201

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники Наука, История, Живопись, Пещерный человек, Антропология, Копипаста, Elementy ru, Наскальная живопись, Длиннопост

Рис. 1. Первобытный бизон. 16000–14000 лет. Натурная копия изображения на сводах пещеры Альтамира в Кантабрии, Испания. Фото А. Журавлёва


Большинство четвероногих млекопитающих переставляют ноги в сходной последовательности, и различия наблюдаются только во времени, в течение которого животное опирается на ту или иную ногу. Насколько хорошо художники и скульпторы разных эпох представляли, как ходят реальные животные? Проанализировав тысячу иллюстраций и скульптур, группа венгерских биофизиков пришла к выводу, что пещерные художники позднего палеолита ошибались гораздо реже (в 46,2% случаев), чем их последователи, которые очень часто (в 83,5% случаев) рисовали и ваяли животных, по сути, наобум. Положение изменилось к лучшему лишь в 1880-е годы, после публикации покадровой съемки американского фотографа Эдварда Майбриджа.


Габор Хорват (Gabor Horvath) и его сотрудники Этелька Фаркаш (Etelka Farkas), Дьёрдь Кришка (Gyorgy Kriska), Миклош Блахо (Miklos Blaho) с отделения биофизики Будапештского университета имени Лоранда Этвёша и Ильдико Бонч (Ildiko Boncz) из Университета Западной Венгрии в Сомбатхее в последние годы опубликовали несколько необычных исследований. Среди них работы о зрительных способностях вымерших палеозойских членистоногих трилобитов и о навигации викингов с помощью поляризационного компаса. На этот раз исследователей заинтересовал вопрос: насколько хорошо художники умеют изображать реальных животных, а конкретно — четвероногих млекопитающих — во время ходьбы?


Впервые эта проблема всерьез озаботила американского фотографа Эдварда Майбриджа (Eadweard Muybridge) в конце XIX века. Чтобы доказать, что лошадь при беге никогда не отрывает одновременно все четыре ноги от грунта, Майбридж провел скоростную покадровую фотосъемку на бегах в Калифорнии, а затем опубликовал результаты своей работы (Muybridge, 1881). Он не остановился на достигнутом и проделал подобную работу с несколькими другими млекопитающими, превратив свое увлечение в профессиональное изучение локомоции животных (Muybridge, 1887, 1899). Его фотоальбомы с тех пор служат наглядными пособиями для художников-анималистов и трудами, без оглядки на которые не обходится ни один специалист по локомоции.


Поэтому венгерские биофизики разделили 1000 обработанных ими репродукций картин и фотографий скульптур на три группы: 1) доисторические, или пещерные, живописцы (39) (рис. 1); 2) художники, предшествующие Майбриджу (272); и 3) авторы более поздних полотен и статуй (686). Для того чтобы сравнить в деталях изображенных четвероногих, исследователи составили матрицу, на которой запечатлели все фазы движения лошади — отдельно для передних и отдельно для задних конечностей, причем не только реальные, но и все те, которые могут быть нарисованы (рис. 2). Лошадь была избрана в качестве модели, поскольку именно это животное изображено на 829 произведениях искусства из 1000.

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники Наука, История, Живопись, Пещерный человек, Антропология, Копипаста, Elementy ru, Наскальная живопись, Длиннопост

Рис. 2. Матрица идущей лошади из обсуждаемой работы, составленная на основе монографии Гамбаряна (1972). A–H и a–h — фазы движения передних и задних конечностей соответственно. Серыми и черными квадратиками обозначены совпадающие по фазе правильные положения обеих пар конечностей (всего 8 фаз), белыми — неправильные положения. Из обсуждаемой статьи в PLOS one


С точки зрения биомеханики ритмичные изменения позиции каждой из конечностей во время полного цикла движения связаны со смещением позиции центра тяжести тела и, следовательно, с силами, которые конечности прилагают к земной поверхности, чтобы не упасть. Поэтому положение двух задних или двух передних конечностей относительно друг друга всегда не совпадает по фазе на половину полного цикла, а цикл осуществляется по формуле: левая задняя — левая передняя — правая задняя — правая передняя. Этот тип походки называется латеральным последовательным. (Реже используется диагональная последовательная походка.)

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники Наука, История, Живопись, Пещерный человек, Антропология, Копипаста, Elementy ru, Наскальная живопись, Длиннопост

Рис. 3. Контурные прорисовки лошадей: из пещеры Ласко во Франции, доисторический период (А), с рисунка Леонардо да Винчи, исторический период (Б) и конной статуи работы Лайоша Гьёрфи, современный период (В). Латинскими буквами обозначены конечности: LF — левая передняя, RF — правая передняя, LH — левая задняя и RH — правая задняя. Из обсуждаемой статьи в PLOS one и дополнительных материалов к ней


В результате статистической обработки изображений и сравнения их с матрицей выяснилось, что художники верхнего палеолита ошибались в 46,2% случаев (рис. 3А). Эта погрешность не превышает даже ту, которая существует в специальных учебниках по анатомии и в музеях, включая как рисунки, так и чучела (46,6%). А вот художники и скульпторы исторической эпохи, включая самых дотошных исследователей природы, таких как Леонардо да Винчи, в 83,5% случаев изображали походку животных неверно (рис. 3Б). Эта величина превышает даже вероятную статистическую погрешность — 73,3%. Можно сказать, что художники той поры если и изображали лошадь правильно, то по чистой случайности. Следует отметить, что ваятели грешили неточностями несколько реже живописцев, поскольку при некоторых положениях конечностей, изображенных на картинах, статуи просто не держались бы на ногах. Лишь с выходом в свет капитальных работ Майбриджа количество ошибок сократилось до 57,9% (рис. 3В). Впрочем, троглодитов превзойти всё равно не удалось.


