишке Зарайске, в самой бедной и некультурной обстановке, где она должна и работать. Ей никак не удается пробиться, вещи ее, несмотря на огромную художественную и даже материальную ценность (как, например, скульптура из дорогого хорошего дерева, превосходно выполненная), с трудом, едва-едва находят себе сбыт или продаются за самые ничтожные цены, не окупающие ей даже понесенные ею затраты на выполнение. Ей не удается получить заказы, так как к женщине-скульптору все еще чувствуется какое-то недоверие, предпочитают обращаться к посредственным скульпторам».

Отношение к женскому творчеству даже в начале 20 века действительно было если не пренебрежительным, то не слишком серьезным. Женщин-скульпторов того времени можно пересчитать по пальцам. Из русских на ум приходит, разве что, Вера Мухина. Но Мухина росла в относительно обеспеченной купеческой семье, которая могла обеспечить ей хоть какую-то поддержку. Добиться успеха человеку «из народа» было сложно, а женщине - тем более. И все же добиться признания Голубкиной удалось, хоть и не в полной мере.

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Анна Семеновна Голубкина (1864 - 1927) родилась в Зарайске – маленьком городке в Рязанской губернии в старообрядческой семье. Ее воспитанием занимался дед – бывший крепостной, который сам смог выкупить свою свободу. Отец умер рано. Большая семья жила с доходов от небольшого постоялого двора и продажи овощей с собственного огорода. Выращиванием овощей до 25 лет занималась и Анна. Затем она отправилась покорять Москву. Для будущего творца 25 лет – обычно уже время активной работы, и начинать учебу было поздновато. Сначала она собиралась учиться работе с фарфором в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», которая всем понравилась, и ее взяли. Через год она поступила в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась три года. После этого в Академию художеств, но проучилась в ней недолго и уехала в Париж. Пребывание в Париже ознаменовалось не только получением новых знаний, но и несчастной любовью, двумя попытками самоубийства и долгой депрессией. Голубкина вообще отличалась неустойчивой психикой, сложным характером и не раз впадала в тяжелые депрессии. В Париже Голубкина училсь у Родена и представила свою скульптуру на знаменитом салоне, где получила бронзовую медаль.

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

"Старость", 1898

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

В Россию Голубкина вернулась уже относительно известным скульпторов. Она получила заказ от Саввы Морозова на барельеф для украшения МХАТа, а также создал скульптурные портреты прославленных современников. Казалось бы, жизнь наладилась, но женщина увлеклась революционными идеями, входила в различные сомнительные кружки, занималась агитацией. По заказу РСДРП она создает бюст Маркса, устраивает на своей квартире явочную квартиру для подпольщиков. В результате она стала считаться неблагонадежной. Ей даже официально запретили переступать порог учебных заведений, что привело к скандалу. Считается, что Серов уволился из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, потому что в него не пускали Голубкину, а он якобы проявил солидарность (хотя это был, вероятно, лишь повод). В 1907 году ее арестовали и посадили в крепость, но вскоре выпустили. В 1914 году состоялась первая персональная выставка Голубкиной в стенах Музея изящных искусств. Билеты раскупили быстро, но ни одной работы на выставке продано не было из-з того, что художница поставила на них высокие цены (при том, что до этого из-з безденежья продавала их совсем дешево). В 1915 году у Голубкиной вновь обострилась депрессия, и она несколько лет не работала. С новой властью у нее отношения не сложиль. Революционная романтика – одно, суровая реальность – другое. В итоге Голубкина вернулась в Зарайск, где умерла в кругу родных. Мужа и детей у нее не было, но были горячо любимые племянники. Оставшиеся работы родственники передали в мемориальную мастерскую в Москве. Затем творчество скульптора попало под компанию по боьбе с формализмом, коллекцию распределили по различным музеям. Позже имя ее реабилитировали, но собрать коллекцию воедино не получилось.

Другие работы автора

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

"Лисичка", 1902

**************************************

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост
Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Кариатиды, 1911

********************************************

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Е. Носова, 1912

*************************************

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Л. Н. Толстой

************************************

Трудный путь в искусстве Искусство, История искусств, Скульптура, Скульпторы, Длиннопост

Березка, 1927 (последняя работа скульптора)