Источник: G. Horvath, E. Farkas, I. Boncz, M. Blaho, G. Kriska. Cavemen were better at depicting quadruped walking than modern artists: Erroneous walking illustrations in the fine arts from Prehistory to Today // PLOS one. 2012. V. 7(12): e49786. Doi:10.1371/journal.pone.0049786.



Андрей Журавлёв

Найдены возможные дубликаты

+30

В средневековье вообще не заморачивались

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+16

Это не слон, вот правильный слон.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4
Иллюстрация к комментарию
+15
Троглодиты, говорите...
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+3
Бггг, тоже про них подумала.
+2
Иллюстрация к комментарию
+9

Но ведь есть кони-иноходцы, которые ценятся за плавный бег и нетряскость. Про средневековье не знаю, но по книгам 19 века иноходцев очень ценили, так что могли и запечатлеть.

Иллюстрация к комментарию
+2

Статья вынесла мне  мозг. И матрица с располовиненным табуном тут даже не при чем.

"Чтобы доказать, что лошадь при беге никогда не отрывает одновременно все четыре ноги от грунта, Майбридж провел скоростную покадровую фотосъемку на бегах в Калифорнии, а затем опубликовал результаты своей работы"
На бегах лошади могут бежать рысью - ноги ставятся диагонально и фаза подвисания в воздухе точно есть. Могут бежать иноходью, но там тоже есть подвисание. Искала картинки, оказывается на пикабу был пост на эту тему: https://pikabu.ru/story/bega_inokhodtsev_4109226

"Поэтому положение двух задних или двух передних конечностей относительно друг друга всегда не совпадает по фазе на половину полного цикла, а цикл осуществляется по формуле: левая задняя — левая передняя — правая задняя — правая передняя. Этот тип походки называется латеральным последовательным. (Реже используется диагональная последовательная походка.)"

У лошадей как раз диагональная последовательная походка, гораздо реже встречается иноходь (как на картинке с правильным медведем). Люди тоже диагонально перемещаются: при выносе правой ноги вперед идет левая рука.


" А вот художники и скульпторы исторической эпохи, включая самых дотошных исследователей природы, таких как Леонардо да Винчи, в 83,5% случаев изображали походку животных неверно (рис. 3Б)."
На рис. 3Б как раз изображена нормальная рысь.

"Лишь с выходом в свет капитальных работ Майбриджа количество ошибок сократилось до 57,9% (рис. 3В). "
На рис. 3В лошадь стоит и роет землю копытом. Она не идет нормальным шагом, она не идет иноходью, т.к. иноходь выглядит - см. медведя, а на шагу ноги двигаются диагонально.

Веселое животное на рис. 3А скачет галопом и фаза галопа изображена правильно.

+4

Хрен ли тут говорить, даже на логотипе едросов медведь намалёван так, как он никогда не ходит. Мене кажется с течением времени всё становится только хуже.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+11
Утверждения в посте, как и твой комментарий, ничего общего с действительностью не имеют. Современные художники стремятся не к точной передачи действительности, а к яркому, узнаваемому и приятному образу. Пример с логотипом совсем не уместен, ведь помимо всего прочего логотип должен хорошо читаться, будь он мелким, чёрно-белым или же попросту некачественно напечатанным, а так же укладываться в определенную форму для простоты использования.

Почему в посте не предрались к остальным неточностям картинки А?
раскрыть ветку 1
+2
И я напомню, что у художников не только заказчики есть, но ещё и толпа критиков. Устоявшиеся образы изображений животных не просто так появились. Если заказчик Да Винчи 10 раз отверг эскизы, потому что ему ноги коня не нравились, то логично, что удачный результат закрепился не только у художника, но и всех его учеников и последователей.

Бесполезное, короче, исследование. Людям нужен образ, а не реальность.
+1

как бы эту идею еще Роден разбирал, Фотография менее реалистична чем нарисованная картинка, именно из за этих "ошибок". Взгляд человека не неподвижен как объектив фотоаппарата, он двигается от одной части изображения к другой и застает их в разное время в разном положении. Поэтому эти неточности создают иллюзию движения

0
главное не говорите об этом сценаристам с рентв...
0
Наука-это хорошо. Даже вроде в таких мелочах.
-10

Мне кажется фигня эти исследования. Кандидат на шнобелевскую премию.

Взять к примеру цирковых лошадей. Те такие пируэты загибают что всегда можно поймать момент,  который изображен на какой-нибудь "неправильной" картинке.

ещё комментарий
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: